МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Гонки, в которых скорость — не главное

В минувшие выходные, 11 сентября, в центре Южной столицы прошли необычные соревнования на безмоторных болидах, сконструированных и собранных самими участниками по принципу «кто на что горазд». Было все — от бэтменмобиля до ванны на колесиках.

В соревнованиях Red Bull Soapbox Race, или, как еще их называют, гонки на «мыльницах», нет практически никаких ограничений, участником мог стать каждый желающий, кто заранее подал заявку на участие.

По регламенту команда должна состоять из пяти человек — те люди, которые участвуют в самом заезде, и те, кто воплощает нафантазированные эскизы во что-то такое, что может передвигаться. Самое интересное, что здесь фантазии инженеров-любителей дается полная свобода — выступай хоть на пончике, главное, чтобы масса творения не превышала 80 килограммов, а габариты гоночной тачки не выходили за рамки два на четыре метра, и, естественно, никаких двигателей и ускорителей — только мышечная сила команды.

Конечно, главная задача — проехать трассу и финишировать. Даже если болид разваливается на ходу, нужно собрать все — в том числе и силу воли — и добраться до финиша, хоть с грудой запчастей от авторской рухляди в руках.

История гонок на «мыльницах» берет свое начало в далеком 1934 году, и к сегодняшнему дню Soapbox Race собрала немало фанатов, многие из которых готовятся к состязанию на протяжении целого года. В Казахстане проект стартовал в 2017 году, и в 2022-м зрители наблюдали уже за четвертым стартом. И если в самом начале казахстанских участников было сравнительно немного, то в этот раз заявки на участие подали более 60 команд.

Традиционно импровизированный гоночный трек был развернут на проспекте Достык, от улицы Сатпаева до проспекта Абая, от старта до финиша всего 400 метров. Поскольку все машины безмоторные, то для импульса и достаточного ускорения все стартовали с тридцатиметровой рампы высотой четыре с половиной метра. На самой зигзагообразной трассе гонщиков поджидали пять препятствий, преодоление каждого из которых могло привести как к сходу с трассы, так и к поломке «мыльницы». То есть недостаточно сконструировать крепкий болид, здесь определяющую роль играют и навыки пилота, который должен удержать транспортное средство на траектории. В противном случае, а были и такие, экипаж просто влетал в стог сена — не очень приятное, но весьма зрелищное развитие событий.

Несмотря на то, что в Алматы Soapbox Race проводят на одном и том же участке, каждый год конфигурация трассы меняется, чтобы заезд был максимально непредсказуемым. Такая формула также позволяет выравнять шансы на победу между новыми участниками и теми, кто выступал в предшествующие годы.

Как уже говорилось выше, на маршруте были сконструированы препятствия, первое из которых — трамплины. Их при должной сноровке можно было и объехать либо пройти лишь одной парой колес. К слову, в этом году каждому препятствию были присвоены названия знаковых природных локаций и архитектурных достопримечательностей города и страны. Так, первые трамплины визуально были оформлены в виде петроглифов «Тамгалы-Тас» — тех самых наскальных рисунков, которые ежегодно привлекают тысячи туристов.

Сразу за ним следовало препятствие «Каспийское море» — это бассейн, пусть и не глубокий, но достаточный для того, чтобы увести болид в неуправляемое аквапланирование. Здесь важно отметить, что на старте «мыльницы» разгоняются до 50-60 километров в час, поэтому переехать «Каспий» было не так-то просто.

Третье препятствие — «Поющий бархан» — было хоть и без песка, но выполнено в виде наклонной рамы, преодолеть которую непросто даже опытным картингистам. Следом за рампой участникам предстояло пройти препятствие «Фонтан «Неделька», сконструированный в виде серии трамплинов. И уже практически перед финишем для всех тех, кто успешно прошел основную часть трассы, последним препятствием были качели «Алтыбакан» — несложный рубеж, если болид сохранил достаточную скорость.

В соответствии с международными правилами все команды оценивались по трем критериям — дизайн/креативность болида, оригинальность выступления и общее время прохождения трассы. И если за время отвечала надежная техника, то первые два критерия целиком и полностью зависят от решения жюри. В этом году в его составе были певец Али Окапов, художница Мими Ильницкая, режиссер Жандос Кахар, бронзовый призер Олимпийских игр 2018 года, чемпионка мира 2019 года по фристайл-могулу Юлия Галышева, актер, каскадер Жандос Айбасов и актер Абильмансур Сериков.

Главным трофеем гонки традиционно стала поездка на этап «Формулы-1». Помимо этого был целый каскад поощрительных призов. Например, в номинация «Легкий болид» приз — годовой запас воды — достался той команде, которая создала самую легкую конструкцию. Компания сети АЗС Helios подарила по 600 литров бензина Prime-95 экипажам в трех разных номинациях: «Самый быстрый болид», «Самый юморной болид» и «Самый креативный болид». Также были и другие номинации на точность и безопасность прохождения трассы, оригинальности оформления и так далее. В отдельной номинации стать победителем был шанс даже у зрителей, которые пришли в креативных костюмах, для чего достаточно было сфотографироваться на локации и выложить фото в «Инстаграм».

Гонки на «мыльницах» прошли без инцидентов. Конечно, были и сходы с трассы, и сломавшиеся в движении болиды, но все участники соревнований добрались до финиша на своих ногах или колесах. Перед казахстанским стартом гонки Soapbox Race прошли в США, Англии, Италии, Швеции, Франции и Бельгии, теперь эстафетная палочка переходит дальше — в Бразилию, Испанию, Японию, Южную Африку и Австралию, где участники пока еще только в предвкушении бешенных стартов на «мыльницах».

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах