Военно-исторический музей Министeрства оборoны Республики Казахстан был открыт в Алма-Ате в 1965 году. Практически все экспонаты для его экспозиции были собраны дочерью генерала Панфилова — Валентиной Ивановной, ушедшей добровольцем на фронт и прошедшей войну в составе знаменитой Панфиловской дивизии.
В 2025 году во всех странах СНГ отмечается 80-летие со Дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Роль Казахстана в этой Победе неоценима. Напомним, что Великая Отечественная война, как самая продолжительная часть Второй мировой войны, началась 22 июня 1941 года вторжением в Советский Союз нацистской Германии и закончилась 9 мая 1945 года Победой СССР.
Все для фронта! Все для Победы!
Этот призыв в годы Великой Отечественной означал не пустые слова. Общая численность мобилизованных во время войны в ряды Вооруженных сил из Казахстана составила 1 196 194 человека. Всего в Великой Отечественной войне участвовали 1 374 194 казахстанца (включая 178 000, ранее призванных на срочную службу). Более 600 тысяч не вернулись с той страшной войны.
— Воевали миллионы, и погибали миллионы. Война, пусть она будет проклята, Казахстану дала резкий рост индустриализации и развития сельского хозяйства, образования, науки, культуры, — говорит Алуа Бахытжановна Байкадамова. — Только в первый год войны сюда было эвакуировано 142 единицы заводов и фабрик. К концу войны с учетом этих 142 было построено 400 предприятий. Многие заводы и фабрики, которые были эвакуированы в Казахстан, начинали выпускать продукцию уже через две недели. Причем это были заводы-дублеры и цеха-дублеры. Самый простой пример — макаронные и табачные фабрики. Калибр макарон и гильз папирос был 7,62 миллиметра, поэтому при этих фабриках стояли цеха, и во время войны в них выпускали патроны. И так повсюду. И предприятия работали на всю мощность. Я уже не говорю про настоящий подвиг нашего отечественного ученого-геолога Каныша Сатпаева.
В 1928 году Каныш Сатпаев обнаружил в Жезды поверхностные появления богатых по содержанию браунитовых (марганцевых) руд. Несмотря на то, что осенью в Народный комиссариат черной металлургии была направлена заявка, в которой общий запас месторождения Жезды оценивался в миллион тонн руды, Сатпаев был уверен, что эта цифра намного больше. Понимая, что ситуация с марганцем критическая, он настаивал на том, чтобы немедленно начать разработку этого месторождения. Некоторые геологи разработку этого месторождения хотели отложить до окончания геологоразведочных работ, но Каныш Имантаевич взял всю ответственность на себя. Смог убедить представителя главка, что месторождение сможет заменить те, что остались на оккупированной территории.
— Рисковал ли Сатпаев? Конечно же, рисковал, но он, как опытный геолог, был убежден в перспективности этого месторождения. Мало того, он не побоялся — на свой страх и риск поехал в Москву и доказал, что в Казахстане есть марганец! Через два месяца началась добыча, и такого события в истории геологии никогда не было, так как обычно для того, чтобы начать добычу, проходит не менее 10 лет, — считает Алуа Бахытжановна.
Также Алуа Байкадамова рассказала о женщинах, спускавшихся в шахты, встававших у станков. Во время войны происходило развитие угольной и нефтяной промышленности. А все, что добыли, изготовили, нужно было перевезти. Значит шло и развитие транспортной структуры.
— Идет война, а у руководства нашей страны болит голова о том, кто будет преподавать в школах. В 1944 году в стране открываются институты: женский педагогический, физкультурный, иностранных языков, Джамбульский технологический.
В годы войны в Казахстан эвакуировали множество советских ученых. В республике жили и работали известный астроном Фесенков, лингвист Мещанинов, знаменитый востоковед-тюрколог Малов. В институтах казахского филиала АН СССР числились 40 докторов наук и профессоров. Воспользовавшись этой ситуацией, Каныш Имантаевич Сатпаев приложил все усилия, чтобы воплотить в жизнь свою мечту — открыть казахстанскую Академию наук.
И 1 июня 1946 года на торжественном заседании в зрительном зале Театра оперы и балета в присутствии самых известных ученых страны была открыта Академия наук Казахской ССР. Она была создана на базе казахского филиала Академии наук СССР (до 1938 года — Казахстанская база АН СССР). До 40-х годов в Казахстане уже работало 11 научно-исследовательских и проектных институтов. Казахстанские ученые проводили исследования в области биологии, истории и этнографии, разведки полезных ископаемых.
Активно вели деятельность киностудии. Алма-Атинская, «Ленфильм» и «Мосфильм» в период войны были объединены в Центральную объединенную киностудию художественных фильмов (ЦОКС). Четыре из пяти советских фильмов в годы войны снимались в Алма-Ате. В таких кинокартинах, как «Два бойца», «Партизаны», «Секретарь райкома», «В степях Украины», «Ленинградцы», «Георгий Саакадзе» и других, снятых в тогдашней столице Казахстана, советские деятели киноискусства показывали бесстрашие и стойкость народа в борьбе с иноземными захватчиками. За два года войны были выпущены 23 полнометражные картины, сняты такие документальные ленты, как «8-я Гвардейская», «Песни Абая», «Сын бойца», «Казахский киноконцерт — фронту», «Тебе, фронт».
— А куда мы денем героев-рисоводов?! И нашего батыра-борца Хаджи Мукана, который мало того что на все заработанные средства построил самолет для фронта и назвал его «Амангельды Иманов», он еще создал цирковую труппу и гастролировал с ней, собирая деньги для фронта. Вот что значило «Все для фронта! Все для Победы!» — говорит Алуа Байкадамова. — У одного моего друга семья проживала в степях за Аралом. Так вот его отец, будучи в непризывном возрасте, пошел на войну добровольцем, хотя не знал по-русски ни слова. И прошел Крым, Сталинград, закончив войну в Восточной Пруссии. У него куча благодарностей от Сталина. В дивизионной артиллерии на конной тяге применялись упряжки шестерками лошадей, и этот человек был ездовым конной тяги. Вот вам пример патриотизма простого степного казаха!
— Что заставляло людей так биться за свою Родину?
— Знаете, когда я задаю этот вопрос современным ребятам и спрашиваю их о том, пошли бы они сегодня партизанить, они, к моему удивлению, отвечают: «Да». «А чем воевать будете?» — спрашиваю. Ответы разные: «Отберем оружие» или еще того хуже: «Можно ограбить оружейные магазины». И тогда приходится объяснять, что время было другое — не было никаких оружейных магазинов, и, смеясь, добавлять: «Это вам не Кантар». А потом рассказываю, что в те времена у каждого секретаря обкома партии был сейф, и в нем лежал секретный конверт с координатами схронов со спрятанными в них оружием, продовольствием, средствами связи на случай войны или природной стихии.
По одной только Белоруссии в таких схронах было закопано более 70 тысяч винтовок Мосина. И тогда еще задаю молодежи такой вопрос: «Можно ли сейчас создать такие схроны?». Знаете, что они отвечают? Что нет, нельзя, потому что все разворуют и продадут. То есть молодежь понимает, что патриотизм у того поколения был абсолютно чистым, и он толкал даже девчонок, тех же легендарных «ночных ведьм», на подвиги. И они до 1942 года не брали с собой парашют, чтобы вместо его веса взять еще один снаряд. Также я рассказываю молодым о таких героях войны, как наши Сергей Луганский и Талгат Бигельдинов, Иван Павлов, Леонид Беда. Это были простые ребята, которые могли в то советское время, как бы его ни ругали, прийти и бесплатно записаться в аэроклуб и научиться управлять самолетом, прыгать с парашютом. И вот она подготовка. Даже не в армии.
Героев-панфиловцев Гитлер пытался уничтожить
Про героизм гвардейцев-панфиловцев в защите Москвы написано много, в том числе в книгах известных писателей и свидетелей подвига, но всякий раз с вопросом рассказать об этом обращаются к Алуа Байкадамовой.
— Я уже не хочу говорить про панфиловцев и битву за Москву. Действительно, так много об этом писали, и не только об этом. История дивизии началась в октябре 1941 года, а в ноябре, о котором столько написано, не закончилась. Дивизии, получившей после гибели своего командира имя Панфилова, удалось дойти до Прибалтики, где она и закончила свой боевой путь. Там, в Прибалтике, два полка дивизии попали в окружение в апреле 1945 года. Гитлер тогда старательно пытался их уничтожить и не смог. Через две недели окружения полки гордым строем вышли из него, ведя за собой 87 пленных фашистов и 78 единиц техники!
— В чем феномен личности Панфилова?
— Что меня саму до сих пор удивляет, так это факт, что любой человек, который хоть на один день заходил в Панфиловскую дивизию, называл себя панфиловцем сразу и на всю жизнь, — рассуждает Алуа Бахытжановна. — Моей маме очень повезло прослужить в дивизии с лета 1941-го по октябрь 1944-го, и это несмотря на то, что у нее было четыре ранения, два из которых тяжелые. Она всегда после госпитализации возвращалась в свою Панфиловскую дивизию, поскольку служила в медсанбате. И порой, не долечившись, просто сбегала из госпиталя в родную часть. Меня по-настоящему интересует, какими качествами характера обладал генерал Панфилов — мой дед, если он смог приобрести такой авторитет, чтобы каждый человек, попав в его дивизию хоть на один день, до конца своей жизни называл себя панфиловцем. И я пока не нахожу ответов.
Кошкарбаев — герой, выживший во имя памяти
— Те слова, с которых началось наше интервью, я произнесла на Международной научной конференции, посвященной подвигу Рахимжана Кошкарбаева, проведенной в Национальном университете обороны. Был ли он обижен на то, что не получил звание Героя Советского Союза. Почему? Я знала многих ветеранов, так как они часто приходили к моей маме, и все они говорили одну и ту же фразу: «Мы — счастливчики». В экспозиции музея лежит записная книжка моей мамы, и в ней написано: «В жизни я убежденная оптимистка. Нам, оставшимся в живых, чертовски повезло. Поэтому мы не имеем права раскисать, жить только своими страданиями, болячками, невзгодами. Память о погибших — прежде всего».
Напомним, что Рахимжан Кошкарбаев первым по дате и времени вместе с Григорием Булатовым водрузил Знамя Победы в Рейхстаге. И тому есть документальные свидетельства. «В период с 30 апреля по 2 мая над Рейхстагом было водружено 40 флагов, но зафиксированное время, когда в 11 часов утра взвод Рахимжана начал подступ к Рейхстагу и закончил его в 18.30, принадлежит именно взводу 674-го полка. И время, когда Кошкарбаев и Булатов водрузили знамя, было официально зарегистрировано».
— А таких героев, простых солдат и офицеров, которые не задумывались о том, что совершают подвиг ценой своей жизни, было много. И из Казахстана в том же Берлине первыми в Рейхстаге оказались И. Сьянов, Р. Кошкарбаев, С. Баишев, своим примером поднявший бойцов в атаку на Рейхстаг и получивший в этом бою ранение. Мы совсем не вспоминаем о 110 казахстанцах — полных кавалерах орденов Славы. Это простые солдаты, которые, как поется в песне, прошагали пол-Европы, пол-Земли. Казахстанцы воевали в партизанских отрядах не только на территории нашей страны, но и в Югославии, Польше, Чехословакии и отрядах сопротивления Франции.
Победу в Великой Отечественной войне одержал советский народ, и нравится это кому-то или нет, но под командованием главнокомандующего Иосифа Сталина, ибо армии без главнокомандующего не бывает!
Правда о войне становится ценнее
— Я хорошо помню 10 мая 2015 года. В тот день я провела 40 дней своему умершему супругу, а 12 мая вышла на работу в музей. Причем официально по трудовому договору я занимаю пост директора музея с 18 мая 2015 года. До меня музей возглавляла Эмма Абсалямовна Чупекова — настоящий музейщик, профессионал своего дела, пришедшая в него еще при моей маме. А мама начинала работу в должности инструктора по военно-патриотическому воспитанию. Кстати, в 1945 году, когда она после тяжелого ранения была направлена на работу в ЦК ЛКСМ Казахстана, у нее была такая же должность. Мама, девочка 21 года, была комиссована по инвалидности второй группы. Инвалидность ей присвоили по последнему ранению, полученному в боях за освобождение Риги. Многооскольчатое ранение с тяжелейшей контузией, и до 1957 года в теменной области головы у мамы оставался осколок пули. Я помню, как она падала не в обморок, а просто, как бревно, вперед или назад, и замирала. И даже в одном из постов в ФБ я описала свое ощущение страха за нее. Только после 1957 года, когда врач-академик Сызганов удалил осколок, приступы прекратились. Все, что собрано в этом музее, является частной коллекцией мамы, потому что вещи и предметы приносили ей как доверенному лицу войны, фронтовику и человеку с безупречной репутацией. И ни один экспонат за все время из музея не исчез.
На самом деле я думала, что музей возглавит Айгуль — моя старшая сестра, известный общественный деятель, долгое время проработавшая в вузах, экономист. Ведь я занималась воспитанием детей. У меня два сына и две дочери, и плюс на мне было постоянное поддержание состояния здоровья мужа. Я, честно говоря, пришла в музей совсем не знающей дело, и мне тогда казалось, что музей — это такая застывшая штука с экспонатами и все, а здесь оказалось неимоверно много работы — экскурсии, выставки, различные мероприятия.
Лет десять назад сюда приходило максимум 2 тысячи человек в год, сегодня мы встречаем около 20 тысяч. И, думаю, эта цифра будет увеличиваться, так как правда о войне становится ценнее. Наш музей 31 мая 2024 года посетили участники заседания ОКДБ, и нам хотелось подготовиться к этому событию, показать как можно больше материалов об участии казахстанцев в Великой Отечественной войне. Мы успели многое поменять в музее, создать диорамы. Наш коллектив, приложив все усилия, максимально сделал то, что мы задумали. Сегодня все могут видеть музей совершенно измененным, и планов у нас еще громадье. Сейчас готовим площадку перед зданием Дома офицеров, где разместится военная техника. К нам уже прибыла 21 единица оригинальных машин. Наша миссия, как я считаю — сберечь память. У наших родителей и дедов была цель отстоять мир и победить фашизм. Мое поколение должно было не только сохранить память о войне и Великой Победе, но и передать ее молодежи. К сожалению, этого не произошло. Наши родители и деды слишком берегли нас. О войне если и рассказывали, то только смешные истории. Может, это от того, что война жила у них в воспоминаниях. Сегодня у молодых людей, посещающих наш музей, после рассказов экскурсоводов, я надеюсь, приходит понимание того, что пришлось пережить тому поколению. Наша задача — продолжать собирать факты и документы, артефакты и свидетельства подвига народа.
Если говорить о штате музея, то его никогда не было. Сначала нас было восемь человек, сейчас 15. Но эти 15 человек стоят 30, поскольку все работают с полной отдачей. И, несмотря на низкие зарплаты, мы продолжаем наше дело. Порой у нас на реконструкционные работы времени в обрез, и в кабинетах, если вы обратили внимание, достаточно диванов. Поэтому бывает и так, что, когда идет масштабная реконструкция, мы остаемся в музее на пересып, который длится не более двух часов. То есть устраиваем небольшой отдых, потом пьем кофе и снова идем работать.
Тот объем работы, который наш коллектив проделал за последний год, даже нам самим кажется невероятным. В музее появились три диорамы, и хоть они небольшие, но очень эмоциональные и достоверные. Мы часто ломаем стереотипы. Например, когда говорят о Рейхстаге, то все представляют его только фронтальной стороной, и обязательно со знаменем Победы. А мы, создавая диораму, показали его с внутренней стороны, с исписанными стенами. И ни одной надписи нет там придуманной — все взяты из книги «Автографы Победы», которая выставлена тут же. А главное — мы нашли реального человека. Это наш казахстанский воин, тогда молодой лейтенант Хамза Абылгазин из Павлодарской области, который оставил надпись на стенах Рейхстага «Баян — Хамза, 8 мая 1945». То есть, даже создавая диораму, мы постарались сделать ее более реалистичной. Кстати, рядом с ней в подтверждение этого факта расположена копия документа. И сколько еще героев! Считать не пересчитать! Например, в Битве за Москву участвовали восемь воинских соединений из Казахстана: пять дивизий и три бригады — 238-я семипалатинская, 312-я, 316-я, 387-я и 381-я дивизии, 39-я стрелковая бригада и 74-я, 75-я морские бригады. Считается? Считается! И обратите внимание, что, когда мы говорим про Московскую битву в ноябре, забываем про первые бои с 12 октября. И 316-я, и 312-я дивизии приняли эти бои на себя, остановив первый этап операции «Тайфун».
В своих воспоминаниях маршал Жуков говорит, что октябрь 1941 года — это самые тяжелейшие дни для нашей страны, армии, когда он, объезжая линию обороны в ночь на 9 октября, понял — фронта нет. В Ленинградской битве участвовали девять воинских соединений, сформированных в Казахстане, и там уже наш Герой Советского Союза Алия Молдагулова, которая врукопашную поднимала мужиков, 100-я и 101-я бригады у нас на Ржевском направлении, где воевала Герой Советского Союза Маншук Маметова. Первый комендант Невеля — Абылхаир Баймульдин. Поэт Дихан Абилев, воевавший в этой бригаде, когда у него после войны родился первенец, дал ему имя Невель. За Сталинград воевали 10 воинских соединений из Казахстана. В операции снятия фашистских знамен с Эльбруса участвовал наш казахстанец Леонид Кельс, который поднялся на пик, и его образ появился в новой диораме музея.
Я не принижаю ничей вклад в Победу, просто рассказываю про наш Казахстан и его вклад в общее дело. И в музее отражены все основные битвы — за Брест, Москву, Ленинград, Сталинград, Ржев. На защите «Дома Павлова» тоже был казахстанец Мырзаев. Мы пишем и говорим только о том, где реально участвовали наши казахстанцы.
Звание Героя Советского Союза за Победу в войне получили 11 657 человек, а воевало около 50 миллионов. Дважды Героя удостоено всего 108 человек. Среди тех, кому присвоено звание Героя Советского Союза, 478 казахстанцев, а из 108 удостоенных дважды — четверо. Это Т. Бегельдинов, Л. Беда, С. Луганский и И. Павлов. Считается? Считается!
За форсирование Днепра 122 казахстанца получили звание Героя Советского Союза, и среди них самый молодой Герой Советского Союза, офицер, младший лейтенант, совсем еще мальчик Жанибек Елеусов. Он был удостоен звания в 18 лет. И мы не тянем на себя одеяло, а говорим по факту.
За освобождение Белоруссии 87 казахстанцев получили звание Героя Советского Союза. Но это далеко не все, что можно было бы рассказать. Помнить о героизме каждого советского человека на фронте и в тылу необходимо. И гордиться всеми и каждым!