Туристская ретроспектива
Руководитель отдела «Человек и природа» Асель Исанова приветствовала гостей: «Аутдор — это индустрия активного отдыха, а туризм — часть аутдора. Наша маленькая команда не является суперкомпетентной по каким-то профессиональным темам, поэтому мы постоянно обращаемся за советом к представителям нашей большой семьи. Специалисты подключаются к проектам и помогают нам, и сегодня мы аплодируем этим людям за их бескорыстный труд!».
Под огромным шатром люди развесили старые лыжи, рюкзаки, горнолыжные и туристские ботинки, альпинистские кошки и веревки, установили палатку. Также имитировали кострище с дровами, над которым расположился прокопченный котелок, рядом — гитара и каким-то чудом уцелевший древний велосипед. Для участия в конкурсе несколько человек прибыли на «Шымбулак», который отметил в этом году свое 70-летие, в брезентовых штормовках, растоптанных ботинках и с советскими ледорубами в руках. Ветеранов, которые в свое время штурмовали вершины в очках-консервах, предназначенных для сварочных работ, встречали с особым почетом, вручив благодарственные письма, в которых говорится о преемственности поколений горных людей: «Опора — это опыт, который годами собирался Вами благодаря крепчайшему духу, силе воли и самодисциплине. Догадываемся, что ради этого опыта Вы многим в жизни жертвовали, а затем просто по-отечески отдали его нам. Не было бы Вас — не было бы нас».
Были времена, ах, было времечко...
Юрий Голодов в составе первой советской гималайской экспедиции 1982 года взошел на Эверест по контрфорсам юго-западной стены, и этот маршрут до сих пор не повторен. Он рассказал, что жил на пересечении Кордонной и Кирова.
«Там два мужика постоянно ходили с рюкзаками, а мы, мальчишки, им очень завидовали. Когда стали постарше, узнали, что это выдающиеся альпинисты Колодин и Кудерин. В купеческом доме была начальная школа, и там преподавала мама Сарыма Кудерина. В 1962 году он сводил нас на пик Советов, а после десятого класса мы с друзьями пришли в Большое Алматинское ущелье и дали клятву, что после школы обязательно будем заниматься альпинизмом. Нас было 12 человек. Я клятву сдержал», — пояснил Юрий Голодов.
Ветеран туризма Александр Артемьев прошел с рюкзаком тысячи километров. Он заведует лабораторией устойчивого туризма КазНУ имени аль-Фараби. «Учим студентов уважать природу, ценить дружбу, грамотно ходить в горы. Все начинается с практики после первого курса — ребята идут в многодневный поход первой категории сложности. Раньше мы водили на озеро Иссык-Куль, сейчас ходим из Тургеня до Кольсая. Во время похода студенты успевают получить первичные знания и навыки, а потом участвуют в различных соревнованиях и получают профессиональные навыки», — сказал он.
Лица друзей
Ведущим встречи был ультрамарафонец, победитель многих соревнований по скайраннингу и трейлраннингу Вадим Винокуров из клуба «Экстремальная атлетика». Он рассказал, что клуб задействован в развитии такого вида спорта, как ски-альпинизм. «У нас расписаны мероприятия — начинаем с новогоднего марафона, потом забег на пик Амангельды и другие соревнования. Мы также организуем мероприятия в разных регионах по ски-альпинизму, чтобы отобрать спортсменов на Азиаду и Универсиаду с прицелом на олимпийские лицензии».
Под шатром здоровались и общались знакомые, потому что пути всех собравшихся пересекаются на горных тропинках и маршрутах. Альпинист и владелец турфирмы Виктор Наврезов рассказал, что создал мини-клуб из одних девушек, которые постоянно и целенаправленно ходят в горы: «Мы проводим с ними занятия — скальные и ледовые, ходим на трехи четырехтысячники, недавно совершили альпинистское восхождение и постоянно совершенствуем навыки». Мультиспортсмен Багаудин Беков, директор по спорту в центре спорта и искусства Budokan HTA, отметил: «При центре создан клуб «Горный бег Казахстана», по плану намечены горные забеги на весь год. Если повезет с погодой, будет повторен зимний забег «Снежные волки» из одного ущелья в другое, а если говорить о детях, которых в клубе очень много, мы только что вернулись из большого похода. Самое главное — это даже не результат, а тренировочный процесс».
Были приглашены представители Алматинского заповедника, расположенного в центральной части хребта Заилийский Алатау, где тщательно охраняются природа, покой птиц и животных. Заместитель директора заповедника по научной работе Ерболат Нурахметов сказал: «Мы водим маленькие группы только по экотропам в сопровождении инспектора или научного сотрудника. В прошлом году на территории заповедника насчитывалось 33 медведя, по учету на 2023 год было 36 снежных барсов».
Вспомнилась история, как однажды научный сотрудник заповедника Галина Вишневская вела по тропе фотографа и журналистку. Увидев под ногами медвежий помет, она нагнулась, пригляделась и сказала, что зверь прошел здесь совсем недавно, а перед этим он съел плоды боярышника и яблони Сиверса. Вдруг кусты в стороне от тропы зашевелились, там явно скрывалось крупное животное. До домика егерей бежать было далеко, и, оценив ситуацию, журналистка выразила опасение — уж не мишка ли бузит за деревьями? Тут на тропу вышел теленок, и биолог пошутила, что давно не встречала в лесу медведя с колокольчиком на шее!
Свидетель селя
В Малом Алматинском ущелье получили развитие такие виды спорта, как конькобежный, горнолыжный, горный туризм и альпинизм. Здесь 15 июля 1973 года прошел катастрофический сель. Очевидец успел снять пару кадров, запечатлевших последние минуты существования турбазы «Горельник».
Искандер Омаров — врач, туризмом занимался с 1963 года. «Мне было 13 лет, когда я попал по школьной путевке на турбазу гороно в Большом Алматинском ущелье. Когда-то это был лагерь для пленных японцев, которые строили трубу от Большого Алматинского озера. Эти самые бараки и перестроили в турбазу. Помню, был маршрут на перевал Туристов, в Левый Талгар, оттуда — на Талгарский перевал и на Медео. На озере стояли палатки, где мы ночевали, утром инструктор построил нас и спросил: «Пацаны, кто хочет подняться на пик Советов?». Не имея никакого представления о восхождениях, я выступил вперед. Это была моя первая вершина. В 16 лет я попал в школу инструкторов, но по молодости не получил удостоверения, потом еще раз окончил школу при облсовете по туризму и экскурсиям. Стажировался на турбазе «Горельник», потом работал на озере Иссык, на турбазе «Алматау», турбазе «Казахстан» у озера ИссыкКуль», — рассказал он.
В день, когда сошел сель, Искандер Омаров поднимался на «Горельник», где инструкторил, с тяжелым рюкзаком, и почувствовал, как под ногами затряслась земля. Над ущельем поднялся столб желтой пыли, это грязекаменный поток обрывал крутые берега вдоль русла Малой Алматинки. На шее у Омарова висел фотоаппарат, и он успел сделать пару кадров. Каменный дракон пожирал все на своем пути. Потом еще несколько дней, рискуя попасть под повторный сель, добровольцы искали среди завалов выживших.
Мы — номады
Член правления общественной организации Kaz Alpin Club Кажым Джумалиев выглядел как заправский турист-шестидесятник — в шапочке с надписью USSR, штормовке, со старым рюкзаком за плечами и в брезентовых рукавицах, которые хранит для зимней рыбалки. «Я вырос в семье биологов, и с малых лет родители брали меня в экспедиции, — рассказывает Джумалиев. — Они вели очень активный образ жизни, а поскольку советские люди бережно относились к вещам, у папы с мамой многое сохранилось в чемоданах. Ледоруб остался с тех времен, когда я в молодые годы занимался туризмом и альпинизмом, он достался мне от дяди, который в 60-е катался на «Шымбулаке». У меня есть еще и старые лыжи! Я являюсь председателем ассоциации «Табигат», объединяющей природопользователей Казахстана, охотничьи и рыболовные хозяйства. В рамках этой ассоциации мы развиваем устойчивый туризм, в частности конный. Уже несколько лет при помощи международных грантодателей, Всемирного фонда дикой природы, Международного союза охраны природы внедряем новые практики в нашей стране. Уже два года, в том числе благодаря нашей активности, идет стремительное развитие конного туризма. Это наша фишка, мы номады, и нам сам Бог велел развивать конный туризм».
Юрий Кирдюшкин — основатель проекта «Пластик хара-хура», что означает «Пластик будет жить», вместе с помощницами разложил под шатром сувениры. «Идея нашего проекта родилась в горах. Мы видели, сколько мусора оставляют люди. Сначала пытались привлечь к этому внимание через социальные сети, а потом решили что-то делать своими руками. Стали собирать пластик. Однако, чтобы произвести что-то из пластика, бывшего в употреблении, его необходимо отсортировать, измельчить, помыть, разложить в мастерской и только после всех этапов подготовки начать производство изделий. Мы привезли на «Привал» тематические сувениры, разные фигурки из пластика в наборе с карабинами и фурнитурой, чтобы гости могли собирать брелочки», — рассказал он.
После щедрого угощения на тележке вкатили торт невероятных размеров в виде нескольких горных вершин. Покидая гостеприимный «Привал», каждый гость усаживался в кабинку канатной дороги с хорошим настроением. Одни увозили в город памятные подарки и благодарственные письма, другие продолжали начатый под шатром разговор, третьи обсуждали предстоящие восхождения. «Шымбулак» — узловая станция на развилке горных путей, где выросло не одно поколение приверженцев активного образа жизни, предпочитающих теплым домам и кабинетам напоенный свежестью воздух и вольный ветер.