МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

К юбилею – новая книга

Знаменитый альпинист отметил свое 60-летие в туризме

Январь далекого 1965 года знаменателен для Владимира Николаевича Вуколова тем, что он получил значок «Турист СССР». В 2025 году он — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук Республики Казахстан, вице-президент Международной федерации спортивного туризма, заслуженный путешественник России, автор 39 книг и учебных пособий — отметит свое 75-летие.

Участники юбилейной альпиниады на пик Абая в честь 50-летия комсомола и 40-летия КазПИ. 1968 г., октябрь.

К этой дате выходит его книга «Жизнь как счастливое туристское путешествие» — автобиографическое исследование научной и спортивно-тренерской деятельности мастера спорта РК международного класса.

Интуиция очень важна

Чутье не подводило Вуколова никогда. Если в экспедициях все шло хорошо и гладко, он понимал: по принципу дуальности будут и проблемы. Так случилось однажды во время прохождения сложнейшего маршрута на Центральном Тянь-Шане. Вертолетом сделали солидную заброску под северную стену пика Хан-Тенгри, а дней через десять вернулись на ледник Северный Иныльчек пешим ходом порядком уставшими. Туристы прошли первое кольцо маршрута и устроились на дневку. В заброске была канистра бензина, соорудили из вешек и пленки баню, открыли трехлитровую банку малинового варенья и без устали кипятили чай. Обезвоженные, они все пили и пили, поглядывая на освещенный солнцем северный склон Хан-Тенгри, по которому продвигалась неизвестная группа из пяти человек.

«Что-то больно гладко все складывается, даже погода стоит хорошая», — подумал Вуколов, лежа в палатке. Тут он отметил, что все пятеро, перешедшие пятитысячный рубеж высоты, вдруг собрались вместе, потом двое пошли вверх, а трое начали спуск. На леднике, кроме группы туристов, не было никого, и только наверху, на перемычке между пиками Чапаева и Хан-Тенгри, у снежных пещер дежурил инструктор Международного альпинистского лагеря Дмитрий Соболев, а база МАЛ «Хан-Тенгри» располагалась на леднике Южный Иныльчек, с южной стороны пика. Вдруг туристы увидели, как один из спускающихся покатился по снегу. Метров через 300 он остановился, но не подавал признаков жизни, а двое других застыли на месте.

«Надели сбрую, кошки, взяли палки, веревки, аптечку и пошли вверх, — вспоминает Владимир Николаевич. — В нашей группе был парень-медик. Подошли. Пострадавший — без сознания. Открытый перелом ноги. Перетянули выше раны репшнуром, чтобы остановить кровь, медик сделал два укола, сложили, как могли, кости и бережно перевязали ногу. Сделали носилки и стали спускать на веревке вниз. Провесили перила для тех, кто остался наверху».

Соболев связался с базовым лагерем и сообщил, что нужен вертолет. Туристы вытоптали на снегу SOS, ночью пускали красные ракеты, но борт прилетел не сразу. Пока ждали, кололи пострадавшего, кормили спустившихся. Только вот в горах все заранее рассчитано — и снаряжение, и медикаменты, и запасы продуктов. На маршрутах горным туристам не доставляют грузы по воздуху, разве только повезет заранее сделать заброски в разных точках. Правда, им не привыкать затягивать потуже пояса. Позднее туристы узнали, что ногу пострадавшему спасли, а жизнь и здоровье человека — это самое главное.

Вуколов не раз принимал участие в спасательных работах во время туристских походов и альпинистских восхождений. В июне 1981-го он готовился к защите диссертации, все шло хорошо, и он с удовольствием отдавался тренировкам. Но на подходах к пику Маяковского вдруг ощутил беспокойство, как оказалось, не напрасно. На маршруте идущий первым уперся в крутые заглаженные скалы и прошел этот участок в галошах. Скрывшись за перегибом, он крикнул: «Пошел, но перила не перегружать». Значит, невозможно закрепить веревку достаточно надежно, и Вуколов, двигая по перилам свой схватывающий узел, опирался на зацепы. Вот он поставил одну ногу на острый выступ, схватился руками за другой, но опора поплыла под рукой и осколок камня ударил его по ноге. На миг он потерял от боли сознание и повис на веревке, схватывающий узел намертво затянулся, а внизу грохотали падающие камни.

Чтобы ослабить узел, надо было подтянуться к нему, но ноги не находили опоры, а страховочный пояс сдавил грудь так, что было трудно дышать. Опуская подробности, отметим, что спуститься Вуколову удалось при помощи товарищей, потом был долгий переход по льду и моренам к лагерю. На этом пути из всей группы его сопровождал только один участник. Мучили боль и сознание того, что ему не поверили. Лидер был уверен, что если бы он сломал ногу, то не мог бы идти. «Выдержка и терпение обернулись против меня самого. Получается, что попытка вести себя достойно, несмотря на боль и горечь неудачи, была принята за симуляцию, и товарищи по спорту легко поверили в мою слабость, а не в силу тела и духа». Вспомнился фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», когда герой с горечью говорит: «Мне не поверили...».

Держи наготове блокнот и карандаш

Когда-то студента исторического факультета педагогического института профессор Адильгереев и доцент Кузнецов — его дорогие учителя — научили записывать все важные факты и события. Кузнецов воевал в Панфиловской дивизии, у Адильгереева — три ордена Красной Звезды. Это были люди, достойные глубокого уважения. Их советы очень пригодились Вуколову, ведь человеческая память часто подводит, а вот бумага — она все стерпит. И накопленные записи превращались в печатные издания, из которых читатель узнает много нового, а по учебным пособиям Вуколова обучаются студенты факультетов туризма.

В школу, на пионерский сбор, однажды пришел корреспондент газеты «Дружные ребята» Сарым Кудерин. Детей предупредили, что он альпинист, чемпион СССР, и Володя Вуколов поинтересовался, как заняться этим видом спорта. Но они еще не доросли до возраста, когда можно совершать восхождения, и Кудерин пообещал организовать в школе секцию юных туристов. А через год ученик 8-го класса Вуколов получил путевку на турбазу гороно, которая находилась в Большом Алматинском ущелье Заилийского Алатау. В течение десяти дней ребята совершали походы под руководством инструкторов. В январе 1965-го Вуколов выполнил норматив на значок «Турист СССР». Так начался его долгий путь в высокогорье и в науку.

Третий разряд он выполнил на турбазе «Казахстан». Старшим инструктором базы на озере Иссык-Куль был альпинист и гитаристпрофессионал Виталий Скрипченко. В 1967-м он окончил школу инструкторов и стажировался на турбазе «Иссык», где было полно малины и медведей. В первый же вечер у костра инструктор Прохоров рассказал о школе горных стрелков, которая в годы войны была организована на турбазе «Горельник». Эта тема увлекла молодого историка, много лет он собирал сведения, корпел над архивными документами, чтобы написать две книги на эту тему. Так Владимир Вуколов сохранил важную страницу нашей истории.

В армию ушел кандидатом в мастера спорта, во время службы занимался армейским биатлоном. После армии его назначили заместителем директора детского дома по воспитательной работе. Преподавал историю, был классным руководителем. Дети трудные — отъявленные хулиганы, прогульщики, кляузники, но молодой учитель нашел к ним подход. Он собрал по друзьям несколько спальных мешков и повел небольшую группу под скалы на Лесничестве. Жгли костер, пекли картошку, у ребят просыпался интерес к рассказам о горах. Вуколов предупредил: «В следующий раз беру только тех, у кого не будет двоек».

«Благословенны препятствия — ими растем»

Так писал Николай Рерих. Преодолевать препятствия в горах Вуколова учили выдающиеся люди, чьи имена стали историей.

Сарым Джумаханович Кудерин был первым казахом — мастером спорта СССР по альпинизму. За свою короткую жизнь он дал путевку в горы многим алматинским ребятам.

Вера Ивановна Степанова участвовала в исследовательских экспедициях, открывая неизведанные вершины. «Неоценима ее роль в развитии четырех родственных видов спорта: альпинизма, туризма, скалолазания и спортивного ориентирования, а также горнолыжного спорта», — пишет в своей книге В.Н. Вуколов. Она составила путеводители, которыми альпинисты пользуются и сегодня.

Алексей Николаевич Марьяшев — археолог и альпинист. «Я познакомился с ним осенью 1967 года, когда В.И. Степанова включила меня в экспериментальное отделение новичков Казахского клуба альпинистов и туристов... — вспоминает в книге Владимир Николаевич. — Наши биографии были связаны не только походами и восхождениями в горах, но и занятиями исторической наукой.

Реализованная моим тренером А.Н. Марьяшевым идея сочетания в тренировках технологий альпинизма, туризма, скалолазания и ориентирования оказалась весьма эффективной, такой же эффективной оказалась и идея сочетания указанных видов спорта с наукой». Вуколов занимался и альпинизмом, так как в нормативе было отмечено, что инструктор горного туризма должен иметь как минимум значок «Альпинист СССР».

Урал Усенович Усенов — легенда. В 1955 году, во время казахской экспедиции на пик Победы, из 12 участников выжил он один, а в 1956-м Усенов завоевал звание чемпиона СССР по альпинизму в высотном классе. «Единственным участником, которому удалось спуститься с восточного гребня пика Победы на ледник Звездочка, стал Урал Усенов. Во время спуска он потерял очки... Когда брел полуслепой по леднику, провалился в глубокую трещину, наполненную водой. Там он пробыл 26 часов, с обмороженными руками и ногами пытался вылезти самостоятельно, но все время срывался. Был найден спасательным отрядом под руководством А.А. Семченко».

В 80-е Вуколов работал доцентом в КазПИ имени Абая. Руководство отдела туризма штаба Среднеазиатского военного округа предложило ему совмещать основную работу и должность старшего тренера по спортивному туризму. Он консультировал руководство отдела туризма по вопросам спортивного туризма, проводил армейский окружной слет, готовил команду на первенство Вооруженных сил СССР по спортивному туризму.

Надо отметить, что до 1990 года Казахстан не участвовал в чемпионатах СССР по спортивным походам 6-й категории сложности. «По плану работы горной комиссии Федерацией туризма Казахской ССР была сформирована сборная команда горных туристов республики. Маршрут был разработан таким образом, чтобы охватить весьма перспективный в спортивном отношении, но редко посещаемый туристами район массива Талгара», — пишет Вуколов. Команда была удостоена бронзовых медалей чемпионата Советского Союза. Вуколов участвовал в программе «Семь вершин». «Марьяшев пригласил меня в экспедицию на Килиманджаро в 2005 году. У меня в команде тренировался Вячеслав Литвинов из Усть-Каменогорска, и я спросил, хочет ли он поехать в Африку. Так мы сходили на высочайшую вершину континента. По обмену профессорами я на время уехал в Курск, принял там секцию туризма и сходил на Эльбрус — высшую точку Европы. Небольшой компанией сходили на Аконкагуа в Южной Америке, на пик Косцюшко в Австралии, на Мак-Кинли в Северной Америке». Пик Винсона в Антарктиде и Эверест в Азии — наиболее труднодоступные вершины в этой программе, требующие тщательной подготовки и больших финансовых вложений. Вуколов отмечает в книге, что собранная им информация в данных экспедициях используется не только в коммерческих целях, но и для подготовки менеджеров по туризму. Ведь ни в поездках, связанных с преподавательской и научной деятельностью, ни в походах со студентами факультета туризма университета «Туран», ни в экспедициях он не расстается с блокнотом и карандашом.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах