История 1: о том, что писали про кумыс на Западе
Традиционная степная жизнь без кумыса — нонсенс. Если у казахов и была какая-то кулинарная страсть, то это было не мясо, а именно кумыс. По крайней мере, так считали сторонние наблюдатели.
Как воспринимали кумыс и «культ кумыса» гости казахских аулов в XVIII — XIX столетиях, можно понять из этой небольшой подборки этнографических цитат.
Ф. фон Шварц. «Туркестан — ветка индогерманских народов». Фрейбург. 1900 год: «Кумыс очевидно является древним национальным напитком тюркских народов... Лучшим является молоко лошади, из которого киргизы готовят свой кумыс, который играет ту же роль, что пиво у баварцев. Кумыс готовят на основе брожения кобыльего молока в сосудах из овечьей шкуры, которые часто взбалтывают. Этот более или менее кислый напиток имеет некоторые качества, схожие с баварским пивом. Он также сильно пенится, и, если его несколько дней хранить в закрытом сосуде, взрывается, как бутылка самого лучшего шампанского. После потребления большого количества кумыса, особенно на голодный желудок, веки набухают, становится тяжело и клонит ко сну. От кумыса не опьянеешь — некоторые это даже утверждают, но мой опыт убеждает в обратном. Кумыс способен в большей степени, чем баварское пиво, выделению желчи и образованию жира, и он успешно используется русским населением Туркестана для лечения туберкулеза и малокровия. И я обязан кумысу жизнью и здоровьем, он меня спас, когда в 1881 году из-за туберкулеза и кровопотери я стоял на краю гибели, помог мне вновь стать на ноги, так что с тех пор мне завидуют из-за моего крепкого здоровья те, кому меньше повезло... С кумысом так же, как и с баварским пивом: его лишь тогда можно полностью оценить, если к нему привыкаешь с юных лет».
Иоганн Сиверс. «Письма из Сибири» (письмо десятое, 2 июня 1793 года): «У них принято на все случаи жизни подавать кумыс, закисшее кобылье молоко. Это не очень пьянящий напиток, особенно для европейской головы, но обладает целительными, прохладительными и питательными свойствами. Пытаюсь утверждать, что никакое антивенерическое свойство не может по своей эффективности сравниться с ним. Я приведу лишь два примера его чудодейственной целебной силы. В одном случае в результате шестинедельного употребления был полностью излечен целиком пораженный организм. Во втором случае человек избавился от венерической чесотки, которая длилась два года, и никакими средствами от нее не удавалось избавиться. Я почти уверен в том, что этот напиток излечивает и чахотку, т.е. туберкулез. По этой причине, полагаю, я не встречал нигде у киргизов венерических больных, оспу, людей с высыпаниями на коже и совсем мало чахоточных».
Алексей Левшин. «История киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей». Санкт-Петербург. 1832 год: «Кумыс приготавливается следующим образом: вливают свежее кобылье молоко в турсук, или кожаный мешок, прибавляют к нему немного кислого коровьего молока, или курту, и, оставляя смесь сию киснуть, бьют оную деревянною колотушкою, к концу которой приделывается деревянный же круг с провернутыми в нем скважинами, или кусок дерева, выдолбленный снизу. Через два или три дня кумыс поспевает, и его начинают употреблять, беспрестанно подбавляя вместо отлитого количества свежее кобылье молоко. Таким образом, напиток сей, однажды сделанный, долго не переводится. Киргизы очень любят оный и, не имея возможности делать его зимою, так много пьют летом, что раздуваются, пухнут и почти не употребляют никакой другой пищи. Они справедливо называют его сытным и здоровым, ибо кумыс точно имеет много питательных частиц, и многие, не только слабые грудью, но даже близкие к чахотке, поправляют оным свое здоровье».
Адольф Янушкевич. Дневник путешествия (8 августа 1846 года): «Кумыс — это киргизское шампанское...»
История 2: про то, как киргизы решили спустить Иссык-Куль и что из этого вышло
Проекты коренного преобразования природы под свои нужды будоражили умы человечества задолго до того, как в Советском Союзе стали возникать многочисленные проекты по поворотам и разворотам всего и вся. Любопытная история произошла (вернее — чуть не произошла) с Иссык-Кулем.
Известный краевед конца XIX века Лев Костенко писал, что «согласно преданию, кара-киргизы задумали спустить озеро посредством реки Чу в Сырдарью. Для этой цели ими был выкопан в западной части озера арык, или канал, Кутемалды длиною около четырех верст, соединивший озеро с рекою Чу».
А все дело в том, что озеро оставалось для древних жителей его берегов совершенно бесполезным и только занимало место, на котором можно было бы разводить скот. Далеко в будущее они не смотрели. Если бы тем мифическим преобразователям удалось задуманное, то сегодняшняя Киргизия, лишенная своей главной гордости и источника валютных поступлений, славилась бы в мире разве что своими перманентными революциями.
«Но киргизы ошиблись в расчете и достигли результатов как раз противоположных: вода не только не пошла из озера в Чу, а, напротив, Чу стала течь в озеро, и арык Кутемалды вместо истока Иссык-Куля обратился в его приток».
История 3: о странностях дебета и кредита казахстанского бюджета в конце 1920-х
Когда в 20-е годы «старый режим» сменился «новой властью», ей досталось непростое наследство в сфере образования. Согласно переписи 1926 года число неграмотных только в возрасте 16 — 35 лет составляло в Казахстане 1 768 440 человек (при всем населении республики — 6 037 100). Выяснилось, что из числа казахов грамотой владело всего 10 процентов.
Нужно отдать должное, советская власть взялась решать проблему небывалыми доселе темпами. И не только за счет эксплуатации энтузиазма масс, но и путем банальных материальных вливаний.
Если верить универсальному справочнику эпохи раннего социализма Малой советской энциклопедии (незабвенный Остап Бендер верил ей свято!), выходившей на рубеже 30-х, местный бюджет Казахской АССР (до 37-го республика была частью РСФСР) составлял в 1927/28 году 41 110 000 рублей. Причем бюджет был «сведен с дефицитом», так как доходы, включая 5 253 000 рублей, полученных из центра, все равно составляли лишь 40 928 700 рублей.
Но для нас в данном случае любопытен не дебет, а кредит — то, куда уходили народные деньги в том бюджетном году. Так вот, большая часть тратилась на образование (28 процентов) и здравоохранение (10,5). Для сравнения — на сельское хозяйство ушло лишь семь процентов республиканских средств. Таким образом, почти треть бюджета Казахстан тратил на образование!
История 4: про то, с чего следует отсчитывать дату рождения казахского кино
Вышедший в 1928 году остросюжетный классовый блокбастер «Мятеж» по культовой комиссарской повести Дмитрия Фурманова считается первенцем казахстанского кино. Хотя казахстанского в нем не было почти ничего. Снимали его ленинградские кинематографисты с кинофабрики «Совкино» безо всякого участия казахов.
Потому корректнее было бы назвать первенцем казахского кино выпущенный на экраны в 1938 году кинофильм «Амангельды». Хотя и его снимал «Ленфильм», но съемки велись близ Алма-Аты. А главное, «Амангельды» — первый звуковой фильм, в котором ярко засветились артисты из Казахстана. В актерском составе этой ленты появился весь цвет казахских исполнителей эпохи: Елюбай Умурзаков (сыгравший Амангельды), Шара Джандарбекова, Курманбек Джандарбеков, Сералы Кожамкулов, Канабек Байсеитов, Калибек Куанышпаев, Копан Бадыров. С полным правом все они могут считаться апологетами всего казахского кинематографа, время которого наступило вскоре за сим.
Кроме того, сценарий писали Габит Мусрепов и Беимбет Майлин (вместе с Всеволодом Ивановым). Ахмет Жубанов — музыку (вместе с Михаилом Гнесиным). Много лет в республике проработал и Моисей Левин — режиссер и художник-постановщик киноленты (ему, кстати, в Казахстане позже было присвоено два почетных звания «Заслуженный деятель искусств» и «Народный художник»).
Нет, недаром именно от «Амангельды» многие киноведы ведут истинную историю казахского кино.