МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Чтобы отдых не превратился в кошмар, нужно знать правила гор

Горнолыжный курорт «Шымбулак» провел день безопасности, в рамках которого журналистам рассказали о том, как уберечь себя от травм, что делать в случае происшествия и чего делать не стоит.

В качестве первого эксперта выступил руководитель операционного департамента Александр Руденко, рассказавший о планах на ближайшее будущее и новшествах, которые ждут посетителей в текущем сезоне.

— Александр, какие изменения ждут гостей в наступившем сезоне?

— Перед запуском зимнего сезона было обновлено освещение на отрезке «Комби-1», то есть от базовой станции «Шымбулак» до середины склона. Было установлено 204 LED-светильника, что позволило сделать ночные катания более комфортными и безопасными.

Продолжается большая работа по расширению горного кластера, который подразумевает объединение курортов «Шымбулак», Oi-Qaragai и «Пионер».

Число желающих посетить курорт растет от года к году. Только за один прошлый год его посетило более полутора миллиона человек, годом ранее данный показатель составлял 1,3 миллиона.

Проект предусматривает объединение курортов с помощью современной системы гондольных подъемников. Эти подъемники будут связывать крупные горные ущелья вокруг Алматы, такие как Ким-Асар, Бутаковка и Котырбулак, формируя единую туристическую зону, что позволит распределить нагрузку равномерно.

— Сейчас больше иностранных или местных туристов?

— Больше, конечно, местных. Но и в рядах интуристов наблюдается значительный прирост. Из 1,5 миллиона посетителей прошлого года более трети, или 540 тысяч человек — это иностранцы. В основном это гости из России, Китая и Индии.

— Какие меры принимаются в срезе безопасности нахождения на курорте?

— Проблема травматизма на склонах всегда существовала и существует сейчас. Но, отмечу, за короткий период с начала открытия сезона мы видим значительное сокращение показателя травматизма.

— За счет чего удалось изменить негативную тенденцию?

— Этого удалось добиться благодаря принятию ряда мер. В частности, на горнолыжном курорте изменилась ценовая политика, где главным новшеством стало упразднение молодежного тарифа. Сейчас остались только два тарифа: детский (6-14 лет) и взрослый (14+).

Мы регулярно отслеживаем статистику по травматизму, где фиксируются и столкновения, и падения. По данным за прошедшие годы, это категория лиц от 18 до 30 лет. То есть как раз та группа, которая попадала в тариф молодежный.

— Кто чаще обращается за медпомощью — лыжник или сноубордист?

— У нас сформировался четкий профиль по травматизму — это молодой человек, сноубордист в возрасте 31 года. Есть международная практика, где на 1000 катающихся приходится 2,5 случая травмированности. «Шымбулаку» сейчас удалось достичь коэффициента в 1,67 случая. Но и это не предел. На текущий сезон мы поставили задачу достичь единицы, то есть не более одного случая на 1000 катающихся.

— Есть ли аналогичный профиль травматизма по лыжникам?

— Самое интересное, что нет. В процентном соотношении чаще происшествия случаются с 30-летними снубордистами. В свою очередь, у лыжников такой закономерности не прослеживается. Да, травмы есть, но это лыжники всего возрастного диапазона. От детей до пенсионеров. Если смотреть на характер травм, то и здесь есть различия. У сноубордистов это травмы верхней части тела: ключица, кисти, сотрясение головного мозга. У лыжников чаще страдает нижняя часть, где в основном повреждается голень.

— Помимо изменения денежной политики, какие еще принимаются меры по безопасности?

— Мы привлекаем волонтеров. Работает Ski-патруль, который следит как за состоянием трасс, так и за соблюдением правил нахождения на склоне. Это 10 правил Международной федерации горных лыж (FIS). Перечислять их не буду, они подробно расписаны в сети. Также большую роль играет освещение. Как известно, гораздо больший травматизм наблюдается именно на вечерних катаниях. В свою очередь, более качественная подсветка трасс оказывает прямое влияние на улучшение показателей.

— Появились ли новые трассы?

— Сегодня на «Шымбулаке» мы используем те же трассы, что и в прошлом году. На ученическом участке открылся новый бугельный подъемник, благодаря которому появилась возможность использовать ширину полотна, которая ранее не использовалась для наших инструкторов и начинающих лыжников. Также за гостиничным комплексом идет финишная подготовка трассы «Акбарсик», которая позволит получать азы детям в возрасте до пяти лет, — заключил Руденко.

Вторым экспертом выступил спасатель Александр Голованов, который рассказал о тонкостях профессии, показал, чем укомплектовать рюкзак спасателя, и провел показательный мастер-класс по эвакуации раненого. Он поставил акцент на том, что жизненно важно соблюдать установленные правила, поскольку именно пренебрежение ими и приводит к наиболее сложным последствиям.

— Александр, расскажите, были ли летальные случаи в вашей практике.

— В прошлом сезоне таких происшествий не было, но в целом, увы, нам приходится работать не только со ссадинами и ушибами. Было несколько случаев летального исхода, но связанных не с травмами, а с кардиологией. Причем инфаркты случаются не только у старшего поколения. Кардиология молодеет. Сорок лет — группа риска. Эти люди подвержены инфарктам и инсультам. Поэтому крайне важно ответственно подходить к своему здоровью не только на склоне, но и в целом формируя правильный образ жизни в повседневности.

Случаются, конечно, и травмы, приводящие к летальному исходу. Многие помнят трагедию 2022 года, когда парень нарушил правила и решил покататься вне трасс. Как следствие, он спровоцировал сход лавины, которая его погубила. Райдер ударился головой о лавинорез, получив травму несовместимую с жизнью.

Здесь нужно понимать, что есть разные уровни лавинной опасности. Есть такой уровень, при котором высок риск самопроизвольного схода. Но есть и такой, что, если склоны не трогать, то ничего не будет. В свою очередь, когда фрирайдер выезжает на снег, он инициирует лавину. Согласно статистике, 80 процентов погибших в лавинах сами эти лавины и спровоцировали.

— Получается, что все фрирайдеры являются злостными нарушителями правил?

— Нет. Фрирайдер фрирайдеру рознь. Есть грамотные ребята, которые готовятся и планируют свои вылазки. Многие перед тем как выбраться на пухлях, заходят к нам в домик спасателей, чтобы получить информацию: какое состояние снега, когда производился спуск лавин, проверяют лавинные датчики и т.д. Они всегда сообщают куда именно отправляются и по какому маршруту планируют спуститься.

— В лавинах гибнут начинающие лыжники или?..

— Фрирайд — это особая дисциплина, которая требует определенных навыков, специального оборудования и умения определять степень риска. Большинство из тех, кто попадает в лавины, — это те райдеры, которым уже скучно кататься на подготовленных трассах, и они ищут острых ощущений за их пределами. Но большой опыт катания на трассах не дает абсолютно никаких преимуществ во фрирайде. Как раз заблуждаясь, люди выходят за пределы и могут погибнуть не где-то на диком высокогорье, а в нескольких метрах от подготовленных трасс, как это было в 2022 году.

— Вернемся на подготовленные склоны. Какие периоды наиболее и наименее травмоопасны?

— Меньше падений в послеобеденное время в выходные дни. Тогда людей на склонах объективно больше, скорость у всех снижена из-за плотности катающихся, поэтому и травм меньше.

В свою очередь, ночные катания наиболее травмоопасны, особенно для начинающих лыжников и сноубордистов. Причем, к сожалению, в равной степени как для них самих, так и для окружающих. Об этом важно знать. Тем, кто не умеет управлять скоростью, однозначно не рекомендуется пробовать свои силы на ночных катаниях.

— Спасателей вызывают только при наличии травм?

— Нет, у нас достаточно ложных вызовов. Иногда они достигают 30 процентов за сезон. Какие это случаи: люди из окон гондол, видя столкновение, страхуются, сразу вызывают спасателей. А столкнувшиеся встают и спускаются дальше. Также часты случаи, когда новички, не рассчитав свои силы, поднимаются на «Комби-1» и даже на «Комби-2» (максимальная высота на курорте), а дальше не знают, как спуститься, звонят нам и просят о помощи, чтобы их спустили.

— Как вы реагируете в таких случаях?

— Советуем отстегнуть лыжи или сноуборд и в пешем порядке спуститься по безопасному краю трассы. Мы не такси. Нужно понимать одну важную вещь. Объясню на примере «скорой помощи». Выезжют на ложный выезд, а у человека простая ангина. Врачи могут не успеть к больному, которому действительно нужна экстренная медицинская помощь. У нас точно так же.

— Что делать, если вы стали очевидцем столкновения или сильного падения?

— Если вы рядом, то в первую очередь нужно обезопасить пострадавшего, для чего выше по склону можно воткнуть лыжные палки или лыжи. Не стоит самому пытаться перемещать пострадавшего, даже если он находится на середине склона. Так можно навредить еще сильнее. Далее нужно сообщить спасателям либо любому сотруднику курорта о происшедшем. Желательно получить данные ФИО и контакты близких от пострадавшего, пока он в сознании.

Не менее важно найти четкий ориентир, чтобы спасатели не теряли время. Например, номер опорной башни гондольной дороги. После оповещения на место прибудет спасатель, который окажет первую помощь и в случае необходимости транспортировки по рации вызовет коллег с санями.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах