МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Новые поправки в Закон о ПДД в Казахстане: опять поторопились?

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан о внесении поправок в ПДД, касающийся мопедистов и электросамокатчиков, что называется, «допилили», однако и доработанная версия оказалась далека от идеала: упустили главное.

Не прошло и года... Двух или трех лет?

Напомним, в июне Сенат принял поправки в Закон РК «О дорожном движении» с оговоркой на то, что к нему будет подготовлена добавленная статья, посвященная новым видам транспортных средств, в числе которых электросамокаты, мопеды и т.д. Закон РК No 12-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам организации дорожного движения» был подписан Президентом РК 29 июня и вводится в действие через 60 дней после опубликования, то есть 30 августа 2023 года.

Поправки затрагивают ПДД в довольно широком диапазоне, однако общественность больше всего озабочена одной — той самой, которая должна приструнить электросамокатчиков и скутеристов. И те, и другие стали настоящей головной болью, создавая опасную для жизни и здоровья среду для всех участников дорожного движения. Причем как на автодорогах, так и на тротуарах. Не секрет, что большую опасность представляют именно мопедисты. Не важно, чем приводится в движение их байк — ДВС или посредством электротяги.

Львиная доля мопедной орды работает в сфере быстрой доставки. В погоне за результатом, каким бы он ни был, они позволяют себе грубейшие нарушения ПДД. А это заканчивается иногда ДТП с тяжкими последствиями — серьезными увечьями и даже смертью...

Не менее травмоопасны и гонки на электросамокатах, которые с начала года стали виновниками сотен аварий с пешеходами, транспортом, а также между собой. В свою очередь, власти почему-то достаточно долго и упорно не замечали всего того безобразия, которое вытворяли наездники на электросамокатах. Из года в год как полицейские, так и чиновники разных уровней лишь говорили, что ситуация известна, нужно принимать меры... И, как правило, на этом все и заканчивалось.

В этом году в МВД, а именно на их плечи и легла разработка основы поправок, начали активную работу или как минимум показали общественности, что им все происходящее небезразлично. Действительно, минувшим летом число случаев, когда полиция по тем или иным причинам останавливала мопедистов, существенно увеличилось. В прежние годы такие факты можно было по пальцам пересчитать. У нас нет данных о результатах подобных рейдов, однако то, что блюстители порядка начали вести работу с участниками дорожного движения, которых прежде как будто бы не замечали, заслуживает похвалы!

Следом стало известно и о начале работы над поправками Закона «О дорожном движении», которые общественность уже практически выпрашивала. Наблюдая за происходящим, в какой-то момент даже сложилось ощущение, что текущий сезон станет крайним и безрассудный хаос закончится если не в начале осени, то уж к следующему лету точно...

Поправки внесли, утвердили, отредактировали и вновь утвердили. Изменения есть, и они весьма ощутимые: с 30 августа указанные категории участников дорожного движения должны начать ездить по-новому. Но в эту сравнительно небольшую бочечку меда слуги народа умудрились вложить солидную порцию дегтя.

Закрутили гайки

Забегая вперед, скажем, что больше всего досталось именно электросамокатчикам. Первое и главное — их статус узаконили: «Электросамокат — это средство индивидуальной мобильности без сиденья». Его максимальная скорость не должна превышать 25 километров в час. То есть теперь полицейские уже не смогут сказать, что у них связаны руки и они не могут принять никаких мер, поскольку электросамокаты в законе никак не прописаны.

Все это хорошо, но утвержденная формулировка противоречива и вызывает ряд вопросов. А что если сиденье все-таки есть? Ведь на многих моделях электросамокатов оно продается как опция. То есть не какоето переоборудованное и кустарно произведенное изделие, а вполне заводской тюнинг. Правильнее даже сказать, комплектация. Так вот, если у электросамоката есть сиденье (или колеса не два, а три), то это уже будет считаться малым электрическим транспортным средством. А для них скоростные ограничения правилами не установлены! Недоглядели?

В поправках ПДД четко прописано, что водители электросамокатов должны двигаться по велосипедной дорожке, но поскольку в Алматы число таковых очень и очень ограничено, то предусмотрен доступ и на дороги общего пользования. Правда, при соблюдении ряда условий.

Если рядом нет велодорожки, то электросамокатчику можно ехать по правому краю проезжей части дороги. Если есть автобусная полоса, то ехать нужно по ней как можно правее и в один ряд. Но при этом водитель электросамоката должен быть в шлеме (!), причем застегнутом. И это, несомненно, одно из важнейших нововведений, которое однозначно позволит сократить число происшествий с тяжелыми последствиями. Нелишним было бы сделать это обязательство тотальным. Также изменения коснулись и возрастного ценза, но о нем чуть ниже.

Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам полицейские также разрешили, но прописали скоростное ограничение — шесть километров в час.

Конечно, хочется верить в порядочность казахстанских водителей электросамокатов, но статистика по ДТП свидетельствует о том, что, мягко говоря, далеко не все склонны к аккуратному вождению по правилам. Такие персонажи как лихачили, так и будут лихачить, подвергая нежелательному риску и себя, и окружающих.

Ограничение есть. Хорошо. Только вот кто и как будет контролировать этих участников дорожного движения? В теории тех, кто будет ездить по дорогам без шлемов, чисто гипотетически могут задерживать и привлекать к ответственности патрульные экипажи, курсирующие по улицам мегаполиса. А кто приструнит лихача на пешеходной дорожке? Да и как определить — двигался он с положенной скоростью или разогнался до запрещенных 10, 15 или 25 километров в час?

Ответ был бы очевидным, если бы наши полицейские брали пример со своих западных коллег, которые патрулируют улицы и тротуары на велосипедах, сигвеях, электросамокатах и даже роликовых коньках. Много ли вы видели казахстанских полицейских на роликах? Думается, что вряд ли они захотят сменить комфортное место в патрульном авто на мобильный транспорт. А жаль! Ведь здесь сразу решается вопрос, и с доказательной базой.

Представим полицейский электросамокат. Не составит большого труда и больших финансовых затрат, чтобы оборудовать его камерой с GPS и спидометром (они на многих моделях интегрированы с завода). Увидел нарушителя, догнал, предоставил видеодоказательства с фиксацией скоростных данных и тут же выписал штраф. Все, в следующий раз водитель трижды подумает — превышать скорость или нет. Но это не про нас, а про европейский опыт, который, скорее всего, окажется в Казахстане невостребованным.

Еще одно новшество — ограничение по возрасту. Выезжать на дорогу можно будет только тем электросамокатчикам, которые достигли возраста 18, а не 16 лет, как предлагалось ранее. При этом «пилот» должен иметь водительское удостоверение любой из категорий. Другими словами, с начала осени всем самокатчикам, не имеющим прав, можно будет передвигаться только по велодорожке либо украдкой по тротуару. Круто? Отнюдь! Здесь редакция полностью солидарна с принятым решением, поскольку людям, которые ни разу не читали ПДД, делать на дорогах общественного пользования нечего!

Допустим, все-таки поймали злостного нарушителя на дороге без прав. Что дальше? В действующих ПДД управление транспортным средством лицом, не имеющим на то права, наказывается штрафом по статье 612 ч.2 КоАП — 20 МРП, или 69 000 тенге. Будут ли электросамокатчиков привлекать по этой же статье? Если да, то действительно, на дорогах злостных нарушителей станет в разы меньше, что, несомненно, могло бы и порадовать.

Однако те данные, которые сейчас есть в открытом доступе, говорят о том, что скорее всего штрафы будут номинальными. Ведь уже сейчас известно, что за езду на электросамокате в пьяном виде предусмотрен небольшой штраф в размере 5 МРП, или 17 250 тенге. Почему так мало? Да потому, что привлекать полицейские будут не за «пьяную» езду, а по 440-й статье КоАП «Распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения».

Как мертвому припарка

Ждут перемены и скутеристов. Им наконец-таки запретили передвигаться по велодорожкам, что приносит очередной плюс в копилку авторов поправок к закону. Ведь в отличие от электросамоката или велосипеда мопед — это очень массивное средство передвижения для узких велодорожек. И потом, большое число ДТП с серьезными последствиями происходит как раз на велодорожках. Связано это с тем, что мопедисты считают, что на дорожке им можно все, вот и выжимают из своих «коней» весь максимум, не обращая внимания на перекрестки. Да, приоритет у них, но ограничение скорости тоже никто не отменял.

Остались прежние ограничения по перевозке грузов, наличию шлема и прочим пунктам. Но так и не появилось главного — чиновники не стали приравнивать мопеды к механическим транспортным средствам. А ведь это сделало бы государственную регистрацию мопедов в уполномоченном государственном органе обязательной, как и выдачу ГРНЗ. И такой шаг выглядит как парадокс: электросамокатчиков обязали ездить с водительским удостоверением, а мопедистов — нет.

В большей степени именно отсутствие госномеров, позволяющих идентифицировать владельца, и приводит к анархии на дорогах. Мопедисты полностью осознают, что за их порой более чем дерзкое и даже безрассудное вождение им ничего не будет. Если патрульный экипаж на полицейском авто попытается догнать нарушителя, то он может легко скрыться от стражей порядка, съехав с дороги на тротуар. Или же уйти через дворы и т.д. Таким образом, мы вновь приходим к тому, что для изменения сложившейся ситуации полицейские должны патрулировать не только на автомобилях, но и на альтернативных видах транспорта.

Любой мопед должен подлежать регистрации и постановке на учет. Иного выхода нет. Только в этом случае удастся добиться хоть какого-то контроля над ситуацией. Не будем забывать и о том, что в помощь полицейским работают и комплексы «Сергек», которые уже давно научились «стрелять в спину».

Можно предположить, что внесенные поправки вместо того, чтобы изменить сложившуюся негативную дорожную ситуацию кардинальным образом, лишь имитируют бурную деятельность законотворцев.

Если же посмотреть на все происходящее шире, то отчасти повлиять на изменение ситуации в лучшую сторону могут третьи лица — те, кто зарабатывает на сервисах.

Рассмотрим принцип устройства кикшеринга — аренды электросамокатов. Не исключено, что опасное превышение скорости на арендованных электросамокатах связано с тем, что каждая минута их аренды стоит немалых денег. И поездка на таком самокате может обернуться дороже, чем поездка на такси. В момент подготовки материала на одном из популярных сервисов стоимость поездки на такси от станции метро «Байконур» до микрорайона Самал (расстояние — чуть более трех километров) составила: 680 тенге — с попутчиком, 830 — без посторонних. При этом на их же арендованном самокате данная поездка была оценена в 1230 тенге! Здесь, конечно, кикшеринговые компании могут ретироваться, сказав, что самокаты — транспорт для коротких поездок. Но не в том ли смысл, что изначально их презентовали как альтернативу личному транспорту. И потом — расстояние в три с лишним километра — это совсем не дальняя дистанция. Ведь так?! Неудивительно, что при такой стоимости люди стараются выжать максимальную скорость.

Схожая ситуация и с курьерами. Они уже неоднократно бастовали, заявляя о том, что доставщики сильно привязаны к числу выполненных заказов. Мол, если выполнишь маленькое количество заявок, то некий внутренний рейтинг падает, а он напрямую влияет на доход. Возможно, имеет смысл немного ослабить «поводья», исключив или как-то оптимизировав требование по числу заявок?

Признаться, общественность ждала большего, но получили то, что есть. Остается надеяться только на то, что выйдет очередная поправка, в которой доработают те очевидные аспекты, которые вновь остались незамеченными.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах