От Алмату до Алматы
Казахский ученый, историк, этнограф, фольклорист, путешественник, просветитель и востоковед Чокан Валиханов служил в Военно-ученом комитете Генерального штаба Военного министерства, в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел Российской империи. Когда город Верный превратился в отправную точку первых научно-практических экспедиций, Валиханов изучал жизнь, быт и родовые отношения тяньшаньских народов и в экспедиции начальника Алатавского округа М.М. Хоментовского по Семиречью вел дневник с зарисовками.
Читаем в книге «Almaty. Город мой родной» (2004 г.): «Облик нового поселения запечатлели на своих полотнах сибирские живописцы Михаил Знаменский и Павел Кошаров. Известны три их рисунка. Композиционным центром работ художников является станичная площадь. Посередине ее — маленькая деревянная Софийская церковь, освященная настоятелем Евтихеем Вышеславским в 1858 г.».
В книге Е. Дуйсенова «Алма-Ата сегодня и завтра» (1963 г.) сказано, что крупный торговый центр на пересечении торговокараванных путей Алмату был известен арабам, китайцам и персам. «Монгольское нашествие в XIII веке нанесло сильный урон городу, он был почти полностью разрушен и разграблен. Казалось, Алмату никогда больше не встанет из руин. Однако выгодное расположение на караванном пути сыграло свою роль и город вновь отстроился. Население продолжало заниматься ремеслом и торговлей. Известный казахский ученый Чокан Валиханов так писал об этом: «Алмату... был известен по своей торговле и служил станцией на большой дороге...».
Автор книги повествует о том, что существующие в Азиатской России железнодорожные пути до Семиреченской области не доходили, доехать туда было труднее, чем до более отдаленных сибирских областей. Но город Верный становился крупнейшим торговым центром Семиречья и всего Казахстана, в базарные дни здесь можно было видеть торговый люд из Сибири, Ташкента, Семипалатинска, Кульджи. «На верблюдах и волах сюда доставляли бакалейные товары, ситец, посуду, керосин, спички, сахар, а увозили яблоки, шерсть, кожу и сало».
Туркестано-Сибирская магистраль связывает Сибирь и Среднюю Азию. Известно, что о строительстве железной дороги для связи Туркестана и Сибири задумались еще в 1886 году, а в 1896-м городская дума Верного приняла решение о создании комиссии для определения целесообразности строительства. В открытых источниках сказано: «Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с цинским Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и обратной доставки дешевого сибирского зерна и других товаров в регион».
Экскурсия по Новосибирскому краеведческому музею
Новосибирский краеведческий музей находится в историческом здании, где 14 декабря 1917 года была провозглашена советская власть в городе. Здесь представлены археологические находки, коллекция этнографии коренных народов Сибири, коллекции одежды и тканей, деревянных, промышленных изделий из цветного металла и многое другое. В одном из залов можно увидеть казахские платья, украшения и жилище.
Освоение русскими Южной Cибири началось в XVIII веке. В 1703 году казаки основали первый укрепрайон — Умревинский острог, в 1713-м был построен Чаусский острог, потом — Бердский, вокруг которых развивались ремесло и торговля. Ближе к середине столетия появился Московско-Сибирский тракт.
В 1764 году на реке Нижний Сузун построили медеплавильный завод, а при нем — монетный двор.
На инфостенде написано: «Появление промышленности стало новым стимулом для роста населения и торгово-промышленного освоения территории. На протяжении всего XIX века продолжается интенсивная колонизация Южной Сибири. В этот регион в результате вольной колонизации, уголовной и политической ссылки, административного перевода переселялись не только русские, но и представители многих других народов».
Появление Турксиба привело к мощным социально-экономическим и культурным сдвигам, удешевив перевозку грузов и пассажиров. Начался активный приток переселенцев из Европейской России, крестьяне осваивали земли, пришли предприниматели и интеллигенция. «Железная дорога открыла Сибирь для отечественных и зарубежных инвестиций и промышленных товаров, а Европейскую Россию и Европу — для сибирской сельскохозяйственной продукции. Она также позволила значительно усилить военную мощь империи на восточных рубежах. Железнодорожная магистраль способствовала зарождению новых городов, которые вырастали из станций и поселков».
Медведи и олени, охотники и шаманы
В одной из витрин музея лежит шкура хозяина тайги. У народов Сибирского Севера распространен культ медведя. Самый крупный и могучий обитатель лесов вызывает у человека страх и уважение. Медвежий праздник — это гулянья, проводы души убитого охотниками медведя. Шкуру с головой и лапами укладывали на полу в жилище, во время праздника, который длился в течение нескольких дней, ее украшали бусами и лентами, в честь медведя разыгрывали костюмированные сценки, представляя зверя умершим родственником. Кульминацией праздника становилось коллективное приготовление и поедание медвежьего мяса. Череп медведя обязательно сохраняли, надевали на деревья, пни или шесты, выставленные на священных местах.
Много медведей и в горах Казахстана. Читаем в книге «Алма-Ата сегодня и завтра»: «В Заилийском Алатау в местах, редко посещаемых человеком, сохранились дикие животные — медведи, снежные барсы (ирбисы), горные бараны (архары), горные козлы (тау теке), косули (илики), горные индейки (улары), горные куропатки (кеклики)».
Охота, рыбная ловля и собирательство в Сибири являлись важным подспорьем в крестьянском хозяйстве. Мужчины приносили в дом добычу, мастерили домашнюю утварь, изготавливали одежду и обувь, женщины обрабатывали лен, коноплю и шерсть. Ремесленники мастерили сани, телеги, корзины и кадки, посуду и гончарные изделия.
В одной из витрин музея представлен олень. Из открытых источников известно, что под влиянием степного коневодства скифских и тюркских народов в Скандинавии и в Сибири лопарями, самодийцами и тунгусами был одомашнен олень. У народов Севера олень — это и пища, и одежда, и транспорт.
Много написано о сибирских шаманах, сегодня там существуют шаманские школы. Шаманский наряд — это длинное одеяние с бахромой, увешанное множеством бусин и кисточек. Шаманы в Сибири являются неотъемлемой частью общества. Обладая даром видеть иную реальность, они являются посредниками между миром людей и миром духов. Слово «шаман» взято из тунгусо-маньчжурских языков, русские путешественники и исследователи Сибири распространили его по всему миру. Шаманизм популярен и в Казахстане, что связано с историческими и культурными традициями. Известно, что шаманизм имеет глубокие корни в истории кочевых народов Центральной Азии, включая казахов, и эти традиции являются важной частью культурного наследия.
Бизнес и благотворительность
В начале XIX века формировались ярмарки Западной Сибири. Ярмарочная торговля, находившаяся под покровительством государства, имела ряд льгот, но в 1883 году беспошлинная торговля была отменена. А сибирское купечество появилось в середине XVIII века. Купцы торговали пушниной, хлебом, мануфактурой, продуктами животноводства. «Купечество распределялось на три гильдии, принадлежность к ним определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодный взнос. Вдоль Московско-Сибирского тракта на территории Западной Сибири сформировались крупные торговые центры: Каинск, Колывань, Бердск. В XIX веке купцы входили в верхние слои городского общества, выбирались на высокие посты в городских и сельских управах. Сознавая ответственность за территории, они занимались социальным благоустройством и помощью бедным — брали расходы по строительству и содержанию церквей, городских школ, училищ, лечебниц».
Вспоминается диалог между верненскими купцами Исхаком Габдулвалиевым и Никитой Пугасовым касательно строительства Турксиба в романе Дмитрия Снегина «В городе Верном», где высказываются опасения по поводу предполагаемого наплыва по железной дороге конкурентов.
А в книге «Almaty. Город мой родной» сказано: «Широкую известность получила благотворительность городского купечества. На средства меценатов строились храмы, богоугодные заведения, школы, велось благоустройство края и градостроительство. В Верном были возведены мечети, синагога, римско-католический костел, православные церкви, среди которых сохранились Туркестанский кафедральный собор, возрожденный к жизни на Вознесение в 1995 году, и Малостаничный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, небесной заступницы Семиречья, — этот храм возведен в 1871 году в память основания алматинских станиц».
В книге написано, что до речки Малой Алматинки Верный напоминал образцовую деревню, основанную переселенцами из разных уголков России, — крепкие избы, амбары, сараи, конюшни. «Крестьяне везли в Семиречье самое дорогое: из Сибири — цветы в горшках, что в студеные дни благоухали на избяных подслеповатых оконцах, из Поволжья — плоские тяжеленные камни для гнета при квашении капусты». Что называется, в Тулу да со своими самоварами.
По фамилии первостатейного купца и благоустроителя города Никиты Яковлевича Пугасова был назван мост. Здесь, у мельницы, после верненского землетрясения 1887 года бесплатно кормили хлебом жителей разрушенного города.
Любопытно, что в одном из залов музея представлен неимоверно большого размера красный пиджак бизнесмена 90-х. Как много связывало нас во все времена!