МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Записки хронолога

Амазонки: корни мифа из Великой Степи. Школа Ибрая Алтынсарина: где, чему и как учился сам просветитель. Ленин с нами: отчего знаменитые казахские актеры так похоже играли вождя мирового пролетариата. История кино: «Прибытие поезда» снималось в Казахстане

Фото П. Лейбина. «Казашки».

История 1: Томирис, Зарина, Спаретра. Эти женщины могли постоять и за себя, и за своих ближних!

Мифы об амазонках появились еще в античные времена, и неспроста. Греки, к примеру, уже в своей архаике не могли себе представить своих женщин вне гинекеев. И когда они встречали кочевниц верхом на конях, это производило впечатление.

Во время осады Трои амазонки пришли на помощь осажденным. Об этом писал Гомер. То есть в первом глобальном столкновении Запада и Востока воинственные женщины защищали восточные ценности. На территории Эгейского побережья Турции находится город Измир — древняя Смирна. Согласно Страбону, свое имя городу дала «прекрасная и храбрая» амазонка Саморина.

Степнячки не только ездили в седлах, но и могли, если что, постоять за себя. Все казахстанцы слыхали про массагетскую царицу Томирис (Томирию), к которой так неудачно сватался персидский царь Кир.

Геродот напомнил предысторию: «Царицей массагетов была супруга покойного царя. Звали ее Томирис. К ней-то Кир отправил послов под предлогом сватовства, желая будто бы сделать ее своей женой. Однако Томирис поняла, что Кир сватается не к ней, а домогается царства массагетов, и отказала ему. Тогда Кир, так как ему не удалось добиться цели, открыто пошел войной на массагетов».

И зря. Войну он проиграл, а сам погиб в битве. Правда, перед этим сильно раззадорил саму Томирис, лишившуюся в этой войне сына, царевича Спаргаписа.

То, как поступила немолодая уже степная владычица с самоуверенным соискателем на свои руку и сердце, вызывает благоговейную дрожь не только в патриотическом, но и в феминистическом сообществе! После победы над персами, как свидетельствовал Геродот: «Томирис наполнила винный мех человеческой кровью и затем велела отыскать среди павших персов тело Кира. Когда труп Кира нашли, царица велела всунуть его голову в мех».

Таким образом Томирис «напоила» кровожадного царя. При этом еще и поиздевалась над незадачливым женихом.

Между тем она далеко не единственная номадка, прославившаяся своими ратными подвигами. Античные источники о лихих степных воительницах называют и других героинь. Упоминается, к примеру, некая сакская царица Зарина, которая участвовала в битвах наравне со своими воинами. Прямой предшественницей Томирис в борьбе с персами можно считать другую сакскую царицу Спаретру. Она, вызволяя из плена своего непутевого мужа Аморга, также собрала и возглавила войско, половину которого составляли воители, а вторую — воительницы. И — победила!

Если бы Некрасов был скифским поэтом, то наверняка бы воскликнул: «Есть женщины в сакских кочевьях»!

«Школа для киргизских детей в Оренбурге». Рисунок художника А.Ф. Чернышева.

История 2: про школу, которую окончил Ибрай Алтынсарин

«Положение о школе для киргизских детей при Оренбургской Пограничной комиссии» было утверждено еще в июне 1844 года. Предполагалось, что обучаться будут 30 «воспитанников киргизов».

Главной задачей школы, кроме обучения казахских мальчиков русскому языку, ставилось «приготовление способных людей к занятию по пограничному управлению мест письмоводителей при султанах-правителях», а кроме того — «исправлению и других областей, в которые исключительно назначаются киргизы».

В учреждение принимали ребят в возрасте 8-12 лет (Алтынсарину при поступлении было девять). По положению все кандидаты должны были состоять «исключительно из одних киргизов» (казахов). Вдобавок «преимущественно из таких, коих родители оказали услуги правительству или же известны по своей особой оному преданности».

Как известно, отец Ибрагима Алтынсары погиб, защищая родной аул от отряда Кенесары Касымова в 1844 году, когда Ибрагиму было еще три года. После этого мальчик воспитывался у бия Балгожи Джанбурчина, его деда. Радениями которого и попал в открывавшуюся школу.

Обучались там семь лет. Всего вместе с круглым отличником Алтынсариным в 1857 году выпустились 20 одноклассников. Еще восемь товарищей, не справившихся с «выпускными испытаниями», были оставлены на второй год. Главный упор в учебной программе делался на языки. Кроме русского, преподавали татарский, арабский и персидский. Так что учащиеся занимались не только русским «письмом под диктовку со строгим соблюдением грамматических правил», но и «писали по правилам каллиграфии восточных языков». Восточные языки преподавал башкир Мирсалих Бекчурин, известный востоковед (возможно, он работал уже после выпуска Алтынсарина).

Много времени уделялось изучению Корана и его правильному толкованию. Законам ислама обучал воспитанников сам ахун главной Оренбургской мечети Усман Мусин. Еще в курс обучения входили арифметика, делопроизводство, порядок производства следствий и гимнастика.

Каково было качество образования? Достаточно высокое. Востоковеда Н.И. Ильминского, столкнувшегося с Алтынсариным в 1859 году, Ибрагим «поразил своею необыкновенной любознательностью именно к русскому языку», на котором он «читал книги русские, газеты, журналы».

Школа располагалось в одном большом одноэтажном здании («с колоннами») на Большой улице Оренбурга рядом с Пограничной комиссией. Учащиеся жили тут же, в интернате, и находились на полном обеспечении государства.

В классной комнате, очень просторной и светлой, в два ряда стояли столы для учащихся, у которых при таком расположении не было никаких задних парт. На стенах висели портрет «августейшего покровителя просвещения», расписание занятий и нравоучительные изречения из Корана.

Все учащиеся жили в одной спальной комнате дортуаре и спали на одинаковых железных кроватях, застеленных матрацами из конского волоса, простынями и верблюжьими одеялами с холщовыми пододеяльниками. Спали воспитанники по 10 часов — с 9 вечера до 7 утра. Рядом с дортуаром были умывальная комната с огромным медным умывальником посередине и «станок для гимнастических упражнений» в зимнее время.

Умурзаков в роли Ленина

История 3: Ленин и степная кровь

Конечно, большинство читателей еще способны узнать по фотографии вождя мирового пролетариата и основателя государства, из которого, собственно, все мы вышли. Вот такой он — архичеловечный и иконописный! Но...

Но признаюсь в небольшом розыгрыше. Потому что на представленном фото изображен вовсе не вождь Ульянов (Ленин), а актер Елюбай Умурзаков (в роли Ленина).

Пьеса Погодина «Человек с ружьем» в Казахском Академическом театре драмы стала лучшей постановкой 1939 года. «Спектакль, где были показаны образы вождей человечества Ленина и Сталина, был серьезной победой театра». Кроме Умурзакова, в нем были заняты такие звезды казахской сцены, как Капан Бадыров (Сталин) и Шакен Айманов (Шадрин).

И, если кавказец Сталин не очень походил на Бадырова, то Ленин и Умурзаков были одним лицом! Что и неудивительно, если вспомнить степные калмыцкие корни Владимира Ильича.

Прибытие первого поезда в Алма-Ату

История 4: от чего пошел казахский кинематограф

Все знают, что «самое важное из искусств» пришло в Казахстан во времена Российской империи, а свое собственное производство возникло здесь уже при Советском Союзе.

Какой фильм можно считать первым произведением местного киноискусства? Обычно отсчет ведется от «Амангельды», который, хотя и с заметным участием наших мастеров, но все же снимался киностудией «Ленфильм». Между тем имеются интересные данные, что первым отечественным созданием стала документальная короткометражка «Прибытие поезда».

Сразу разочарую знатоков — братья Люмьер не имеют к этому поезду никакого отношения. Наш поезд прибыл гораздо позже, 1 мая 1930 года. Из Москвы по только что проложенным рельсам Турксиба. Но короткая лента «Прибытие первого поезда в Алма-Ату» и стала первой ласточкой нашего кино. Тот же момент запечатлен и на архивной фотографии. Такой была в те годы станция Алма-Ата I.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах