МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Как не умереть во сне

Ученые пишут, что до сих пор недостаточно изучено такое явление, как сон. Но доподлинно известно, что недосыпание грозит ухудшением памяти и настроения, замедляются реакции, наблюдаются другие нарушения. Вспомним цитату из романа Владимира Набокова «Лолита»: «Сон — роза, как говорят в Персии».

Пик Ленина на Памире, где начинался высотный сезон.

Однажды я проработала целый сезон в альпинистском лагере в Кыргызстане. Подписалась делать все: фотографировать, выкладывать в сеть рекламные посты, чистить картошку и помогать на кухне, а это узловая станция любого лагеря. Я встречала знакомых альпинистов из разных стран и за лето набрала материал на небольшую книжку. Но чем бы ты там ни занимался, день начинался и заканчивался в столовой, потому что под этой крышей обитатели базы собираются и для того, чтобы перекусить, и для общения за чашкой чая. Повара встают раньше всех, а если вылет вертолета с перевалочной базы в лагеря на ледниках назначен на ранний час, надо первым делом приготовить завтрак для экипажа. И уж если готовят с фантазией, подъем может быть назначен на 4 утра и кашеварам нужна помощь. Например, для того чтобы витиевато-фигурно залепить края чебуреков или пирожков. На вопрос, к чему в горах такие изыски, отвечают: «Это ж коммерческий альпинизм, детка!». В итоге «кухня» испытывает все «прелести» длительного хронического недосыпания и это становится пыткой.

Раньше приходилось ездить в спортивные экспедиции, где участники рады простой пище. Вернемся в 80-е. В армейских альпинистских экспедициях водителями были молодые военнослужащие. Высотный сезон часто начинался на Памире в районе пика Ленина (7134 метров). Помню один забавный случай. Парни с рюкзаками ушли на гору. В лагере остались тренер, врач, я в качестве спортивного журналиста и двое ребят-водителей, которые должны были носить в кухню воду и готовить. Колдовать над плитой им не пришлось — здесь командование добровольно приняла я. Но воду они носили исправно, при этом споря по любому поводу. И вот лагерь опустел на несколько суток, а ночевать в одиночестве, на отшибе, было неуютно, и я попросила ребят подогнать ГАЗ-66 к моей палатке. Водители спали в крытом кузове машины и, пока они укладывались, заспорили о том, кто из них больше лунатик. Один говорил, что его мамка два раза ловила ночью на балконе. Другой рассказывал, что во сне не раз порывался выйти из дома на улицу. Послушав эти байки, я спросила из своей палатки, а могут ли они в таком состоянии завести машину. И услышала: «Да запросто!». Думаю, а вдруг не ради красного словца ведутся столь жаркие споры? Замкнет в башке у одного из молодцев, и сядет он во сне за руль грузовика. Говорят, был такой случай в Америке. И скомандовала: «А ну-ка, братцы, отгоняйте свой трактор за периметр лагеря!».

Врач-сомнолог Алия Байдаулетова

Сонный паралич и ночные кошмары

Врач Алия Иманалиевна Байдаулетова — первый и единственный сомнолог-невропатолог в Казахстане с солидным стажем работы. Сомнология — это часть медицины, которая занимается изучением различных патологических состояний, возникающих во сне. По словам Байдаулетовой, около 80 различных ситуаций занесено в международную классификацию расстройств сна. Это различные виды бессонниц, нарушение дыхания во сне, лунатизм и т.д. «В задних отделах мозга есть структура, которая отвечает за то, что в момент засыпания параллельно с отключением сознания отключаются мышцы, но у некоторых людей этот механизм может быть нарушен, — отметила врач. — То есть сознание отключено, а мышцы остаются активными. Человек может разговаривать во сне — здесь механизм такой же, как при снохождении, то есть не отключаются мышцы рта».

