— Мы привезли выставку и документальные фильмы, — сказала представитель Русского географического общества Светлана Воробьева. — В РГО хранится более 700 000 изображений, которые мы получили в рамках фотоконкурса «Самая красивая страна». Здесь представлены одни из лучших работ, и теперь мы хотим сделать выставку о Казахстане. На гранты и при поддержке РГО снимается много фильмов. Мы помогаем документалистам попасть в труднодоступные места, отправляем их в экспедиции».
Рождается документальное кино, которое ведет на край Земли, расширяет границы твоего мира, пробуждает память. В зрительном зале три дня подряд собирались преподаватели, журналисты и главное — студенты, которые станут артистами, режиссерами, продюсерами, операторами, а кто-то будет снимать документальное кино. Был здесь сценарист и режиссер Владимир Тюлькин. «Документалистика — это истинное кино, — отметил он. — Я прочитал Тарковского «Запечатленное время» и стал лучше понимать кино. Он считает, что документальная камера, которая фиксирует настоящую жизнь, — это и есть кино. Но в игровом кинематографе есть драматургия, а здесь фиксация».
Роман Ботабеков представляет Казахское географическое общество по южному региону и телеканал «Туран». «Я дружу с Русским географическим обществом, — говорит он. — Алексей Никулин привез в Алматы команду документалистов, которые после показа фильмов отвечают на вопросы и проводят мастер-классы, что очень важно для обучающейся молодежи».
Оператор-постановщик Владимир Филиппов провел мастер-класс «Особенности и организация киносъемки в экстремальных условиях. Технология воздушных съемок». Продюсер Алексей Никулин и режиссер Вадим Витовцев провели мастер-класс «Психология авторского и режиссерского диалога со зрителями. Магия кино — как сделать кино интересным к показам».
Алексей Никулин рассказал: «В Алматы группа привезла фильмы «Хозяин снежных гор», «В Арктику» и «Алсиб. Хроники воздушной трассы». Один из трех фильмов — наш. Он о том, как в Великую Отечественную войну перегоняли самолеты с Аляски в Красноярск. Два года назад, во время экспедиции на Чукотку, мы нашли восемь самолетов, которые пролежали в тайге около 80 лет. В одном из них оказались останки уроженца Казахстана, о чем поведал его комсомольский билет, и мы надеемся к 80-летию Великой Победы с почестями захоронить их на родине летчика. Ваша земля гостеприимна, встречи на ней порождают интересные идеи, и мы уже кое-что задумали».
Это вы следите за барсом? Это барс за вами следит!
«Я занимаюсь съемками дикой природы, снимаю исторические и этнографические фильмы. Я автор сценария, оператор и режиссер, — говорит Вадим Витовцев. — Снимали фильмы о дальневосточном леопарде, амурском тигре. Сейчас представляем фильм о снежных барсах, над которым работали вместе с Ассоциацией ирбиса на Алтае в течение трех лет. Я провел в горах около года. Привлекали ученых, проводили мониторинг. В съемках участвовали по 15 операторов. Они работали посменно, и съемки у нас — уровня National Geographic. Мы сняли сцены охоты, историю пятнистого клана барсов, когда на смену одному самцу приходит другой. Это полноценная история, где замешан и «Король-лев», чтобы вызвать интерес детской аудитории. В целом фильм представляет интерес для людей, которым небезразлична жизнь ученых, всегда находящихся на полшага позади барса. Он демонстрировался в трехстах городах России».
Участники экспедиции на «буханках» доехали до границы с Монголией, там пересели на лошадей и окунулись в XIX век. «Так путешествовали экспедиции Семенова Тян-Шанского, Пржевальского, Валиханова, – рассказывает документалист. – Кони нагружены баулами, этим аргишем мы двигались по горным склонам и сыпухам, переходили реки. На третий день пути одна из лошадей сорвалась. Благо, она была нагружена продуктами, а не техникой. Освежевали тушу, и один из наших проводников, казах, приготовил казы. Конь «принес себя в жертву» и неделю кормил нас.
В Горном Алтае, в Национальном парке «Сайлюгемский», мы снимали самый трудный и технически сложный фильм. Подолгу оставались на местах. Один оператор в пересменку покинул свой скрадок, чтобы спуститься в лагерь и переодеться. Когда вместе с проводником-алтайцем вернулись назад, увидели поблизости следы барса. То есть он все время наблюдал за людьми, которые думали, что это они следят за барсом. Он всегда тебя пасет. Иногда чувствуешь присутствие призрака — хозяина Алтайских гор. На одном перевале мы провели обряд по местному обычаю, угощали молоком духов, и они помогли нам. Мы сняли барса с барсихой, сняли любовную историю и их игры, потом в кадре появились котята. Люди замерзали, подолгу оставаясь без движения, поэтому придумывали какие-то устройства вплоть до электрических горчичников на руки. Но это было состояние «дзен», когда ты растворяешься в природе, становишься ее частью, ощущаешь себя первобытным человеком. Я вырос в горах Алтая. До 17 лет жил там, и это было мое личное признание в любви к малой родине».
«А я еду, а я еду за туманом...»
Только сработавшейся дружной командой можно сделать кино, которое снимают не на асфальте, не в теплых помещениях, а в экспедициях — под открытым небом, на морозе и леденящем ветру. Автор документальной ленты «Алсиб. Хроники воздушной трассы» член РГО Алексей Никулин знает историю, а одна из целей, которую преследует географическое общество, — это патриотическое воспитание молодежи, дань уважения нашим дедам и прадедам, всему Советскому Союзу, победившему в войне.
Алексей Никулин и режиссер Вадим Витовцев отметили, что много материала не вошло в ленту. Они намерены сделать полный метр, в том числе и для американского зрителя. Ведь какими бы ни были отношения США и России сегодня, в годы войны советские летчики бились с фашистами в том числе и на американских самолетах, которые в режиме эстафеты перегонялись по ленд-лизу. Воздушная трасса была разбита на пять перегоночных участков. Это 15 тысяч километров над землей, укрытой туманами.
Члены экспедиции изучали сохранившиеся аэродромы, взлетно-посадочные полосы, нашли места падений самолетов. Какие-то находки пополнили коллекции музеев, чтобы потомки знали и помнили о прошлых подвигах. Как сказал Алексей Никулин, «кого-то мы вернули с войны», отыскав их семьи.
На сайте РГО написано: «Поисковым отрядом под руководством А. Никулина было найдено на Чукотке место крушения самолета «Дуглас». В обломках воздушного судна обнаружили полетные карты, фрагменты останков и комсомольский билет бортрадиста — сержанта Петра Оконечникова, родившегося в Восточно-Казахстанской области. Никулину удалось найти в Казахстане родственника погибшего летчика Игоря Оконешникова. Ему были переданы копии полетных карт и комсомольского билета героя, а также жетон с бортовым номером самолета, на котором летал и погиб Петр Оконечников».
«Сумерки — трещина между мирами», — писал Карлос Кастанеда в книге «Учение дона Хуана». В тумане, как и в сумерках, легко заблудиться... Участники экспедиции проваливались во времени, влетая в туман в XXI веке, а вылетая из него в XX.
«На Чукотке мы налетали на вертолетах 12 тысяч километров и поняли, как разбивается техника, — рассказывает Витовцев. — Однажды попали в такую полосу тумана, что пилот летел над самой водой, а пассажирам, от которых ничего не зависит, оставалось только молиться. Борт шел по приборам, а раньше летчики ориентировались по картам, многие из которых были неточными. Дело было благое, нужное, и провидение помогло нам, а на Чукотке, кстати, есть мыс Провидения».
На север в поисках единорога и новых открытий
— Семиликого идола вывезли из Арктики на Большую землю для изучения и реставрации, и начались разные беды, — рассказывает одинокий житель арктического островка. Когда идола вернули на место, беды прекратились. Другой местный житель отбивается от вездесущих белых медведей деревянными шестами, а оператор-постановщик Владимир Филлиппов слышал от ученых, что белый медведь может шипеть, как кошка. И когда один любопытный зверь подошел к нему слишком близко, он просто зашипел от страха, что его и спасло. С борта ледокола увидели на одном острове стадо белых овец, но откуда домашним животным взяться в Арктике? Более 300 белых медведей приплыли на пиршество, потому что к островы прибило тушу моржа.
Продюсер и режиссер Леонид Круглов снимал фильм «В Арктику» в течение пяти лет. Он искал единорога, или нарвала, и съемки, сделанные над водой, ошеломляют. Зрители видят величие Арктики, с экрана звучат слова автора фильма: «Ну, какие открытия в наши дни, когда все зафиксировано на спутниковых снимках и давно нанесено на карты, но меня заверили — в Арктике возможно все».
На сайте РГО говорится: «В работе над фильмом приняло участие около 1100 человек — исследователи, команды кораблей, береговые службы, офицеры Северного флота и пограничной службы, сотрудники заповедников и Росгидромета, ученые из институтов РАН, члены съемочной группы. Леонид Круглов прошел 12 тысяч морских миль, четыре раза проследовал по Северному морскому пути, посетил все арктические архипелаги России. Съемки проводились на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Северной Земле, Новосибирских островах, островах Де-Лонга, а также на полуострове Таймыр, на островах Врангеля, Ушакова, Вайгач и на побережье Чукотки».
«Мы рассказываем об исследователях, которые продолжают открывать для нас самый красивый край льдов, — говорит Леонид Круглов. — О новых находках и неожиданных открытиях». Так, на дне Карского моря был обнаружен легендарный ледокол «Вайгач», затонувший в 1918 году, на котором было сделано последнее большое географическое открытие: команда обнаружила архипелаг Северная Земля.
Возможно, экспедиционная команда будет работать над фильмом о Шокане Валиханове. Ну а мы будем ждать и надеяться, потому что историю забывать нельзя. Это все равно что рубить корни дерева, на котором все мы — лишь листочки.