МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Непростое уравнение: учение свет, а неучение — приятная полумгла

Даже попав в стены учебного заведения, школьник попрежнему остается ребенком. Период этот, к слову, длится до 17-19 лет. А это говорит о том, что желание поиграть и заняться личными делами всегда будет оттягивать от процесса обучения. Как привить школьнику любовь к учебе, чем стимулировать и чего делать не следует — в нашем материале.

Обмануть себя очень просто

Завершилась первая четверть учебного года, и итоговые оценки в электронном дневнике расставили все точки над i. Конечно, далеко не все оказались довольны результатом, ведь, как правило, в начале учебного года слабых оценок успевают насобирать даже отличники. Этому феномену есть простое и весьма логичное объяснение. Несмотря на то, что первая четверть является самой короткой, для школьников она считается одной из самых сложных. Это этап переформатирования устоявшегося режима беззаботных каникул в трудовые будни, где каждый день ты получаешь знания. Свободное время сменяется четким графиком уроков, вместе с которым появляются и обязанности, в числе которых выполнение домашнего задания и т.д.

Для первоклассников все происходящее в школе — что-то новое, чего раньше в жизни не было. Ученики седьмых классов тоже делают открытия, ведь именно в это время математика разделяется на алгебру и геометрию. Появляются химия, физика, а также ряд других новых предметов. И даже старшеклассники, которые уже прошли весь путь и фактически вышли на финишную прямую школьного марафона, смотрят на процесс обучения по-своему. Все эти группы учеников абсолютно разные. Со своими нагрузкой, форматом обучения и возрастными особенностями. Однако есть здесь и общий знаменатель — мотивация к учебе. Но имеется она далеко не у всех, а должна быть у каждого.

Как привлечь внимание ребенка? Не заставить учиться, а сделать именно так, чтобы у него самого проснулась любовь к процессу обучения? Этими вопросами задаются многие родители и педагоги. Понятно, что единого рецепта и простой формулы здесь быть не может. Стремление к знаниям формируется из ряда факторов, каждый из которых может сыграть определяющую роль как в сторону роста стремления, так и в противоположную. Для этого существуют определенные рычаги, воздействуя на которые, можно изменить отношение ребенка к учебе в лучшую сторону.

Нужно ли вообще любить учебу? Есть мнение, согласно которому достаточно просто зазубривать все темы, и тогда отличный результат гарантирован. Это так, но лишь отчасти. И в некоторых случаях. Например, таблицу умножения действительно нужно зазубрить так, чтобы она отскакивала от зубов. В будущем умение быстро считать в уме пригодится неоднократно. Но во всем остальном...

Зубрежка — это не более чем способ, позволяющий что-то запомнить на короткий срок. То есть, зазубрив тему или раздел перед самостоятельной работой/экзаменом, можно действительно получить хорошую и даже отличную оценку. Но она будет нечестной по отношению к самому себе. Чтобы усвоить информацию, ее необходимо осмыслить, а заучивание в этом никак не помогает. Бессознательное прокручивание фраз в голове не обеспечивает понимания смысла, а значит, и не может служить главным инструментом в процессе обучения.

И кнутом, и пряником

У каждого по-настоящему успешного человека своя история восхождения. Но практически все говорят о том, что их процесс обучения не ограничивался только школьной и вузовской программами, а продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому одной из основных задач является преодоление так называемых рубежей, на которые многие ориентируются. Например, доучиться до конца четверти, учебного года, школы, вуза и т.д. Рубеж не должен быть истинной целью, а лишь промежуточным результатом на пути к познанию, ведь именно процесс обучения и есть главная ценность.

Понятно, что любовь к знаниям не может появиться сама собой. Ее нужно привить. Инструментов мотивации может быть много, но в большинстве своем их можно разделить на две группы — мотивацию внутреннюю и внешнюю. К внутренней относятся те действия, которые приносят радость и удовольствие школьнику. Например: у ребенка отлично получается рисовать, и, осознавая это, он делает это с любовью. Внешняя же мотивация — это любое влияние извне: семья, друзья, школа.

Как мы понимаем, лучше, когда срабатывает внутренняя мотивация, так как именно она является более продуктивной и нацеленной на успех. Поэтому процесс обучения, который относится к группе внешних мотиваций, нужно плавно перевести в группу внутренних.

— Здесь большой груз ответственности лежит на школе. То, как себя ведет учитель с учениками, определяет, какие знания он сможет в них вложить. Быть учителем и педагогом — это не одно и то же, — считает Ажар Мадышева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии No 120.

«Учитель должен уметь заинтересовать каждого ребенка в своем предмете. Донести до него, чем полезен конкретный предмет, что он может дать в будущем, а не только сейчас, для оценки в табеле. Если ему это удастся, у ребенка повысится мотивация к изучению данного предмета», — говорит она.

Действительно, так уж устроена психология ребенка: он искренне тянется к новой информации, если подача материала организована интересно. Можно зачитывать тему по методичке, а можно устроить интерактив, задействовать самих учеников в процесс изучения новой темы. Помимо этого собеседница делает акцент на то, что важно замечать каждое достижение ученика.

«Важно подчеркивать значимость тех результатов, которых ребенок достиг. Например, в конце каждого учебного года мы проводим форум отличников, где отличившимся вручают грамоты. Это и отличники учебы, и ребята, занявшие призовые места на олимпиадах, в спорте, различных секциях и т.д.», — говорит Мадышева.

Конечно, если выстраивать воспитательный процесс исключительно на похвале, то возникает ряд общеизвестных рисков. Ведь кнут не менее важен, чем пряник.

«Многие учителя у нас делят класс по рядам. У всех условия одинаковые — необходимо набрать за неделю максимальное количество баллов. Они суммируются из количества полученных оценок каждым учеником или вычитаются в том случае, если ктото отметился плохим поведением, получил неудовлетворительную оценку и т.д. Победители получают овации и аплодисменты, а проигравшие наводят в кабинете марафет.

Данная практика помогает ребятам сплотиться, сделав свои задания. Они начинают помогать товарищам, которые отстают. Конечно, все это им нужно проговаривать и подсказывать, чтобы они учились дружить, работать в коллективе. Это ценнейший опыт, который им пригодится не только в школе. То есть кнут при правильном обращении тоже уместен и является мотивирующим инструментом», — подытожила сотрудник учебного учреждения.

Понятно, что, несмотря на общую программу обучения, у каждого педагога свой подход к подаче материала. Не все могут учить увлеченно. Как отметила Мадышева, профессиональное выгорание свойственно представителям практически всех профессий, и педагогика — не исключение. Одним из шагов, способствующих изменению этой ситуации, является переход на 5-дневную неделю обучения. Это помогает учителям восстановиться.

Также к отрицательным факторам можно отнести и поведение родителей. Некоторые из них открыто требуют от учителя, чтобы тот «уделял больше времени его ребенку». Есть и такие, кто может обратиться с личной просьбой и в 12 ночи. Из-за банальной усталости и перегрузки эти и ряд других факторов в итоге негативным образом отражаются на процессе обучения всего класса.

Примеры бывают разные

Конечно, большую роль играет среда в классе. За редким исключением формируется такой коллектив, который можно назвать дружным. Чаще же собираются группы хулиганов, которые начинает «строить» класс. Вплоть до буллинга. Понятно — если у ребенка нет желания ходить в школу из-за того, что над ним издеваются одноклассники, то привить любовь к процессу обучения практически невозможно.

В школьном коллективе с правильным климатом одноклассники помогут слабым ученикам поднять уровень знаний. Если же наблюдается дискриминация по признаку успеваемости или любому другому, то результат будет весьма предсказуемым.

Противоречивая и обсуждаемая тема — мотивация деньгами. Один из банков РК запустил в начале года проект «Бонусы за 10-ки». То есть сейчас каждый школьник в Казахстане (с 5-го по 11-й класс) может получить за свою успеваемость до 3000 бонусов/тенге в месяц. Чем не стимулирующий инструмент?! Это так, но только если правильно расставить все акценты.

Например, если ребенок из обеспеченной семьи, то те же 3000 тенге не будут наградой. Поэтому задача родителей — сместить акцент с материальной ценности денег в сторону спортивного интереса: кто больше «заработает» сам, а не выклянчит у родителей.

Не менее важную роль играет климат в семье. Очень часто бывает так, что в будущем дети выбирают ту же профессию, что и родители. Если им нравится то, как родители выглядят, как зарабатывают, какой ведут образ жизни, они это копируют.

Однако не всегда пример, актуальный на сегодняшний день, может быть хорошим примером для подражания в будущем. Так, сейчас в тренде быть блогером. Виртуальные звезды действительно на волне. Казахстанские блогеры могут зарабатывать от 500 тысяч до 10-12 миллионов тенге в месяц. Они любят хвастаться дорогими подарками, рассказывать в интервью друг другу о том, как шикарно одеты, и т.д. Но можно ли такой пример считать показательным? К чему он будет стимулировать?

В одном из таких интервью казахстанская блогерша не стала спрашивать о богатствах, а поинтересовалась о главной ценности — образовании. Как выяснилось, увы, у большинства блогеров из того интервью не оказалось высшего образования. Эксперты считают, что эта «профессия», которая появилась внезапно и позволила взмыть до небес, также быстро и исчезнет. Но сейчас о другом. Если подражать такой персоне — читай, достигать финансового успеха без образования, велика вероятность оказаться и без знаний, и без успеха.

Зачастую родители не уделяют детям достаточного внимания. Однако ребенок не должен становиться жертвой такого рабочего режима, который родители устраивают себе сами. Когда дети чувствуют безразличие к себе, к тем маленьким успехам, которых они добились в процессе учебы, у них пропадает желание сохранять прежний темп.

Отдельная тема — воспитание. Далеко не все родители доносят до своих детей элементарные правила этикета и нормы поведения в обществе. Избалованный ребенок, который не слушает своих родителей, не будет слушать и школьного учителя. В дальнейшем такой индивид начнет собирать вокруг себя одноклассников, которые также будут проявлять безразличие к процессу обучения.

Таким образом, на выходе получается непростое уравнение, в котором воедино собираются как семейные ценности, так и навыки школьной педагогики. И среда, в которой ребенок проводит свой досуг. Если сбалансировать каждый из них, то результатом такого решения и будет вовлеченность ребенка в учебный процесс, которая со временем перетечет в любовь и стремление к развитию и самосовершенствованию.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах