МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Брань не красит, но придает силы

Практически каждый человек хотя бы один раз в жизни ругался матом, а кто-то и вовсе на нем разговаривает. В некоторых условиях ругательства помогают лучше выразить эмоции, снять определенные барьеры между собеседниками и даже снизить болевой порог. Но так ли нужен этот «инструмент» коммуникации?

Цена слова

Мат существует в языке не одно столетие и в отличие от сленга представляет собой довольно малочисленную, но стабильную группу слов. В основном это названия половых органов и процесса интимной близости с производными от них. Существуют даже специализированные словари, в которых можно почерпнуть немало любопытной информации. Буквальное же значение слова мат

— «громкий голос, крик». Одни его стесняются, другие же, как говорили выше, без мата не могут изъяснять свои мысли. А придется, ведь казахстанские чиновники предприняли шаги, направленные на очищение речи от бранных слов.

Речь — об увеличении суммы штрафа за применение ненормативной лексики.

Поправки по вопросам усиления ответственности за экологические правонарушения и проявления вандализма Президент подписал 3 января. По словам замначальника управления Комитета административной полиции МВД Азамата Куримбаева, изменения вступят в силу в марте этого года.

«В новой редакции мелким хулиганством будут считаться нецензурная брань в общественных местах, оскорбление и приставание к физлицам, осквернение зданий, сооружений, жилых помещений, мест общего пользования, имущества на транспорте и в общественных местах. Сегодня за мелкое хулиганство судом налагается штраф в размере пять МРП, или 17 250 тенге (в 2023 году один МРП равен 3450 тенге), либо арест до 15 суток. В новой редакции размер штрафа составит 20 МРП, или 69 тысяч тенге (примерно 150 долларов США), либо арест от пяти до 30 суток», — заявил Азамат Куримбаев.

Таким переменам рады будут далеко не все, поскольку чистота речи во многих случаях действительно оставляет желать лучшего. Порой, находясь в общественном месте, крайне неприятно слышать отборный мат, сыплющийся из уст постороннего человека. Особенно если это семейная прогулка с маленькими детьми, которые только начинают знакомиться с окружающим миром и как губка впитывают все, что видят и слышат. Перемены определенно нужны, только хватит ли тех мер, которые были озвучены? В разных странах мира с матом борются уже давно, причем подходят к вопросу радикально и назначают более суровое наказание.

Допустим, в Германии за подобное правонарушение можно получить не только солидный штраф, но и условный срок (от одного года до двух). Как правило, суды ограничиваются штрафом, но, например, даже за относительно невинное «Поцелуй меня в «мягкое место!» могут оштрафовать на 300 евро. Что немаловажно, в ФРГ степень оскорбительности тех или иных выражений вовсе не зависит от того, цензурные они или нецензурные. Так, если обозвать женщину «коровой», могут присудить 600 евро, а за «стерву» можно попасть на все 1800-2000 евро.

В США, где каждый штат на законодательном уровне самостоятельно регулирует большинство сфер общественной жизни, включая охрану порядка, санкции за нецензурную брань весьма разнообразны. Например, в пригороде Вашингтона — городском округе Арлингтон — нецензурная брань в публичном месте наказывается штрафом в размере 250 долларов, а в штате Мэриленд это повод для судебного преследования.

Достаточно суровое наказание ждет любителей крепкого словца и в Индии. Согласно законам, лицо, допускающее в общественном месте нецензурные выражения, может быть приговорено к трем месяцам тюрьмы или штрафу, либо и к тому, и к другому.

Крайне дорого обойдется нецензурная брань в адрес полицейских или лиц, наделенных государственной властью во Франции. Штраф в этом случае может составить до 30 тысяч евро, либо виновный может попасть на два года в тюрьму.

Конечно, в европейских странах уровень дохода значительно выше, но даже с учетом этого сумма указанных штрафов весьма ощутима для среднестатистического европейца.

Сила мата

Не многие знают, но матерное слово скрывает в себе гораздо больше, чем просто способ кого-то оскорбить или обидеть. Оно может добавлять физические силы и перестраивать восприятие. Британские психологи из Кильского университета выяснили, что матерные слова повышают переносимость боли. Для исследования они отобрали добровольцев, средний возраст которых составлял 27 лет. В рамках эксперимента испытуемые должны были погружать одну руку в ледяную воду температурой около 3-5 градусов и выкрикивать одно из слов — настоящее ругательство или одно из двух выдуманных. В процессе они должны были сообщить, когда почувствуют боль, и вытащить руку, когда боль станет невыносимой.

В результате эксперимента подтвердилось, что выкрикивание мата повышает болевой порог испытуемых. В свою очередь, выдуманные слова (пусть и созвучные с матом) не оказывали никакого влияния ни на порог, ни на переносимость боли в целом.

Таким образом, исследование подтвердило положительное влияние брани на болевой порог, однако причины этого все так же остаются не до конца понятны. По одной из гипотез грубая ругань позволяет снизить боль за счет возбуждения вегетативной нервной системы благодаря высвобождению эмоций.

Ранее эта же команда выяснила, что мат прибавляет сил. В рамках другого эксперимента добровольцам предлагали повторять одно и то же бранное слово во время физических нагрузок. Контрольная группа тоже не молчала — участникам вместо ругани было предложено повторять какое-либо нейтральное слово. В ходе первого этапа эксперимента участникам предстояло проехать на велосипеде короткий, но весьма трудный участок. Анализ показал, что матерящиеся велосипедисты в среднем лучше справлялись с задачей и показывали более высокие результаты.

На втором этапе эксперимента, где участники выполняли физические нагрузки, мат позволил добиться прибавки усилий на 2,1 процента. Конечно, этот прирост нельзя назвать колоссальным, но зачастую его хватает, чтобы выполнить задачу.

Поэтому если при выполнении какой-то тяжелой работы, скажем, перестановке мебели, откручивании гайки или открытии консервов, у человека вылетает матерное слово, это вовсе не говорит о его дурном воспитании. Отчасти все происходит непроизвольно. По всей видимости, это и есть тот самый механизм, который позволяет задействовать скрытые резервы организма. И ведь работает!

Конечно, здесь не стоит ставить знак равенства между таким импульсным воспроизведением ругательного слова и ситуацией, когда человек в своей речи использует маты постоянно, для связки слов. Допустим, стоит человек на автобусной остановке, а ему на ногу наступает девушка, причем обутая в туфли на тонкой шпильке. Здесь у любого может вырваться мат, причем крепкий, пусть и не со зла. Только можно ли здесь человека считать злостным нарушителем? Так что право на амнистию должно быть предусмотрено.

Ответственность без ответа

Главное отличие мер, применяемых в западных странах, даже не в больших суммах штрафа или какой-то научной работе, а в том, что там, если нормы установлены, то за их соблюдением следят. У нас же зачастую все остается только на бумаге. Уже не раз поднималась тема привлечения к ответственности пешеходов, переходящих дорогу в неположенном месте. В крупных городах, к примеру, таких как Алматы, Астана или Шымкент, сводки дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов больше напоминают донесения с фронтов. Ежедневно под колеса попадает до десятка человек. И хорошо, если удается отделаться легким испугом или госпитализацией, что оборачивается «отдыхом» на больничной койке. Но часто случается так, что пешеход остается инвалидом на всю жизнь или погибает. А практика показывает, что в большинстве случаев такие происшествия грозят неприятностями исключительно водителям. Даже в случаях, когда их невиновность доказана полностью и что авария произошла исключительно по вине пешехода, водитель автомобиля все равно вынужден возмещать этому пешеходу или его родственникам, если тот погиб, ущерб. То есть заведомо невиновный возмещает ущерб заведомо виновному.

Мало того, в зависимости от серьезности полученных пешеходом травм автовладельцам могут грозить ограничение свободы, условная судимость или несколько лет колонии-поселения. Это уже не говоря о лишении права управлять автомобилем на длительный срок. Все подобные случаи умело заворачивают в обертку понятия, что автомобиль является источником повышенной опасности. А то, что суицидально настроенный пешеход сам бросился под колеса, это практически недоказуемо. В некоторой степени нивелировать и принимать решения в пользу водителей удается, если в машине был установлен авторегистратор, но он есть не у всех.

Увы, нарушения пеших участников дорожного движения полицейские не замечают, за исключением оперативно-профилактических мероприятий, проводимых пару раз в год. Как следствие, пешеходы как перебегали дорогу в неположенном месте, так и продолжают это делать.

Вот и здесь может получиться аналогичная ситуация — наказание за употребление ненормативной лексики ужесточили, а с контролем и привлечением к ответственности ясности нет. Остается надеяться на то, что в будущем ситуация все-таки изменится, речь казахстанцев станет значительно чище, а люди станут грамотнее. Наукой давно доказано, что во многих случаях использование бранных слов характеризует говорящего как личность, не способную нормально разговаривать и выражать эмоции приличным способом. Умение осознавать и проявлять свои чувства в грамотной речи — столь же значимый показатель, как и IQ. Другими словами, чтобы перестать материться, людям надо много читать. Хотя и с этим у нас наблюдается скорее регресс, чем прогресс.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах