МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Трагедия в Гималаях

На родине Анатолия Букреева альпинисту установят памятник

Сейчас полным ходом идет регистрация на высокогорный забег имени Анатолия Букреева под вершину пика Амангельды высотой 3999 метров, который состоится в январе 2025 года. Дистанции: Sky Race 1500, Vertical Kilometer 1000 и Sky Sprint 600.

Пик Амангельды — одна из самых популярных вершин Малого Алматинского ущелья Заилийского Алатау. С маршрута категории сложности 1Б для новичков начинается путь в альпинизм. С 1999 года на склонах горы проводится забег памяти легендарного горовосходителя Анатолия Букреева. Четыре раза его выигрывал Денис Урубко. Победителями забега были Геннадий Дуров, Николай Червоненко, Андрей Пучинин, Саят Сатыбалдиев. Многократно побеждал в нем Шынгыс Байкашев. У женщин неоднократно отличились Светлана Шарипова, Ольга Прокопьева, Анна Оглоблина. Забег стал популярным не только среди казахстанцев. Для участия в нем приезжают спортсмены из других стран.

В Гималаях 25 декабря 1997 года погибли казахстанские альпинисты Анатолий Букреев и Дмитрий Соболев. Они стали жертвами снежной лавины, после схода которой удалось выжить лишь одному альпинисту — Симонэ Моро. Вместе с Букреевым итальянец Моро (ныне доктор спортивных наук) совершил восхождения на гималайские восьмитысячники Шиша-Пангму и Лхозце.

О дружбе с Анатолием Букреевым и их последней совместной экспедиции известный итальянский альпинист написал в книге «Комета над Аннапурной»: «Анатолий был мне настоящим другом, он был лучшим из соратников. Мы создали свою собственную команду, связку, и нам казалось очевидным, что во всех наших экспедициях и при разработке будущих проектов мы были бы постоянной парой. То, как хорошо мы понимали друг друга, наши общие идеи, точки соприкосновения, гармоничное общение — все это было характерно скорее для братьев или для друзей детства... За год он научил меня тому, чему никто не научил за всю жизнь. Я научился выживать в горах, и эпопея моего спуска с Аннапурны стала показательным примером того, как я усвоил уроки Анатолия». Лавина обрушилась на всю группу. Симонэ Моро пролетел в снежном потоке более 800 метров, до сухожилий сжег руки о веревку. Потом долго шел к базовому лагерю, рискуя оказаться пленником ледовых трещин.

Тела Дмитрия Соболева и Анатолия Букреева погребены под толщей снега. Недаром слово «хималайя» переводится как «обитель снегов». Их памяти посвящена книга автора этой статьи «Анатолий Букреев. «Снежный барс» из легендарной команды альпинистов Ерванда Ильинского». Издание стало лауреатом Всероссийского конкурса книг по экстремальной тематике 2024 года в рамках ХХVII московского кинофестиваля «Вертикаль» в номинации «Литературные мемуары, историческая литература, книги о легендарных людях». Она написана по моим сохранившимся записям, интервью, газетным материалам, экспедиционным отчетам, личным воспоминаниям и рассказам альпинистов. Вышла в свет в издательстве «Бомбора» (Москва) в 2023 году.

Пока жива память...

В Челябинске планируют открыть памятник Анатолию Букрееву, модель которого была представлена на встрече в ЮжноУральском педагогическом университете, где на физико-математическом факультете учился альпинист. В прошлом году там была установлена мемориальная табличка с именем выдающегося выпускника. Над памятником работают художник-скульптор Матвей Макушин, который создал для Алматы памятник Виктору Цою, архитектор-художник Вячеслав Бухаев, первый тренер Букреева Татьяна Ретюнская, его брат Александр Букреев и друг Анатолия Василий Леонтьев. Задолго до этой встречи инициатор проекта «На пути к вершинам многополярного мира», однофамилец Анатолия Букреева Андрей Букреев, прислал алматинцам на выбор два эскиза, ведь именно здесь, в городе у подножия Заилийского Алатау, тренируясь в команде 12 СКА САВО у Ерванда Ильинского вместе с чемпионами Советского Союза, он стал заслуженным мастером спорта СССР и мастером спорта СССР международного класса.

В Алматы планируют провести выставку фотографий Букреева

После того как в Алматы в урочище Медеу был установлен памятник Букрееву работы известного скульптора Нурлана Далбая, после выхода в Москве книги о нем и о команде, в которой Анатолий стал большим спортсменом, житель Челябинска Андрей Букреев нашел родных альпиниста в городе Коркино Челябинской области. Они оцифровали старые фотопленки, распечатали снимки и организовали выставку фотографий Анатолия, сделанных в разных экспедициях. Присутствующий на открытии выставки Симонэ Моро сказал: «Анатолий не может говорить с нами, но я стал амбассадором, послом Букреева. В горах мы с ним чувствовали себя свободными, поэтому любили горы. Мы познакомились на склоне Шиша-Пангмы в 1996-м. Тогда он сказал мне спасибо за то, что я помог ему топать тропу в глубоком снегу. Так завязалась наша дружба».

Весной 1997 года Букреев вместе с россиянами Евгением Виноградским и Владимиром Башкировым был тренером-консультантом первой индонезийской военной экспедиции на Эверест, и фотографиями из той памятной экспедиции заинтересовались в Индонезии. Евгений Виноградский вспоминал, как Анатолий позвонил ночью из Америки и спросил: «Женя, пойдешь на Эверест с индонезийцами?». Тема «Букреев и Эверест» была в центре внимания альпинистов всего мира. Напомним, в 1996-м на спуске с главной вершины планеты погибли члены коммерческих экспедиций. В американской экспедиции одним из помощников гида Скотта Фишера был Анатолий.

«Трагическое стечение обстоятельств — непогода, неподготовленность людей, на что один человек повлиять никак не в силах. Букреев в этой ситуации конца света делает максимально возможное: рискуя собой, спасает троих человек», — пишет в книге «Свет Эвереста» Ирина Туруева. Автор отмечает, что переживающий черную полосу Букреев отметает в сторону эмоции и снова готов идти на Эверест, а это и есть профессионализм.

«Это была серьезная правительственная экспедиция, которую организовал командующий специальными войсками генерал Прабову Субианто. На Эверест впервые в истории намеревались взойти представители Юго-Восточной Азии. Люди мотивированные, спецназовцы, но снег и ледорубы они увидели в первые», – рассказывал Виноградский. – Мы работали с ними полгода. После трагической экспедиции 1996-го Анатолий говорил, что на одного гида должно приходить не более трёх клиентов. Трое гидов отобрали десятерых человек. Восхождение удалось совершить троим из десяти. На спуске один крупный спецназовец, возможно, из-за невероятной усталости и космической высоты отстегнулся от страховки. Виноградский, чей вес был намного меньше, удерживал парня одной рукой, пытаясь второй пристегнуть его обратно. И вовремя подоспел Бука…»

«Ситуация была критической, каждая секунда спуска была как игра в русскую рулетку с заряженным пистолетом у виска», — вспоминал Анатолий. По его настоянию поставили аварийную палатку на высоте 8500, куда и вернулись после восхождения на вершину обессиленные индонезийцы. Кислород был на исходе, и контролировать восходителей пришлось до самого утра, пока шерпы не поднесли снизу кислород, и эта самая аварийная палатка спасла всем жизнь. Отметим, что политический деятель Прабову Субианто, руководивший тем проектом, в 2024 году стал президентом страны. Сейчас достигнута договоренность о проведении выставки в Центральном Государственном музее Республики Казахстан, но пока не определены сроки. А в горном поселке Бескайнар, где долгое время жил Анатолий, активные туристы ведут переговоры с администрацией, чтобы увековечить память о Букрееве табличкой на фасаде школы, где он работал тренером по лыжной подготовке.

Снег, лыжи, горы

Как писал Букреев, его первой любовью были лыжи, а второй — горы. Он начинал тренироваться в те годы, когда спорт в стране был массовым, а количество тренирующихся неизменно переходило в качество. Лыжник Владимир Смирнов — олимпийский чемпион 1994 года, четырехкратный серебряный и двукратный бронзовый призер Олимпийских игр, вспоминал, как тренировался иногда в Заилийском Алатау и его частым спутником в этих походах был Анатолий Букреев. Они обсуждали планы восхождения на Эверест, и Смирнов знал, что может довериться альпинисту высочайшего класса. Но этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

В школьные годы Анатолий был членом кружка юных геологов, которым руководила мастер спорта по альпинизму Татьяна Ретюнская. Она рассказывала, как в 1970-м организатор юношеского альпинистского, скалолазного, геологического и туристского движения Леонид Кустов отправил ее в 300-километровый поход по Южному Уралу. С ней попросился пойти «маленький рыжий пацан». Но она сомневалась в его силах. Ведь старшие ребята готовились к этому походу долгое время, а он нет! Однако парнишка оказался столь упорным, что Ретюнская взяла его в группу. Равнялись на шаг младшего, а он безропотно выполнял все требования руководителя, не ныл и никого не задерживал. «Букрей показал себя героем, он пыхтел, но не отставал, нес свой рюкзак, выполнял все требования и заслужил право вступить в наш геологический клуб», — сказала педагог. Сама Татьяна Ретюнская выполняла нормативы на третий разряд в альплагере «Талгар» Алматинской области и наблюдала там команду Ильинского. Как муштровал своих армейцев старший тренер СКА САВО, Ретюнская рассказывала в клубе геологов, и Букреев поехал тренироваться в Алматы.

Анатолий Букреев стал первым бегать на маршрутах. Он совершал одиночные восхождения, что не приветствовалось в коллективном виде спорта, но прецеденты были. Позднее, во время отборов во вторую советскую гималайскую экспедицию на Канченджангу, одним из критериев отбора были забеги в гору, участвовать в которых были вынуждены все кандидаты в сборную СССР. И тут ему не было равных!

Имеет смысл прислушаться к мнению одного из сильнейших альпинистов-высотников ХХ века, как назвал Букреева легенда мирового альпинизма Райнхольд Месснер. «Горы остаются горами, сколько бы денег ты ни отдал за право к ним прикоснуться, и наступает такой момент, когда ты остаешься с ними один на один. Никто не может взвалить на себя другого человека на высоте 8000 метров». «Там не умирают, там не живут», — писал в своих дневниках Букреев. Он отмечал: «Цивилизация со своими ценностями пришла в высокие горы, коммерция и бизнес добрались до самой высокой точки планеты. Но выше восьми километров существуют свои, присущие только этому миру, ценности, которые не купишь за деньги. Можно купить опыт гида, но правильно им воспользоваться и выжить в критической ситуации... Это зависит лишь от самого человека, а не от гида, который в лучшем случае может лишь умереть вместе с клиентом».

Сейчас, когда коммерческий альпинизм стал обычным явлением, стоит помнить высказывания профессионалов, чтобы не стать заложником иллюзий.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах