МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Жемчужина культуры и науки: дом-музей Ауэзова в Алматы

В уходящем 2023 году Мемориальный дом-музей Мухтара Ауэзова отметил свое 60-летие. По этому случаю в его экпозиционном зале была проведена масштабная реконструкция. Музей пополнился новыми ценными экспонатами — как документальными, так и современными инсталляциями. Сегодня он обрел очень современный и солидный вид исторического памятника культуры, соответсвующий как духу прошлого времени, так и настоящему дню.

Истоки

Напомним, что Мемориальный дом-музей Мухтара Ауэзова был открыт в 1963 году. Еще в 1949 году Мухтар Ауэзов, получивший Сталинскую премию, сумел выкупить земельный участок на пересечении улицы Тулебаева и проспекта Абая в Алматы, где по его собственному эскизу архитектор Георгий Герасимов построил уютный дом.

В нем писатель прожил вместе со своей семьей последние десять лет своей жизни — с 1951 по 1961 год. И написал ставший знаменитым во всем мире роман «Путь Абая». В августе 1961 года было принято решение об открытии первого в стране именного музея, а в 1982 году здание было включено в список памятников истории и культуры республиканского значения.

В конце 90-х годов здесь открылось дополнительное административное и экспозиционное здание. А в последние два года экспозиционный зал был полностью обновлен и модернизирован.

Первым директором музея была дочь писателя — Лейла Мухтаровна Ауэзова. Сегодня ее сын Эльдар Аскарович Кунаев, президент Международного фонда Кунаева, вспоминает, как жили в этом доме.

«Высок Кавказ, Мухтар-ага, но лишь по грудь твоей он славе!»

— Я, наверное, единственный из ныне живущих на этой земле, кто жил в этом доме, — поделился Эльдар Аскарович Кунаев. — Я помню, когда Мухтара Омархановича не стало, здесь собралось такое колоссальное количество народу. А возле ореха, который посадил сам Мухтар Ауэзов (этот орех до сих пор дает плоды. — Прим. автора), сидела большая киргизская делегация. В ней выделялся огромный киргиз, который произвел на меня впечатление. Я тогда спросил, кто это, оказалось, что очень знаменитый борец. Его образ до сих пор сохранился в моей памяти. А потом родной дом постепенно на моих глазах стал превращаться в музей. В то время на территории Казахстана создавался первый именной музей писателя, и моей маме предложили стать его директором. Хотя по образованию мама историк, она, как человек образованный, стала полностью вникать в работу. Я тогда был еще школьником и помню, как она постоянно ездила в командировки изучать именные музеи. Сохранилась общая тетрадь, где она не только вела записи, но и делала эскизы тех музеев, что видела. Тогда экспозиционными были только спальни и рабочий кабинет Мухтара Омархановича.

Мое детство полностью было связано с работой музея. Помню, что часто сидел за столом мамы, выполнял какие-то школьные задания, и мне запомнился день, когда произошел взрыв для создания плотины. У нас в музее тогда затрещали все окна. Помню и когда на месте сарая появились административное здание и экспозиционный зал, а Сидоркин сделал прекрасный барельеф на нем. Все значимые люди посещали музей Мухтара Ауэзова, потому что он стал жемчужиной научно-культурной жизни страны. Конечно, и государство помогало созданию музея. Я помню, когда бабушка полностью передала здание со всем его содержимым стране, нам дали две квартиры на Коммунистическом проспекте (ныне Абылай хана), и мы жили на одной площадке с бабушкой. В музей мы также часто приходили всем классом. В этом экспозиционном зале, который вы сегодня видите обновленным, нам после основной экскурсии показывали мультики. С каждым годом музей становится более интересным и значимым. В том, что сегодня здесь появилась такая экспозиция, принял участие и Президент страны Касым-Жомарт Токаев. Сегодня музей имеет прекрасный вид. Также здесь проходили многие значимые события. Я помню, как в 1973 году, когда состоялся очередной съезд писателей Средней Азии, приехал Расул Гамзатов.

Он тогда отказался от услуг экскурсовода, потому что все досконально знал об этом музее. И также помню, как вышла газета «Известия», а ней стихи Гамзатова, посвященные Мухтару Омархановичу, которые заканчивались словами:

И утверждать сегодня вправе:

«Высок Кавказ, Мухтар-ага,

Но лишь по грудь твоей он славе!»

Таким было и остается уважение культурной общественности к личности нашего ученого и писателя.

Необыкновенные истории

Что касается реконструкции и обновления экспозиционного зала, то в этом огромная заслуга Диара Аскаровича Кунаева, директора научно-культурного центра «Дом Ауэзова», кандидата филологических наук. Он в течении нескольких лет добивался, чтобы этот зал стал и историческим, и современным. Сегодня здесь можно видеть инсталляции, смотреть фильмы, а через QR-код считывать всю необходимую информацию. В центре зала установлен стол, за которым был написал роман «Путь Абая», а над ним прозрачный атриум с улетающими или приходящими с неба буквами-мыслями. Также на входной группе расположены портреты и бюст писателя. И появилась удивительная история, связанная с одним портретом.

Два года назад музыкант и композитор из Шымкента Максат Рысимбетов сообщил автору этого материала, что хранит дома портрет Мухтара Ауэзова, обнаруженный им буквально на свалке Дворца культуры «Фосфорник», полуразрушенного после лихих 90-х годов. Этой информацией сразу заинтересовались Мурат Мухтарович Ауэзов и Диар Аскарович Кунаев, понимая, что для таких учреждений культуры заказывали портреты у именитых художников. Максат привез работу в Алматы, и здесь была проведена тщательная экспертиза, подтвердившая подлинность авторства портрета. Он был написан в 1977 году членом Союза художников СССР В. Ермаковой. Работа отреставрирована и теперь обрела свой новый адрес в музее Ауэзова.

Центр науки

По поводу обновленной экспозиции и 60-летия музея высказала свои мысли и Зифа-Алуа Муратовна Ауэзова, востоковед, профессор исследовательского центра «Евразия» Лейденского университета, кандидат филологических наук (Нидерланды, Амстердам): «Мне хочется сказать, что все гости музея, кто посещал его в последние годы, находятся под огромным впечатлением от экспозиции. То, каким стал музей за прошедшие 60 лет, и то, что удалось сохранить в нем живые воспоминания о том времени, когда он был семейным домом выдающегося ученого и писателя, это бесценно. И сегодня понятно, что музей стал одним из самых основных центров науки, центром интеллектуальной истории Казахстана. Так же, как и прежде, он остается местом важных научных встреч, обмена знаниями. Для меня, как для литературоведа, является важным и тот момент, что в своей комплексности музей, по сути, представляет собой школу, лабораторию, где молодые начинающие писатели, исследователи литературы могут от начала до конца проследить процесс создания литературных шедевров в жанре биографии, исторической литературы. Ведь музей обладает уникальными рукописями, богатым материалом о том, как создавались произведения литературы. Здесь есть пошаговая документация о том, как ученый и писатель работал над своими произведениями. Мне кажется, что экспозиция, которая представлена обновленной в этом году, ставит музей в один ряд с самыми ведущими современными музеями литературы мира. И здесь также идет речь о представлении в нем всей эпохи».

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах