МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Полиция Алматы провела первый рейд по новым правилам эксплуатации мопедов

С 5 апреля 2025 года вступили в силу изменения в законодательстве Республики Казахстан, утвержденные главой государства Касым-Жомартом Токаевым. Мопеды и скутеры теперь классифицируются как механические транспортные средства, и для их законной эксплуатации необходимо зарегистрировать мопед или скутер, иметь водительское удостоверение установленного образца, а также пройти техосмотр и оформить страховку.

Новые правила также включают обязательное использование мотошлемов, запрет на опасные маневры и ограничения на перевозку пассажиров и грузов. Кроме того, значительно увеличены штрафы за нарушения ПДД, а водители, ставшие виновниками ДТП с тяжкими последствиями, теперь несут уголовную ответственность наравне с водителями других механических транспортных средств.

Ужесточение законодательства было вызвано рядом причин, включая значительный рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием мопедов, многочисленные жалобы граждан на шум и опасное вождение этих транспортных средств, а также отсутствие должной ответственности со стороны водителей мопедов в рамках прежнего законодательства. Официальная статистика МВД свидетельствует о тревожной тенденции: в 2023 году было зарегистрировано более 750 ДТП с участием мопедов, что в четыре раза превышает показатели 2022 года. В одном только Алматы в 2023-м произошло 617 подобных инцидентов, а к определенному моменту 2024 года их число возросло до 743.

Уже 7 апреля в Алматы сотрудниками полиции был проведен рейд по новым правилам эксплуатации мопедов. Пригласили представителей СМИ, среди которых были и журналисты «МК» в Казахстане».

«За два дня со вступления закона в силу выявлено более 200 нарушений ПДД, которые допустили водители мопедов. Это выезды на занятый перекресток, управление транспортным средством без документов. Также есть два факта управления в нетрезвом состоянии. Все эти нарушения были зафиксированы и у зарегистрированных мопедов, и у незарегистрированных. Мы проводим этот рейд не для того, чтобы штрафовать. Наша цель — предупредить, объяснить и помочь людям адаптироваться к новым требованиям. К сожалению, за последние годы мопеды стали частыми участниками аварий. Среди водителей нередко встречаются подростки без прав и шлемов. Мы не хотим, чтобы это заканчивалось трагедией. Статистика говорит сама за себя. Новые нормы — это не просто формальность. Это шаг к порядку на дорогах и к сохранению жизни. Мы хотим, чтобы люди осознали важность соблюдения правил», — подчеркнул начальник управления местной полицейской службы ДП города Алматы Серик Шумаев во время короткого пресс-подхода перед рейдом.

Главное — это профилактика правонарушений и контроль

Журналисты редакции «МК» в Казахстане» выехали в рейд с экипажем, состоящим из двух капитанов полиции — Айдоса Абаева и Русланбека Алменбетова. На борту их патрульного автомобиля красовался номер 99, а патрулировал наш экипаж территорию Ауэзовского района.

Сотрудники полиции сразу сообщили, что с 5 апреля количество скутеров и мопедов на улицах города заметно снизилось. В период с 10.35 по 11.15 в рамках профилактики, а также для проверки документов были остановлены несколько водителей. Как оказалось, все необходимые документы, а также номера государственного образца у них имелись.

В 11.18, патрулируя по проспекту Райымбека в восточном направлении, сотрудники полиции задержали первого нарушителя на темно-сером мопеде. У водителя не было водительского удостоверения, а на мопеде отсутствовал номер государственного образца. Сам водитель утверждал, что выехал на проезжую часть, чтобы продать мопед. По его словам, он не доехал до покупателя всего каких-то 200 метров. В 11.40 экипаж прибыл к УП Ауэзовского района вместе с нарушителем. Транспортное средство было направлено на штрафстоянку.

«На данного водителя будет составляться два протокола. По статье КоАП 612 часть 2, так как он управлял транспортным средством, не имея водительского удостоверения, и второй протокол за отсутствие номеров государственного образца (КоАП 590 часть 2. — Прим. ред.). Мопед будет водворяться на специальную стоянку», — отметил капитан полиции Айдос Абаев.

Сразу после сотрудниками полиции было продолжено патрулирование вплоть до 12.24. На участке дороги по улице Саина между улицами Жубанова и Толе би полицейскими был обнаружен черный мопед без номеров государственного образца. Первое требование остановиться водитель транспортного средства проигнорировал, а после второго на скорости свернул в близлежащий двор.

После первого поворота перед мопедом встало непреодолимое препятствие — лестница. Водитель свернул в колею под домом и попытался снова выехать к проезжей части, однако путь оказался загорожен. В 12.30 его догнали сотрудники полиции и к 12.48 доставили в Управление полиции Ауэзовского района города Алматы.

Водитель утверждал, что как раз занимался оформлением своего транспортного средства, однако до сих пор не сделал этого, ссылаясь на очереди в ЦОНах. Нарушителю были выписаны штрафы по тем же статьям КоАП (612 часть 2, 590 часть 2).

Сумма штрафа по вышеуказанным статьям КоАП составляет 50 МРП — 137 620 тенге (в случае погашения в течение семи дней предоставляется возможность погасить штраф за половину стоимости).

Решение — в ужесточении наказания

Водители скутеров и мопедов теперь будут нести такую же административную ответственность за нарушения правил дорожного движения, как и водители других механических транспортных средств. В частности, значительно увеличены размеры штрафов. Например, штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора возрос до 10 МРП. Управление незарегистрированным мопедом влечет за собой штраф в размере 10 МРП. Ужесточены наказания за управление мопедом без водительского удостоверения (штраф в размере 5 МРП) или за управление мопедом лицом, лишенным права управления транспортными средствами (штраф в размере 50 МРП либо административный арест на 10 суток). Значительно ужесточены санкции за управление мопедом в состоянии алкогольного опьянения: теперь это влечет административный арест на 15 суток и лишение права управления транспортным средством на семь лет. Ранее за любые нарушения ПДД водители мопедов привлекались к ответственности по статье 615 Кодекса об административных правонарушениях с минимальным штрафом в 2 МРП. Теперь же к ним применяются более строгие санкции в соответствии со статьями 590, 599, 608 и другими статьями КоАП.

Значительное увеличение административных штрафов свидетельствует о переходе от рассмотрения нарушений, совершаемых водителями мопедов, как незначительных правонарушений к приравниванию их к нарушениям, совершаемым водителями других транспортных средств.

Во время рейда чисто визуально общее количество мопедов на дорогах сильно уменьшилось в сравнении с тем, что было до 5 апреля. Ими пользуются, но уже имея номера государственного образца, а также все необходимые документы.

Тенденция ясна: количество мопедов на дорогах ввиду объективных причин будет уменьшаться. С этим согласны и сотрудники полиции, которые сопровождали журналистов нашей редакции в рейде. Рано или поздно лихачи без номеров и без прав будут наказаны по всей строгости нового закона.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах