МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Сколько стоят понты и что они могут означать

Автомобиль уже давно перестал быть исключительно средством передвижения и перешел в иную категорию, где транспорт и отдельные его элементы превратились в инструмент самовыражения... А вот что именно владелец авто захотел выразить — вопрос очень и очень интересный.

На вкус и цвет

Какой автомобиль лучше: легковушка или джип? Бензин или дизель? Универсал или купе? Однозначного ответа на этот вопрос нет, и, как говорят опытные автолюбители, лучший автомобиль — это тот, которым ты владеешь сейчас.

В большинстве случаев определяющими факторами при выборе авто являются целевое назначение транспортного средства и его практическая польза. Если будущий автовладелец планирует все время передвигаться по городу, причем очень много и регулярно, то, скорее всего, он положит глаз на какую-нибудь экономичную и компактную машину. Такие автомобили очень маневренные, что позволяет им быстро парковаться даже если места очень мало. А это в условиях перегруженности больших городов весомый аргумент. Если же человек любит много времени проводить на природе, то, естественно, его выбор — полный привод. Благо рынок предлагает большой выбор полноприводных автомобилей в самых разных вариациях, но лучше если это будет джип. Причем не абы какой, а с опциями, повышающими проходимость.

Из логической цепочки очевидно, что отец семейства, покупая первый автомобиль, вряд ли отдаст предпочтение двухдверному купе: такой кузов попросту не практичен для регулярных перевозок более двух человек. Ну и зажиточный или, скажем, обеспеченный, естественно, не будет смотреть в сектор эконом или среднего класса, а выберет себе авто из премиум-сегмента.

Все эти люди относятся к абсолютно разным категориям, которые делают осознанный выбор, опираясь на исходную базу и, конечно, на свои финансовые возможности. В каждой из категорий, в зависимости от наличия свободных средств, можно приобрести автомобиль под себя. То есть, если денег совсем немного, но душа требует бездорожья, то решением будет старый (а может быть, и не очень) добрый УАЗ. За 300 — 500 тысяч тенге можно приобрести экземпляр на ходу, вложить в него немного денег и усердного труда, после чего он будет выполнять свои off-road-обязанности. Да, с минимальным комфортом, но до цели довезет.

В противовес поставим «Гелендваген» (Mercedes-Benz модельного семейства G). Автолюбители неспроста называют его немецким «УАЗиком». В основе своей это архаичный джип повышенной проходимости, который, к слову, не отличается повышенным комфортом. Однако длинная и насыщенная история создания этого кузова вкупе с немецким качеством и щепоткой заработанной славы позволяет ему находиться в категории дорогих автомобилей. Самый бюджетный экземпляр G-класса, который мы нашли на просторах Казнета, оценен в 4 миллиона тенге, а вот самый дорогой — в 390 миллионов. Поэтому и богатым людям есть над чем задуматься перед покупкой.

Аналогичный разброс можно найти в каждой категории, так что вопрос цены — совершенно отдельная тема. При этом у всех перечисленных категорий все-таки может быть один общий знаменатель — это государственные регистрационные номерные знаки, или ГРНЗ. Какой бы крутой или неприметной ни была машина, без номеров на ней ездить попросту запрещено. А номера по всему Казахстану стандартные. У нас нельзя, как в Эмиратах, выбрать себе номер с одной лишь цифрой, скажем, «1» или, как в США, где любой автолюбитель может спокойно выбрать любой набор букв и цифр. Чем, собственно, нередко злоупотребляют мигранты из стран СНГ, прописывая сленг, а порой и брань, которая на английском языке читается как какая-то абракадабра. А вот русскоязычное население очень быстро вычитывает на латинице заложенные в ГРНЗ месседжи.

В Казахстане все иначе, по стандарту. И единственное, чем можно побаловать своего железного коня, так это покупкой зеркальных (010 или 505 и т.д.) номеров с одинаковыми буквами (XXX, AAA...). Так было раньше, но вскоре может появиться конструктор госномеров, с помощью которого автовладельцы смогут выбирать себе любые буквы.

Цена вопроса

Напомним, возможность выбирать цифровые комбинации госномеров из имеющихся в наличии в РЭПах и спецЦОНах казахстанские автомобилисты получили еще в 2015 году. В 2018-м опцию расширили, внедрив и возможность выбора одинаковых букв. Примерно тогда же полицейские пообещали, что скоро станут изготавливать любой госномер по желанию владельца авто. Хочешь вместо случайного набора букв свои инициалы? Пожалуйста! Но оказалось, что с таким смелым заявлением сотрудники МВД поспешили. Тогда не было технической возможности делать любые номера на заказ, потому проект отложили.

Сейчас, по всей видимости, оборудование закупили, и штамповка наконец-таки должна начаться. Во всяком случае, предпосылки уже есть, о чем в начале июля сообщил Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин.

«Я знаю, что сейчас происходит, и до меня доходит информация, что через какие-то каналы можно заказать зеркальный номер. Поэтому мы прорабатываем вопрос внедрения услуги конструктора госномеров. С такой функцией клиент может сам выбрать себе любые буквенные знаки номера. К примеру, первые три буквы своего имени. На данную услугу у нас имеется большой спрос. Сегодня, чтобы реализовать такую услугу, нам нужно законодательно утвердить увеличение перечня номеров повышенного спроса. В этом мы надеемся получить поддержку от Парламента. В свою очередь, за счет продажи таких номеров мы принесли бы дополнительные поступления средств в бюджет», — написал глава ведомства в Telegram.

Поступления лишними не бывают, тем более что казахстанцы любят покрасоваться, причем даже если им это не по карману. Отсюда, собственно говоря, и большая закредитованность людей. Согласно данным Первого кредитного бюро, общая сумма кредитов всех участников финансового рынка Казахстана к 1 апреля 2023 года достигла отметки в 7,7 триллиона тенге на более чем 7,5 миллиона человек. То есть 77 процентов экономически активного населения республики имеют действующие займы. Из этих 7,5 миллиона 1,5 миллиона имеют просрочку платежей по текущим займам в 90 и более дней. Увы, как бы парадоксально это ни звучало, но в топе перечня желаемых покупок в кредит отнюдь не телевизоры с холодильниками или другие приборы первой необходимости, а дорогостоящие смартфоны, что иначе как понтами не назовешь.

В ситуации с приобретением ГРНЗ ситуация тоже интересная. В прошлом году казахстанцы приобрели VIP-номера на сумму около шести миллиардов тенге, а в этом уже выдано более восьми тысяч номеров почти на три миллиарда тенге. Таким образом, среднеарифметическая стоимость «красивого» номера составила 375 тысяч тенге — эквивалент стоимости автомобиля на ходу. Да, возможно, не самой свежей машины. На просторах интернета мы нашли в продаже более 1000 автомобилей в пределах этой цены.

Справедливости ради стоит отметить, что в Казахстане не самые дорогие ГРНЗ. В апреле этого года в Дубае был установлен новый мировой рекорд стоимости номерного знака для автомобиля: табличку с символами P7 реализовали на аукционе за 55 миллионов дирхамов (более 6,6 миллиарда тенге). Конечно, претендовать на мировое первенство нам пока рано, но порядок цен, по местным меркам, достаточно высок.

Сегодня госпошлина за выдачу обычного ГРНЗ, согласно пункту 8 статьи 615 Налогового кодекса РК, составляет 2,8 МРП (в 2023 году 1 МРП равен 3450 тенге), что равно 9660 тенге. В свою очередь, стоимость VIP-номера варьируется в пределах от 57 до 285 МРП. «Эконом-вариант» VIP-номера за 196 650 тенге дает право выбора ГРНЗ либо с одинаковыми буквенными обозначениями (но без нижеследующих наборов цифр), либо просто с числами 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070, 077, 080, 090, 707. В свою очередь, самый дорогой комплект за 983 250 тенге дает право указать на номере не только числа 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 777, но и одинаковые буквенные обозначения (например, 777 GGG 07).

Сколько будет стоить возможность самостоятельного выбора комбинации цифр и букв на автомобильных номерах — вопрос открытый. По некоторым данным, услуга будет доступна от 15 МРП, или 51 750 тенге, однако, как вытекает из уже устоявшейся практики, некоторые комбинации могут быть в зоне VIP, а значит, и цена их будет другой.

К чему понты?

Очевидно, что люди готовы тратить большие деньги на «красивые» номера. Но для чего именно? В 90-х и даже в нулевых в таких номерах действительно закладывалась информация, приносящая практическую «пользу». Как гласят городские легенды, определенная комбинация цифр и букв давала их владельцам некоторые привилегии на дороге. Конечно, поток машин не разъезжался в стороны при появлении какого-нибудь VIP, но представители полиции как бы не замечали их мелкие, а порой и грубые нарушения ПДД. Сейчас, как говорят, такого нет. Подтвердить или опровергнуть обратное мы не можем, а вот факт востребованности «красивых» номеров остается.

Возможно, действительно, ответ на вопрос лежит не в практической пользе, а в разделе подсознательного восприятия? Тут наука дает вполне конкретные объяснения по ситуации в целом. Ведь выложить круглую сумму за VIP-номер готовы не только казахстанские автолюбители, эта практика наблюдается во многих странах мира.

Здесь психологи высказывают разные точки зрения, каждая из которых может иметь очень глубокие корни. Мы же аккумулировали основные тезисы, которые можно считать средним значением.

Одна из первых причин, о которой говорят психологи с разных уголков нашей планеты, заключается в том, что за «красивыми» номерами автовладельца может скрываться низкая самооценка или комплекс неполноценности. Когда человек очень пафосно одевается, это значит, что он старается обратить на себя внимание, получить восхищение со стороны посторонних людей. С ГРНЗ то же самое. Эксперты считают, что не важно, как человек хочет выделиться: яркой машиной, необычной одеждой или «красивыми» номерами. Такие персонажи могут относиться к людям шизоидного типа, которые готовы заплатить за номер деньги и даже оформить кредит.

Еще одной причиной является обозначение своего положения в обществе. Этакая маркировка принадлежности к определенной закрытой группе. Покупателями таких номеров часто движет фантомное ощущение из нулевых «с такими номерами меня не тронут», что в некоторой степени оправдано. В дорожном трафике дорогая иномарка на «крутых» номерах вызывает у некоторых водителей чувство тревоги и желание не связываться.

Мотивы не всегда связаны с какими-то отклонениями или желанием приравнять себя к какой-то касте. Есть водители, которые верят в то, что определенный набор цифр может им помочь. Считайте это нумерологией, эзотерикой или даже мистической связью между числами, но именно опираясь на эти аргументы, люди приходят к решению покупки определенных ГРНЗ.

Другой сильный мотив — сентиментальная привязанность к тому или иному набору цифр/букв. Подарить супруге машину с ее инициалами или заказать себе номер с датой свадьбы или знакомства — чем не романтика.

Конечно, если финансы позволяют, то жонглировать цифрами и буквами можно сколько угодно. Главное, чтобы водитель, несмотря на «VIP-статус», соблюдал ПДД, не создавая аварийных ситуаций для остальных участников дорожного движения.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах