Автор пишет: «Директор НИИ по проблемам туризма при Бернском университете (Швейцария) Й. Криппендорф предупреждал «общество туристического самоубийства» от опасности дальнейшей коммерциализации Альп». А профессор Венской высшей школы земледелия Г. Аулицки пророчески писал: «Альпийский регион уже настолько сильно разрушен вмешательством человека, что может окончательно утратить свои лавры международного центра отдыха. Пространство между Миланом и Мюнхеном угрожает стать подобием пригородных ландшафтов». Л. Люкшандерль пишет, что горные районы задыхаются в тисках городских агломераций, которые окружили «сад на крыше Европы». Книга полезна для алматинцев, так как все эти предостережения касаются и нашего горного района.
Вершины — места силы
Из книги Э.М. Ремарка «Жизнь взаймы»:
«Санаторий «Монтана» был расположен над деревней. Клерфэ осторожно ехал в гору по спиралям дороги, пробираясь между лыжниками, спортивными санями и женщинами в ярких брюках. Он решил навестить своего бывшего напарника Хольмана, который заболел немногим более года назад: после тысячемильных гонок в Италии у него началось кровохарканье, и врач установил туберкулез... Антибиотики оказались не такими всемогущими и безотказными, как можно было ожидать, особенно когда дело касалось людей, которые росли в годы войны и плохо питались. Наконец, врач послал Хольмана в горы лечиться старомодным способом — покоем, свежим воздухом и солнцем. Два месяца, которые он должен был здесь провести, растянулись почти что на год».
В книге П. Агесса «Ключи к экологии» сказано, что благоприятные условия для жизни на планете весьма ограничены: «В воздухе и океанах толщина жизненного пространства оценивается в тысячи метров; в почве область обитания почвенных организмов простирается вглубь лишь на несколько метров. В масштабе всего земного шара жизнь развивается лишь в тонких слоях воздуха, воды и почвы. Специалисты называют это биосферой. (...) В ходе геологического времени биосфера стала местом обитания растений и животных, которые, эволюционируя, определили характер окружающей нас флоры и фауны. Около миллиона лет назад появился особый вид млекопитающего, который в процессе своего развития должен был стать Нomo sapiens. Человек во многих отношениях похож на представителей животного мира, но развитие его мозга и интеллекта позволило человеку овладеть огнем, создать орудия труда, заниматься сельским хозяйством, шить одежду и обувь». Автор пишет, что постепенно человек стал нарушать континентальные экосистемы, изменять пейзаж, становиться хозяином на земле: «Но вследствие многих экологических причин судьба человечества находится под угрозой».
Австрийский журналист приводит выдержки из устава Австрийского альпийского общества, опубликованного впервые в 1864 году. В нем говорится о необходимости распространения знаний об Альпах и организации альпийских путешествий, об отшельниках, которые благодаря путешественникам вступают в общение с внешним миром. «Иностранный туризм, у колыбели которого стояли альпийские общества, принес, однако, не одно лишь благотворное культурное влияние. Развитие техники, строительство канатных дорог и прогрессирующее освоение ландшафтов привели к конфликту между туризмом и альпийскими обществами», — написано в уставе. А в 1962 году на столетнем юбилее Альпийского общества прозвучало следующее: «Явственнее чем когда-либо прежде на передний план выдвигается задача охраны природы. Только координируя все природоохранные начинания, подчас даже применяя жесткие меры и допуская финансовые жертвы, можно сохранить высокогорный регион в естественном состоянии».
Туризм — золотая жила ХХ века
Бегство от толпы парадоксальным образом снова оборачивается попаданием в толпу, пишет автор книги «Спасите Альпы», потому что число уголков, куда стремятся попасть туристы, весьма ограничено. Отдых, призванный контрастировать с индустриализированным миром, сам превращается в индустрию. «В горах Австрии почти всюду все взорвано и забетонировано, — сообщал журнал «Штерн». — Восемь ледников уже подверглись агрессии массового туризма. На склоны, свободные от трещин и пригодные для круглогодичной эксплуатации, претендуют десятки спортивных обществ, энергопроизводящих и страховых компаний».
Лишь немногие горные общины активно и осознанно противостояли набирающему темпы техническому освоению высокогорий. Однако число подъемников и канатных дорог с каждым годом росло, количество горнолыжных трасс все увеличивалось, для чего вырубался лес. На наезженных участках трасс снежный покров исчезает, а трава появляется на них позже. При выкорчевывании деревьев и последующей планировке просек под трассы лыжного спуска нарушаются физические свойства почв на горных склонах, из-за чего активизируются поверхностный сток и эрозионные процессы. Особенно нежелателен смыв верхнего водонепроницаемого гумусного слоя... Огромную опасность для ландшафта заключает в себе сооружение горнолыжных трасс выше границы леса. Здесь у земли практически отсутствует способность к возобновлению растительного покрова. Именно в этих местах развиваются необратимые эрозионные процессы и возникают сели и осыпи. Случается, что в долину съезжают целые горы.
Горы мусора в горах
Толпы туристов оставляют следы своего пребывания в горах повсюду — от долин до ледяных пиков, и как это описание напоминает нам состояние родных гор! Книга «Спасите Альпы» издана в конце 80-х, и автор описывает ситуацию, наблюдавшуюся на тот момент: «Сегодня многие альпийские вершины и гребни, горные ложбины и кары являют собой безрадостную картину: вместо водосбора и арники здесь красуются кучи пустых бутылок, ржавеют банки из-под консервов». Автор книги проводит ужасающие цифры: «На горных склонах, ставших доступными благодаря подъемникам, насчитывается до 50 посторонних предметов на каждый квадратный метр! Тот, кто спрашивает, как попасть на Берхтесгаденскую дорогу, получает неизменный ответ: «Идите все время по пивным банкам». Человечество вступило в другой век, и в некоторых горных регионах ситуация изменилась — там нашли способы борьбы с мусором, растет и осознанность Нomo sapiens.
Сложную проблему представляют сбор и устранение отходов горных приютов и ресторанов. Особенно опасны для окружающей среды сточные воды высокогорных ресторанов. Они просачивались в грунт, что вызывало бурный рост кишечной палочки. Для обеззараживания сточных вод ресторана «Айсгарт», находящегося на высоте 3000 метров в горном массиве Штубай (Тироль), было построено специальное очистное устройство, которое превращает стоки в чистую воду, пригодную для хозяйственного использования. При опросе 90 процентов туристов согласились с тем, что надо применять 5-10-литровые мешков для сбора мусора и сдачи его в пункты приемки. Кстати, в некоторых нацпарках Алматинской области при въезде гидам и туристам стали выдавать такие пакеты.
Магическая формула «снег и солнце»
Прекрасно, когда в пасмурный день человек может вырваться из города туда, где снег чист, воздух прозрачен, а на небе нет ни облачка. Но Л. Люкшандерль предупреждает: «Жить в горах — значит жить в опасности. В Альпах нигде нет абсолютной безмятежности. Наводнения и лавины контролируемы лишь в ограниченных пределах. Число стихийных бедствий в Альпах, связанных с деятельностью людей, растет. Если в сельской местности из-за известной близости к природными опасностям из поколения в поколение передавалось чувство осторожности, то городская цивилизация с ее книжными знаниями о природе полностью его атрофировала. И результаты не замедлили сказаться».
В книге П. Агесса «Ключи к экологии» сказано, что кислород в воздухе представляет собой исключительный ограничивающий фактор для жизни как животных, так и растений. Из пригодных для жизни областей земли необходимо, очевидно, исключить высокогорные зоны, особенно на высоте более 3500-4000 метров, где содержание кислорода уменьшается в значительной степени. Атмосферное давление на уровне моря равно в среднем 760 миллиметров ртутного столба, а на высоте 5000 метров составляет 405 миллиметров ртутного столба.
Однако массовый приток в альпийские горы людей, не ведающих опасности, все увеличивается. Транспорт и туризм автор книги назвал сиамскими близнецами: «Сегодня туризм — это быстрая смена приезда, отъезда и выбора новых целей путешествия. В нем, как в зеркале, отражается наше современное общество. Сначала мы, полные здоровья, гоняемся за деньгами, а затем, имея деньги, пускаемся в погоню за здоровьем. Превыше всего мы ставим возможность быстрого передвижения, и чем мобильнее человек, тем больше ему не хватает времени. Если мы хотим понять сущность этих сиамских близнецов — туризма и транспорта, то должны принять во внимание дефицит времени».
«Наши горы — это важнейший экологический компенсатор, который имеет важнейшее значение для сохранения здоровья людей, живущих в индустриальных агломерациях, — считает профессор университета в Клагенфурте Л. Лер. — Но нельзя забывать, что сохранить это рекреационное пространство можно лишь при условии благополучного местного крестьянства, которое не только производит продукты питания, но и чинит дороги, ремонтирует дома, олицетворяет собой культурное своеобразие страны, ухаживает за ландшафтами, обеспечивая тем самым целостность того фундамента, на котором держится туризм».
Сегодня туризм рассматривается и как ресурс развития региональных и местных сообществ. К примеру, в селах Алматинской области создается все больше точек питания и гостевых домов, где туристы могут ночевать или останавливаться на несколько дней, знакомиться с бытом и культурой казахов. Главное — сохранить горы, чтобы наши потомки тоже имели возможность наслаждаться, восстанавливать силы и лечиться солнцем, свежим воздухом, духом хвойных лесов, то есть великолепием ее величества природы!