Наверное, каждый человек испытывал сонный паралич. Санжар Туйлеубаев, выпускник мехмата, рассказал, как в студенческие годы пережил этот ужас. Он пришел в квартиру к знакомым девушкам и, пока те были заняты у своих компьютеров, прилег на диван и включил телевизор. Задремал, но помнит, что глаза были полуприкрыты, и он увидел над головой темный силуэт. Хотел вскочить, закричать, но был обездвижен и слышал нарастающий звук — а-а-а... Силуэт стал расти, увеличиваться в размерах и подниматься над ним. Наконец, усилием воли Санжар прервал наваждение и вскочил с дивана.

А вот так описала ночной кошмар Флоринда Доннер в книге «Жизнь-в-сновидении». Девушке пришлось остановиться в старой гостинице в Эрмосильо. «Я спала урывками и в своих снах ощущала шорохи и тени, пересекающие стены. Призраки предметов и ужасных животных появлялись из-за мебели. Бледные и призрачные люди то и дело материализовались из углов. В ужасном кошмаре я увидела темное амебообразное создание, крадущееся ко мне от изножья кровати. Радужные щупальца высовывались из его кавернозных пор. Когда существо наклонилось надо мной, я слышала, как оно тихо вздыхало, издавая короткие скрипящие звуки, которые превращались в хрипы. Мои вопли заглушались его радужными нитями, затягивающимися вокруг моей шеи. Создание, как я откуда-то знала, было женщиной. Когда тварь навалилась на меня сверху и стала душить, все вокруг почернело».

Вспоминается еще одна любопытная история. Летчик Виталий Алексеевич Тимонин летал на МИ-2, и в 1978 году прибыл в Кустанай, чтобы тушить горевший лес. Он проснулся в три часа ночи — в самый «ведьмин час». Тела не чувствовал, а перед закрытыми глазами стояло белое пятно. Пронзила мысль — надо дышать! Приложив усилия, он заставил двигаться свою грудную клетку. Попробовал пошевелить пальцами и оживил одну руку, стал массировать вторую. Коснулся ног, они были холодными. Позже врач скажет, что летчик перенес клиническую смерть и мог не проснуться. После двух часов борьбы с самим собой он, наконец, открыл глаза. Очень хотелось спать, но боялся, что это может повториться.

Виталий Алексеевич Тимонин рассказывал, как осенью 2016 года в его левом глазу появилась песочного цвета клякса. Она опустилась вниз, исчезла, потом пятно возникло в правом глазу и тоже пропало. А когда он глянул на экран телевизора, то обомлел, увидев яркие цвета. Зрение у него было плюс пять, он плохо видел перед собой, но хорошо видел все, что находилось вдали. В тот вечер пожилой человек понял, что зрение его заметно улучшилось, и, если раньше для чтения вместе с очками он использовал лупу, теперь хватало очков. Потом в его глазах возникли колбочки, которые шевелились, и летчик предполагал, что на связь с ним выходят инопланетные существа. Он считал появление колбочек сеансами связи, и это повторялось семь раз. Бывший летчик также предполагал, что это пришельцы будят его, когда во сне непроизвольно останавливается дыхание. Он много времени проводил на даче и был не прочь прилечь днем подремать. Дверь запирал изнутри, но в нее не раз стучали, звучал то голос жены, то ее сестры, которая всегда звала его мелодично, нараспев: «Ви-та-лик!». Когда просыпался, понимал, что это было апноэ, из которого его старательно выводили. Но кто?

«Если у человека избыточный вес, короткая шея, брюшной тип ожирения, то ночью у него может наблюдаться храп. В это время чаще всего останавливается дыхание, — говорит Алия Байдаулетова. — У некоторых людей это может происходить до 600 раз за ночь. Остановки дыхания могут длиться 90 секунд, что создает источник кислородного голодания. То есть на протяжении тех часов, пока человек спит, страдает мозг, с перегрузкой работает сердце. Возникают жалобы. Например, пациенты говорят, что тяжело просыпаются по утрам, долго приходят в себя, в течение дня остаются сонливыми, у них поднимается давление, и все это происходит из-за длительной ночной гипоксии».

Врач объяснила, что имеют значение рост и вес человека, что большинство больных — это люди с брюшным типом ожирения 2-3-й степеней тяжести, вес которых составляет больше 100 килограммов, но у высоких и худых людей, как летчик Тимонин, тоже бывает апноэ или задержки в выполнении дыхательных движений. Первыми это замечают родные, и в таком случае надо обратиться к врачу.

«Проводится ночное исследование сна или кардиореспираторное мониторирование. Специальной подготовки к обследованию не требуется, для этого есть удобное переносное оборудование, — говорит Алия Байдаулетова. — Я выдаю его пациенту, а на другой день делаю расшифровку. Смотрю, как человек спит, как работает дыхательный центр в головном мозге, как работают легкие, была ли гипоксия. Если есть апноэ, мы выявляем их количество и продолжительность, то есть определяется степень тяжести апноэ, и от этого зависят назначения. Неконтролируемые остановки дыхания ухудшают качество сна. На следующий день головной мозг у людей с такими нарушениями перевозбужден, потому что накапливается дефицит сна, а на этом фоне могут возникать видения и галлюцинации. Нужно проводить дифференциальную диагностику от других заболеваний».

«Отгоняй-ка свой трактор подальше!» Памир

Глюки перед сном

В книге «Галлюцинации» Оливер Сакс пишет, что первое в истории систематическое исследование гипнагогических галлюцинаций выполнил Фрэнсис Гальтон. «Гипнагогические галлюцинации могут быть слуховыми, визуальным или тактильными и происходят незадолго до начала сна, во время перехода между бодрствованием и сном. Это может происходить перед сном ночью, а также во время дневного сна. Обычно они являются симптомом паралича сна, то есть тело человека обездвижено, потому что он «спит», однако его разум «бодрствует», и именно в этот момент возникают галлюцинации, где субъект не может двигаться или действовать.

В книге «Исследование человеческих способностей» Гальтон собрал информацию о многих пациентах. Он не считал предрасположенность к гипнагогическим галлюцинациям патологией. Полагал: «Хоть яркие галлюцинации перед сном видят очень немногие, это нормальное явление, для которого нужны особые условия — темнота и закрытые глаза, желание уснуть».

Алия Байдаулетова ссылается на работы известного психолога Леонида Тальписа, который считает, что наша бессознательная часть работает образами. Он соединил научные и эзотерические знания и в одном из интервью рассказал, как устроена психика. «Человек состоит из субличностей: гуманоидной, или человеческой части, а также астральной, божественной, инопланетной, — рассказывает Алия Иманалиевна. — Большинство людей живут в гуманоидном, или биологическом теле, а в божественной части тело соединено с духом. Одни люди знают, как жить, а другие мучаются вопросом о своем предназначении, пробуют кучу профессий в поисках себя, и одна из терапий врача направлена на соединение тела и духа. У нас есть знаменитые доктора, которые бывают в горах. Например, профессор Эрнст Мулдашев. В условиях гипоксии головной мозг работает на сверхскоростях, и соединение с душой происходит быстрее. Так приходят открытия». Знаменитый врач-офтальмолог Мулдашев утверждает, что знания, которые он получает в своих исследовательских экспедициях, помогают ему находить новые решения в профессии.

«Мы стали чаще думать и говорить о тонких материях, — отметила Алия Иманалиевна. —Психиатрия не стоит на месте, развивается неврология, и после появления МРТ можно увидеть, как мысли влияют на мозговой кротовоток, какая область мозга активизируется».

Автор книги «ВсеЛенская терапия» Леонид Тальпис пишет: «Задача ВсеЛенской терапии ― дать человеку больше осознанности и больше свободы. Помочь выдерживать его жизнь и его судьбу такой, какой ее выбрала его душа. Большую часть жизни мы тратим на несогласие с тем, что есть. И тем самым постоянно подпитываем энергией собственные сложности и проблемы»

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах