МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

В Алматы вновь заработали платные парковки

Запустили их пока только в одном из восьми районов, однако у жителей южной столицы уже сейчас возник ряд резонных вопросов, поскольку новая система оказалась монополярной.

Что? Где? Когда?

С середины июля в Алматы была приостановлена деятельность платных парковок. Это было связано с задержанием руководителей и соучредителей частной компании A-Parking. Несколько месяцев ушло на то, чтобы перерегистрировать парковочные зоны с частной в государственную собственность. В конце августа все желтые таблички, обозначающие платные зоны, начали менять на такие же, но зеленого цвета, а с 11 сентября система заработала.

Как и сообщали ранее, запускать сеть платных парковок будут поэтапно. Первыми были открыты зоны в Медеуском районе. Режим работы платных парковок остался прежним — с 8.00 до 19.00. В остальное время плата не взымается.

Отличить платную парковку от бесплатной достаточно просто. Основным признаком платной является наличие комбинации знаков 5.15 — «Место стоянки» (белая, латинская буква «P» в синем квадрате) и 7.8 — «Платные услуги» (белая прямоугольная табличка с изображением образа монеток 10, 15, 20). Также на каждой парковочной зоне установлены информационные таблички, на которых указана общая информация, в числе которой QR-код для оплаты и номер парковки, чтобы случайно не заплатить за другое парковочное место.

Кстати, номер – это также и идентификатор района. Первая цифра обозначает район, за которым закреплены парковочные зоны: 1 — Алатауский, 2 — Алмалинский, 3 — Ауэзовский, 4 — Бостандыкский, 5 — Жетысуский, 6 — Медеуский, 7 — Наурызбайский, 8 — Турксибский.

Таким образом, все номера табличек, где сейчас парковка стала платной, начинаются с цифры 6. Например, парковкам по улице Богенбай батыра на разных участках присвоены номера 6012 и 6013. По мере ввода других платных участков этот числовой ряд будет пополняться дополнительными номерами. Такое деление было сделано для того, чтобы вырученные средства удобнее было распределять между районами, ведь в теории теперь все они должны поступать в бюджет города, а после идти на благоустройство районов по программе «Бюджет народного участия».

Чиновники планируют запустить зоны во всех районах города уже к Новому году. Алмалинский район обещают подключить к системе 9 октября, Бостандыкский — 23 октября, Турксибский и Жетысуский — 6 ноября, Ауэзовский, Алатауский и Наурызбайский — до 25 декабря 2023 года.

Безальтернативный расчет

Что, несомненно, радует, так это стоимость парковки, которая осталась без изменений, включая дифференцированный тариф. То есть в местах повышенного спроса для увеличения оборачиваемости парковочных мест стоимость часа дороже. Если в остальных частях города цена за стоянки у бордюра составляет 100 за час, то парковка в квадрате вокруг Зеленого базара стоит уже 150. Правда, есть здесь одно небольшое «но». В перезапущенной системе парковок повышенный тариф вышел за обозначенный квадрат. И платить по 150 тенге за час придется, если вы оставите свой автомобиль на прилегающих к квадрату улицах: южнее проспекта Жибек Жолы до улицы Гоголя по проспекту Достык и улице Зенкова, а также по проспекту Жибек Жолы и улице Макатаева восточнее улицы Зенкова.

При таком старте можно с уверенностью говорить о том, что это далеко не финальный вариант и зон с дифференцированным тарифом будет значительно больше.

Что порадовало, так это более продуманный и удобный сайт для изучения карты платных парковок, где четко обозначены как сами зоны, так и стоимость. Важно отметить, что веб-ресурс поменялся и теперь всю информацию о платных парковках следует искать на сайте «Парковки Алматы» almaty-parking.kz. Подчеркнем, что и старый сайт (aparking.kz) по-прежнему работает, но никакого отношения к перезапущенным парковкам он не имеет. Это важно, поскольку осуществлять парковку можно в том числе через сайт, и, чтобы не случился конфуз, следует убедиться, что вы находитесь именно на ликвидном ресурсе.

Способы оплаты — самый спорный и критикуемый сегмент в перезапущенной системе. Дело в том, что авторы платных парковок исключили классический способ оплаты — наличными. То есть оплатить можно только через мобильное приложение «Парковки Алматы», на сайте almaty-parking.kz, приложение Kaspi.kz. То есть никаких монеток и терминалов оплаты как таковых. Цифровизация — это хорошо, но все ли готовы к такой безальтернативности? В сложившейся ситуации под удар попадает незащищенная группа населения — малообеспеченные граждане, у которых, допустим, нет возможности приобрести смартфон. Понятно, что такой способ оплаты облегчает работу обслуживающей компании, поскольку без налички нет необходимости проводить регулярную инкассацию, содержать штат сотрудников и т.д. Но почему из-за этого должны страдать те, у кого и без того с финансами туго?

Возможно, спустя время, когда люди привыкнут к этой безвыходности, ситуация не будет выглядеть так остро. Однако у этой перемены есть цена, причем весьма конкретная.

Как и прежде, парковка работает по принципу предоплаты. «Согласно регламенту работы парковок, оплата за стоянку совершается в первые 15 минут. Во избежание недоразумений оплачивайте парковку до того, как оставите автомобиль. Так вы можете быть уверены, что оплатили корректное время пребывания на парковке. Штрафы, полученные в результаты недоплаты из-за неправильно рассчитанного времени, аннулированию не подлежат», — говорится на сайте «Парковки Алматы».

Штраф за уклонение от уплаты за платную парковку составляет: 3 МРП, или 10 350 тенге (ст. 597 КоАП РК, ч. 4-1); повторное нарушение в течение года — 5 МРП, или 17 250 тенге. Штраф должен быть оплачен не позднее 30 дней со дня вынесения предписания. В случае несвоевременной оплаты предписание направляется на принудительное исполнение государственным судебным исполнителям. Те, в свою очередь, могут арестовать счета, ограничить выезд за границу, а также применить ряд других ощутимых мер.

Поэтому единственным выходом в, казалось бы, безвыходной ситуации остается только водительская солидарность: оказавшись на парковке без выхода в интернет можно попросить другого водителя, чтобы тот оплатил с помощью смартфона, а потом рассчитаться с ним наличкой. А как иначе?

Зона безответственности

Есть еще пара ложек дегтя в этой отнюдь не медовой бочке.

Во-первых, месячных абонементов, которые позволяли пользоваться конкретным сектором в неограниченном количестве, но по адекватной цене, теперь нет. Это было выгодно. Месячный абонемент «возле работы» в одной зоне стоил 6000 тенге, на все зоны — 12 000. Сейчас же нахождение автомобиля на том же месте будет обходиться в 19-20 тысяч тенге в месяц. Видимо, авторы перезагруженной системы парковок посчитали, что запускать месячные абонементы им просто не выгодно.

Во-вторых, нет резидентских соглашений, которые за относительно небольшую сумму (1000 тенге в месяц) выдавались жильцам домов, расположенных вдоль платных участков. Есть информация, что данный вопрос на рассмотрении. Вроде бы пока оформить резидентские соглашения нельзя, поскольку нет регулирующих норм законодательства и регламента... Подождите. Но ведь прежние «хозяева» парковки как-то этот вопрос организовали, раньше ничто не мешало. При том, что изначально A-Parking запускался в ГЧП с контролем со стороны городских властей. Любопытно, почему за эти три месяца подготовки к перезапуску ввести дифференцированный тариф удалось, а сделать скидки для людей, которые оказались в безвыходной ситуации, нет?

Из положительных моментов можно отметить, что бесплатная 15-минутка все-таки сохранилась — «на территории платной парковки допускается кратковременная остановка транспортных средств для посадки/высадки пассажиров на время не более 15 минут». Правда, эту информацию мы не нашли ни на одном из запущенных в работу информационных щитов. Выдержка указана лишь на сайте алматинских парковок в разделе FAQ («Часто задаваемые вопросы»), поэтому эту информацию просто нужно знать и пользоваться безо всякого угрызения совести.

Также сэкономить можно, если оплачивать парковку через новое мобильное приложение «Парковки Алматы». В этом случае тарификация происходит поминутно. То есть, если вы оплатили за два часа парковки, но потом планы изменились и вы покидаете место через полчаса, то деньги за неиспользованное время стоянки возвращаются на ваш лицевой счет.

Также сохранили все категории льготников, которые по-прежнему могут бесплатно ставить авто в таких зонах. Правда, им нужно заново оформить парковочное разрешение. Благо для этого не нужно никуда ездить, и подать заявку можно в режиме онлайн. Для этого достаточно зайти на сайт almatyparking.kz, нажать на кнопку «Льготы», в выпавшем окне кликнуть по строке «Online подача заявления» и следовать инструкциям.

Зоны платных парковок, как и прежде, будут патрулировать специализированные транспортные средства с сертифицированными приборами фотои видеофиксации. Комплекс распознает и фиксирует номер автомобиля, определяет точные место и время. Эти данные отсылаются в центр обработки, где на основании полученных данных автоматически проверяется факт оплаты. В случае неоплаты сведения передаются в Единый реестр административных правонарушений.

В заключение дадим ответ на еще один острый вопрос, который часто задают автовладельцы: «Что, если мой автомобиль поцарапают или обворуют?». Ответ — ничего! «Парковка не является местом хранения автомобилей, ГКП на ПХВ «Алматы паркинг» за сохранность транспортных средств ответственности не несет. Согласно общемировой практике, концепция уличных платных парковок открытого типа не предусматривает охрану припаркованного транспорта. Форс-мажорные ситуации на территории парковки разрешаются в соответствии с действующим законодательством РК», — говорится на сайте «Парковки Алматы». Конечно, можно вызвать полицию, попытаться найти свидетелей и даже запросить записи с камер видеонаблюдения, но это уже совершенно другая история. А здесь, как говорится, ответственность с парковщиков как с гуся вода.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах