МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

«Время наших прозрений»

О силе слова, о мощи голоса Олжаса Сулейменова — очередное заседание кинолектория Центра сближения культур

Накануне Дня работников средств массовой информации Казахстана в Международном центре сближения культур под эгидой ЮНЕСКО прошла встреча журналистов и редакторов с сотрудниками центра, возглавляемого Олжасом Омаровичем Сулейменовым.

Документальный фильм как повод поблагодарить журналистов

В Международном центре сближения культур под эгидой ЮНЕСКО 27 июня 2025 года состоялось очередное заседание кинолектория. Темой для встречи стали просмотр и обсуждение фильма «Руанда елiнде» («Страна тысячи холмов»), снятого в 1982 году режиссером Б. Дауылбаевым и оператором М. Дугановым на основе сценария Олжаса Сулейменова. Для съемок этого документального фильма в 1982 году в африканскую страну Руанду отправилось несколько известных журналистов-международников Советского Союза. В составе делегации были казахстанские специалисты киноиндустрии во главе с Олжасом Омаровичем. Фильм, представленный когда-то всем казахстанским и советским зрителям на центральных телеканалах, а ныне полузабытый, но возвращенный из архивов для широкого международного зрителя, стал ярким маркером того, насколько весомыми и бессмертными могут быть слово и его зрительный образ.

И тот момент, что встреча состоялась накануне казахстанского Дня работников средств массовой информации, позволил обратить внимание на их представителей. Было приятно получить благодарственное письмо, написанное и подписанное Олжасом Сулейменовым и журналисту наших изданий «Московский комсомолец» в Казахстане» и «Новое поколение». Его Слова останутся в наших сердцах:

«В День работников средств массовой информации выражаем Вам благодарность за высокий профессионализм, оперативность и информационную поддержку в освещении деятельности нашего Центра, сближающего культуры через знания.

Ваша многолетняя деятельность в отечественных СМИ всегда поддерживала и укрепляла авторитет печатного слова в Казахстане и за его пределами.

Желаем Вам крепкого здоровья, новых публикаций и заинтересованных читателей.

28 июня 2025 года. Алматы.

Директор Международного Центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО (категории II) О.О. Сулейменов».

Среди тех, кто получил такие благодарственные письма: Сагымбай Козыбаев, президент Академии журналистики Казахстана; Валерий Жандаулетов, Сауле Жиреншина, Ольга Зорина, Александр Краснер, Тлеужан Есильбаев.

И вот о Слове. Перед началом фильма собравшиеся смотрели передачу, в которой прозвучали бессмертные строки «Любая влага, влитая в кувшин...»

Это стихотворение Олжаса Сулейменова было переведено на множество языков, а в Париже, в последний год ушедшего ХХ века, его распечатанным на всех столбах города прочитали тысячи парижан и гостей французской столицы. Об этом также силой своего слова и голоса нам вещает из документального фильма об Олжасе Омаровиче Василий Лановой — советский и российский актер театра и кино, мастер художественного слова, общественный деятель, театральный педагог, народный артист СССР. Стихотворение читает в нем сам Сулейменов:

Любая влага,

влитая в кувшин,

спешит принять

его литую форму,

а слово,

проникая в глушь души,

ей сообщает

собственную форму.

Тьму искажает образами

ночь,

в конях отстали

борзые комони...

Всегда,

повсюду —

горлом превозмочь

границы ужасающих гармоний.

Так, в мир входя,

мы изменяем мир,

он — оболочка,

мы — его основа,

мой мир,

рябясь, морщинясь,

как эфир,

приобретает очертанье СЛОВА.

Искрится дым —

сгорел последний том...

Но

вечен знак над легким пеплом

букв,

над кошмами,

над каменной плитой

изогнутый лекалом мысли

ЗВУК.

И этот звук голоса, речи, мысли Олжаса Омаровича мы слышим в представленном в кинолектории фильме о Руанде.

Руанда в своем развитии до геноцида

Фильм посвящен поездке делегации казахстанских тележурналистов во главе с Олжасом Сулейменовым в Руанду в 1982 году. В своем видеорепортаже режиссеры запечатлели жизнь африканской страны и красоту ее природы. Здесь ровно через 10 лет, в 1990-е годы, произошли один из крупнейших в истории геноцид и гражданская война. Но казахстанские тележурналисты успели запечатлеть на пленку мирную эпоху созидательного труда, преобразившего землю африканского континента. Особый интерес в фильме представляют редчайшие кадры из жизни горных горилл, заснятых операторами киностудии «Казахфильм» на холмах Вирунга. Удивительное совпадение — в день алматинского Кинолектория в Белом доме президент США Дональд Трамп принимал делегации из Руанды и Конго, подписавших соглашение о мире спустя 30 лет.

Приведем некоторые цитаты и записи Олжаса Сулейменова о той запомнившейся ему и многим поездке в Руанду: «В 1982 году в Руанду на празднование 20-летия независимого государства. Там жили вместе два главных племени — тутси и хуту. Мы сняли фильм, побывали на знаменитой горе, где обитали горные гориллы. Их осталось на Земле около двухсот особей. Отсняли. (Потом показали ленту у нас в «Клубе кинопутешествий»). Засняли прекрасные фермы, оставшиеся от бельгийцев, сытых веселых тружеников-крестьян. Начерно смонтированный фильм показали местным властям. Очень им понравилась собственная страна, отраженная на кинопленке. Президент пригласил приехать через десять лет к следующему юбилею и сделать новую картину. «Руанду вы тогда не узнаете. Она будет другой!»

«Через 10 лет Руанда действительно стала другой — там шла гражданская война. А проще — резня. За одну неделю погибло более миллиона человек. Причина? Люди из племени хуту посчитали, что тутси засиделся на президентском троне — пора там посидеть и им. Так отметили 30-летие независимости. И разве только Руанда? А Конго, Ангола, Мозамбик, Сомали... Вся Африка в девяностых содрогалась в конвульсиях. И не только Африка. Перераспределение власти кланов происходило и в Европе (югославская трагедия), и в Евразии, в новых государствах СНГ — самый распространенный из первых признаков независимости».

«В должности председателя Комитета по связям с писателями стран Азии и Африки я посетил почти шестьдесят стран этих континентов за два десятка лет. Общался со многими руководителями освободительных движений деколонизированных стран. Подытоживая этот опыт, вывел главную ошибку национально-освободительных движений. Основной и конечной целью деколонизации виделась только Независимость. А что будет после достижения цели, борцов не интересовало, и это губительно сказалось на программе освобождения».

«Серый стреляет...»

В стихотворении «Минута молчания на краю света», написанном в 1968 году, Олжас Омарович отразил поэтические размышления по другому поводу, но на схожую тему:

Белый стреляет в черного?

Серый стреляет.

Черный стреляет в белого?

Серый стреляет.

Серый взгляд

проникает в сердце,

пронзительный, волчий.

Узнаю вас по взгляду,

серая раса —

сволочи.

Понимаю, пока

в этом самом цветном столетье

невозможны без вас

даже маленькие трагедии.

Невозможны без вас

ни улыбки мои,

ни смех.

Невозможны без вас

и победы мои,

и смерть.

Вам обязан атакой!

В свете полдня

и в холоде полночи

я иду,

мы идем вам навстречу,

серые сволочи —

сквозь провалы ошибок,

отчаяний, самопрезрений,

чтоб минуты молчания

стали временем

ваших прозрений.

К эпохе осознанной взаимозависимости

История подсказала народам другую формулу пути в будущее, сформулированную поэтом:

От веков Зависимости —

Через период Независимости —

К эпохе осознанной (а не навязанной)

Взаимозависимости.

Как отмечает один из главных организаторов состоявшейся встречи Игорь Крупко — доктор философии, заместитель директора Центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО по науке и внешним связям:

— Поэтически точная формула пути в будущее Олжаса Сулейменова «От веков колониальной Зависимости — через период Независимости — к эпохе осознанной Взаимозависимости» с каждым десятилетием обретает все большую историческую убедительность и признание международных организаций, войдя в число фундаментальных идей, направленных на преобразование мира и сближение культур в XXI веке. Отличие Олжаса Омаровича от многих великих авторов прошлого в том, что вместо «точки зрения над схваткой» он поставил свое жизнетворчество в центр мировых схваток. Поэт вмешивается в историю, возвращая народам утраченные надежды. Находя зерна противоречий и войн, со временем выросшие в хронические болезни человечества, он всегда пытался их исцелить. И в этом жизнетворчестве десятилетиями вырабатывалось его идейное учение об осознанной взаимозависимости, воспитывающее планетарное сознание. Планетарное сознание не противоположно национальному, оно — высшая форма его развития. Это общечеловеческое сознание включает в себя духовные ценности всех культур. В каждой стране уже есть люди — носители планетарного сознания, и надежда мира на то, что такие личности все чаще будут избираться во главу своих государств, лидерами наций. Таким легче понять общие проблемы и легче договориться о совместных решениях. На это направлена идея сближения культур, которую выдвинул Олжас Омарович и которую реализует наш центр под эгидой ЮНЕСКО. Узнать истоки, понять, почему культуры расходились и снова сближались, помогут знания, которые объяснят происхождение письменностей, языков начиная с самых древних. И мир наш должен понять, что сближение культур — это произведение их взаимозависимости.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах