Издание это так давно находится в моей библиотеке, что я перестала его замечать, пока вдруг не обнаружила у себя второй экземпляр. Выходит, судьба — надо перечитать и коротко описать ее содержание. Итальянец рассказывает о своей жизни, спортивных и исследовательских маршрутах на разных континентах, своем участии в экспедициях Тура Хейердала на «Ра» и «Тигрис».
Вот что Тур Хейердал написал о Карло Маури: «Немногие в наш век прожили более насыщенную приключениями жизнь, чем Карло Маури, и повидал ли кто больше, чем он — от уровня моря до высочайших горных вершин мира. Он стал другом людей от самой дальней окраины запада до самой дальней окраины востока. Немногие оставили после себя большую пустоту в кругу друзей, чем Карло Маури, когда он скоропостижно и безвременно ушел от нас в 1982 году. Если бы на международной арене было больше таких людей, как Карло Маури, с подобным дружественным отношением к народам всех стран, любого цвета кожи и различных политических взглядов, мир, в котором мы живем сегодня, был бы совершеннее».
Первое свое восхождение Карло Маури совершил в 15 лет. «Не желая походить на «стариков» из альпийского клуба «Лекко», мы, молодежь, образовали «Группу пауков с Гриньи». Мастерство молодые альпинисты оттачивали на стенах в Доломитах. В 1985 году большая экспедиция отправилась в Пакистан. Цель — Гашербрум 4. В составе экспедиции был Вальтер Бонатти. Впоследствии его назовут родоначальником нового стиля в альпинизме, который характеризуется прохождением сложнейших маршрутов, часто в одиночку».
«Над нами возвышается заключительная часть Гашербрума 4 — северо-восточный хребет, цепь непрерывных скалистых башен с легкими снежными карнизами. Этот труднопроходимый восьмисотметровый хребет трудным представляется не только из-за своей высоты, но и из-за технической сложности преодоления». Вальтер Бонатти, побывавший ранее на К2, напоминал о невозможности приема снотворного и стимуляторов, притупляющих реакцию на опасность. «Когда висишь на руках, уцепившись за небольшие выступы в скале, пальцы теряют от холода чувствительность из-за недостаточного кровоснабжения. А нужно двигаться, карабкаться; чтобы не ослабли руки и ты не сорвался, требуется нечеловеческая отдача сил, поскольку в воздухе очень мало кислорода, и ты, преодолев небольшой отрезок пути, застываешь на месте от удушья, глотая широко открытым ртом разреженный воздух. Вот она — истинная радость альпиниста: чувствовать себя неизвестным, безымянным смельчаком, который забирается невесть куда, чтобы обнаруживать в себе новые качества, не пугаясь собственной отваги, потому что именно за пределами ограничений мы по-настоящему творим и воспитываем себя».
Вальтер Бонатти родился в Бергамо. К слову, наш бывший соотечественник знаменитый альпинист Денис Урубко сейчас живет в этом городе. Бонатти во многом превзошел других альпинистов в Гринье. Одногодки Вальтер и Карло служили в армии в альпийских бригадах, вместе штурмовали вершины Альп, Патагонии, Гималаев, «оба добровольно сделали горы местом и смыслом своей жизни». Однажды друзья разработали план... одиночного восхождения на Монблан. Вальтер собрался идти через Майор, а Карло — через Пуар. Разумнее было продвигаться к вершине в одной связке и страховать друг друга, думал Маури, ведь дома его ждали жена и двое детей, но решение было принято, и страх отступил. И вот Вальтер не отзывается... Неужели с ним что-то случилось? Но он обладает способностью выпутываться из любых ситуаций, и никто не может сравниться с ним в выдержке и интуиции. Наконец он появился на вершине, как всегда, спокойный и уверенный в себе. Маури писал: «Для Бонатти все или черное или белое, нет ничего промежуточного. Вся его жизнь, весь смысл существования — это преодоление вызова гор, лесов, пустынь, чего угодно. Он постоянно занят поисками трудностей, чтобы преодолевать их. Например, когда я в горах, то постоянно думаю о семье, потому что сохраняю эмоциональную связь с ней, для Бонатти же существуют только горы».
С белыми медведями на «ты»
Год 1968-й. «Новое путешествие приведет меня в молчаливые просторы одного из самых холодных районов Земли — на Северный полюс. Я отправляюсь в это ледовое царство на краю земли в поисках его угрюмого владыки — полярного медведя, крупнейшего из современных хищников». Экспедиция «Медведь» организована в целях масштабной научной операции. Необходимо провести перепись животных, сфотографировать их под водой, для чего в состав группы вошли спортсмены-подводники. «Подводные пловцы просматривают комбинезоны, в которых они похожи на инопланетян. Немногим приходилось до них погружаться в воду среди полярных льдов». Это была мирная охота, направленная не на истребление, а на спасение медведей.
Огромный зверь пришел на запах пищи — тушу дохлого тюленя подожгли для привлечения медведей. Он встает на задние лапы, собирается атаковать, но людей много, и медведь прыгает в воду, перебираясь вплавь с одной льдины на другую. Его догоняет стрела с сонным средством, и, пока медведя измеряют, исследуют и чертят на спине крест, чтобы не перепутать с другими, айсберг отрывается от льдины и отправляется в дрейф. А вдруг зверь проснется именно сейчас... На запах жареного тюленя пришел второй самец, к нему крадутся двое в белых маскировочных комбинезонах. Медведь бросается на одного. И чтобы остановить его, приходится стрелять из карабина в воздух. Медведь бежит, но выпущенный вдогонку шприц с иглой догоняет его, и он засыпает прямо на ходу. Так проходят замеры и компостирование. Потом проснувшиеся медведи бросаются в воду, а вслед за ними ныряют люди с кинокамерами. Одного медведь схватил за ногу, но за секунду до смертельного удара лапой ныряльщик увернулся. «Теперь Рамон — единственный в мире человек, который может с полным основанием рассказывать, что его укусил белый медведь в водах Ледовитого океана. А у меня перед глазами образ лопающихся от гордости людей, которые устремляются в Арктику ради бессмысленной травли медведей и платят за это бешеные деньги. Эти люди проникают в самые недра ледяного царства, чтобы, отстреливая, уничтожать самое гордое проявление жизни на Земле. Мои же товарищи идут на смертельный риск, чтобы помочь природе, защитить, спасти ее».
Мудрый Маури — мирный воин
Во время путешествий Карло Маури приходилось жить среди эскимосов, чернокожих из Конго, людей с Гималаев и высокогорий Анд, среди племен, населяющих зеленый ад Амазонии и австралийскую пустыню. «Захватывая чужие земли, европейские завоеватели, люди с белой кожей, сплошь и рядом уничтожали представителей других рас, а остатки туземного населения принудительно затягивали в рамки нашей цивилизации. Самое большое противоречие состоит в том, что мы далеко не полностью впускаем их в наш мир. Требуются основательные сдвиги в самых глубоких недрах человеческого сознания, чтобы понять: существуют отдельные люди и людские сообщества, которые, будучи лишены материальных благ, отнюдь не уступают нам в разуме, мужестве и доброте».
Горы научили Карло Маури стойко переносить лишения, что давало ему понимание тех народов, которые в силу жизненной необходимости испытывают лишения на грани человеческих возможностей. Аборигены племени малак-малак в Австралии добывают коренья, змей, мышей, червей, кенгуру, опоссумов и семена, которые молотят камнями и на огне пекут лепешки, а для охоты и рыболовства пользуются копьями. По мнению Маури, дикими такие народы считают потому, что они всячески ограждают себя от губительного для них нашествия цивилизации.
«Во время предыдущей поездки в Антарктиду я встречался с сэром Эдмундом Хиллари, альпинистом, поднимавшимся на Эверест и добившимся от новозеландского правительства официального приглашения итальянской научной альпинистской экспедиции на ледовый материк». Эдмунд Хиллари вместе с шерпой Тенсингом Норгеем стали первыми людьми, ступившими в 1953 году на высочайшую вершину мира. К слову, группа казахстанских туристов и альпинистов встречалась с легендарным альпинистом из Новой Зеландии в 2003 году в Катманду в дни празднования 50-летнего юбилея первовосхождения на Эверест.
В период акклиматизации занимались переписью пингвинов. Маури с напарником самолетом добираются до Скелтон-Глейсер. Они были проводниками четверых новозеландских геологов в долгой экспедиции по горному массиву Бумеранг Рейдж и первыми поднимались на неизведанные вершины. «Если Антарктида считается ледником Земли, где с помощью течения и холода регенерируются воздух и вода, то Амазонию можно назвать огромным котлом, в котором вода и воздух кипят, стерилизуются и насыщаются кислородом. Атмосферные и океанские течения в своей непрерывной циркуляции распределяют по всему миру богатство, собранное ими по пути через Амазонию и Антарктиду». Леса исчезают с лица земли, а в амазонской сельве очищается воздух, и этот гигантский зеленый массив участвует в великих природных циклах.
«Карло Маури не разделяет торжества белого человека по поводу исчезновения диких уголков природы и втягиванию в цивилизованные игры коренного населения. Цивилизация явилась в Южную Америку во всеоружии на штурм последнего бастиона зеленой природы», — пишет автор книги, имея в виду строительство Трансамазонской магистрали. Лес снабжает людей мясом животных и фруктами, но заставляет их терпеть долгое одиночество, сырость, москитов и комаров. После прочтения этих строк вспоминается роман Габриэля Маркеса «Сто лет одиночества», где описан долгий переход по джунглям в поисках моря, когда путники прорубали тропу с помощью мачете и зеленая стена тут же вновь возникала за их спинами. «Почва под ногами стала влажной и мягкой, как вулканический пепел, заросли с каждым шагом приобретали все более угрожающий вид, крики птиц и перебранка обезьян доносились теперь откуда-то издалека — казалось, мир навеки утратил свою радость. В этом царстве сырости и безмолвия, похожем на рай до совершения первородного греха, сапоги проваливались в глубокие ямы, наполненные чем-то маслянистым и дымящимся, мачете разрубали золотых саламандр и кроваво-пурпурные ирисы, людей мучили давным-давно забытые воспоминания». Дороги назад не было, и скитальцы основали селение Макондо, где свершилось роковое предзнаменование: «Тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды».
В 1972 году Маури организовал экспедицию по следам своего великого земляка Марко Поло под девизом «Открыть для себя прошлое, чтобы понять настоящее». Это было путешествие по Турции, Ираку, Ирану и Афганистану. Он участвовал в кругосветных парусных гонках, был членом команды знаменитого норвежца Тура Хейердала, который построил плот «Кон-Тики». Но это уже другая история, и я расскажу ее в следующем выпуске.