Команда горных туристов университета «Туран» под руководством директора НИИ туризма В.Н. Вуколова много лет занимается исследованием Джунгарского Алатау. По материалам, которые собрали спортсмены, уже изданы два путеводителя и карта.
— Экспедиция 2022 года предполагает, что мы закроем большую часть нехоженых перевалов в южной части этих гор, — говорит профессор Вуколов. — Мы работали в Северной и Центральной Джунгарии, теперь намерены выпустить книгу и карту-схему по Южной, нехоженой части. В прошлом году команда прошла «пятерку» в Южной Джунгарии, теперь заявила «шестерку».
Общее энергетическое поле
Много ли вы знаете людей, которые до седых волос остаются преданными своим юношеским увлечениям? Их мало, но они есть, ведь любовь к горам неистребима. В разгар лета я пришла в Горный клуб, где готовилась к отправке в Джунгарию экспедиция под руководством Литвинова.
Бизнесмен Вячеслав Арсентьевич Литвинов, как правило, прилетает из Усть-Каменогорска в элегантном костюме, останавливается в лучших отелях Алматы и может позволить себе самое дорогое путешествие, но при этом для друзей остается все тем же Славой, который с радостью сменит пиджак на спортивную куртку, туфли — на горные ботинки и привычно вскинет на плечи рюкзак.
Слава напомнил, что мы познакомились с ним в 93-м на леднике под пиком Хан-Тенгри. Горные туристы оставили на хранение в кухне международного альплагеря мешки с продуктами, а когда вернулись со своего маршрута, Слава пришел их забрать. Он присел на камушек, пока в палатке-столовой шла разборка по поводу пропажи корейских яств. Альпинисты из Южной Кореи традиционно привозили с собой целый баул специй и приправ, а то и своего повара. По словам Славы, я громко и убедительно доказывала, что эти специи даже через резиновые перчатки руки разъедают, когда после обеда в кухне моют посуду, и кто же добровольно станет это есть, а уж тем более — красть...
— Когда корейцы начали выбегать из палатки, я минут 15 не решался войти, чтобы не попасть тебе под горячую руку, — смеется Слава.
В общем, на такой «перечной» ноте мы и познакомились, хотя я этого момента не помню. Ведь тропы тех, кто ходит по горам, часто пересекаются, и не важно, кто ты и откуда. Важно, что ты — свой.
В Казахстане пока есть только один мастер спорта международного класса по горному туризму, и это доктор наук В.Н. Вуколов. В.А. Литвинов выполнил норматив МСМК в 2019 году, но ему еще не присвоили звание мастера спорта, хотя норматив он выполнил в 2014-м. Осенью Литвинов подаст документы на присвоение международного звания. Что касается белых пятен, они еще остались на карте планеты, и всегда будут люди, готовые первыми проложить там маршруты.
— Есть правила прохождения маршрутов разных категорий сложности, — говорит Вячеслав. — В Джунгарии сейчас нельзя проводить походы 6-й, высшей категории, так как там нет пройденных перевалов категории 3Б. Во время прошлогодней экспедиции мы поняли, что такие перевалы в этом горном районе есть. Мы начали поход в Северной Джунгарии, в районе пика СеменоваТянь-Шанского, переместились южнее, в район пика Панфилова, где в 60-х годах прошлого века альпинист Борис Студенин прошел траверс, и больше там никто не бывал. Годом ранее я прошел по белому пятну и оценил его сложность.
Алтай — дом родной
Отец Литинова служил на Камчатке и хотел там остаться, но вернулся в Риддер, чтобы решить семейные вопросы. В УстьКаменогорске сдавали в эксплуатацию титано-магниевый комбинат. По всей области ездили агитаторы, звали на работу, и отец остался в ВКО, где родился Слава. Этот регион славится горами и лесом, и в трудные времена люди жили здесь охотой да рыбалкой, сбором грибов и ягод.
— Мы постоянно ездили к бабушке, а дорога идет по лесу, и ты видишь эту красоту в окошко. В 4-м классе я сказал, что еду к брату, а брат сказал, что поехал ко мне. Мы встретились на полпути и рванули в лес. Познакомились с ребятами, заплутали и опоздали на поезд, а на другой день должны были стоять на линейке в школе.
Ребята повинились перед родителями, и дорога в горы для них осталась открытой. Отец приучил Славу к рыбалке, наказывал перед входом в таежное жилище просить разрешения у хозяина остаться на ночлег, бережно относиться к лесу. Всех пасечников и охотников знали в лицо, а лесные домики никогда не закрывались.
— В таких избушках всегда были спички, соль, сухие дрова и щепки для розжига огня, — рассказывает Вячеслав. — Когда уходишь, обязан оставить домик чистым и с теми же запасами. На пересечении туристских маршрутов в таких избушках вели журналы, где записывали, кто был и куда пошел. Одно такое место называлось Пудовка. Ребята выковали пудовый замок и гигантские уключины, а огромный ключ символично повесили рядом.
Он вырос в рабочем поселке, где основным доказательством правоты были кулаки. Но в горах другие правила, здесь он встречал одних и тех же людей, которые пригласили его в клуб туристов.
— В клубе «Искатель» занималось более 300 человек, там были секция фотолюбителей и компьютерный класс, я обучал ребят настольному теннису. Я был школьником, когда меня взяли в первый поход выходного дня. К тому времени уже много ходил, и силы девать было некуда. Группа идет, а я туда сбегаю, сюда сбегаю, и руководитель Сергей Руденко говорил, что я сбиваю всем дыхание и мозолю глаза. Я нес в рюкзаке сметану. Во время обеда полбанки съели, а остальное вернули. Как ни строжился предводитель похода, я успевал залезать на кедры, убегал вперед, катался по склонам, а вечером вместо сметаны в банке оказалось масло, то есть я его взбил во время своих пробежек. Тут все расхохотались и простили мои шалости.
Вячеслав понял, что горный туризм — спорт, а спорт — это путь. Быстро образовался костяк, появилась команда, которая выступала на соревнованиях.
— Мать сказала, что в соседнем подъезде живет парень, который тоже ходит с рюкзаком. Мы жили с ним в одном доме, а познакомились в горах. Александр Гончаров занимался альпинизмом. Мы подружились и стали ходить вместе, проводить совместные мероприятия, зарабатывать деньги и ездить на сборы.
Медвежьими тропами
— Когда перестраивали Пудовку, я как раз вернулся из армии. Для тренировки дал круг и уже вечером шел по берегу реки. Остановился, достал сигарету и вдруг увидел след медведя, который на моих глазах заполнялся водой, то есть я буквально шел по его стопам. Стало не до курева, и километра полтора я летел оттуда, как на крыльях. А однажды весной столкнулись с медвежьим семейством нос к носу. Группа туристов на лыжах подходила к перевалу, и надо было свернуть в боковое ущелье, а там оказались медведица с медвежатами. Не сговариваясь, мы развернулась на палках, спустились в зону леса и очень быстро развели два костра.
По профессии слесарь-ремонтник металлургического оборудования, он учился на вакуумщика и работал на титано-магниевом комбинате в отделении дистилляции, где отвечал за состояние вакуумной системы. Окончил Республиканскую школу инструкторов туризма, проявил яркие лидерские качества. В 1990 году Вячеслав вошел в сборную команду горных туристов КазССР, которая прошла маршрут высшей категории сложности и удостоилась бронзовых медалей чемпионата СССР в классе сложных спортивных походов.
— Когда Союз развалился, все искали способ заработать, а я отобрался в сборную Казахстана и сфокусировался на спорте, — говорит Вячеслав. — Тогда мы с братом открыли кооператив, собирали золотой корень, добывали мумие и продавали по всей стране. Когда сбор запретили, мы стали работать в промышленном альпинизме. Группа компаний насчитывала 13 предприятий. У нас были строительное и монтажное управления, снабжение и отдел проектно-техническогообслуживания. Мызанимались высотными покрасками, и нам нужна была эмаль. В 2002 году я открыл новое направление, создал 12 филиалов по всей стране. Мы отработали логистику и продавали лакокрасочные материалы.
Совмещая горы и бизнес
Горовосхождения требовали меньше времени, чем горные походы. Появился коммерческий альпинизм, и Слава вместе с командой университета участвовал в программе «Семь высочайших вершин континентов».
— Взошел на Килиманджаро в Африке, поднялся на Эльбрус в Европе, оттуда улетели на Аляску и сходили на Мак-Кинли. В Южной Америке мы поставили лагеря на Аконкагуа, спустились вниз, а рейнджеры предупредили, что на днях гору закроют по погодным условиям. И мы без отдыха снова вышли наверх. Подходим к своей штурмовой палатке на 6200. Вижу, кто-то здесь уже побывал. Лежит записка, в которой говорилось: «Судя по палатке и набору продуктов, вы русские. Мы тут немного встряли и похарчевались, но за нами не заржавеет. Хабаровск».
Бизнесмен и председатель Федерации альпинизма ВКО В.А. Литвинов ведет общественную работу, берет на себя спонсорские обязательства по организации экспедиций, спонсирует спортивный клуб альпинистов и скалолазов «Ирбис», возглавляет Международный рыболовный клуб «5 баллов».
— В мой рыбацкий клуб входят жители семи государств и 21 города, улыбается Слава. — Однажды я организовал мероприятие в Хабаровском крае. Сидим с рыбаками, беседуем, и я говорю, что пересекались на горе с хабаровскими, что друг друга не видели, но продуктами обменялись. Тут один человек звонит кому-то: «Братец, у тебя долг перед казахами, ты продукты у них занимал». Земля-то круглая, оказывается!
Найти людей в походы 6-й категории сложности сегодня непросто. Маршрут протяженностью более 170 километров предполагает прохождение 12 перевалов и трех вершин. Паспорта перевалов, пройденных впервые, подаются в Международную федерацию спортивного туризма. На основании утвержденного отчета выдают справки о прохождении маршрута, после чего данные включают в «Перечень высокогорных перевалов».
Было белое пятно – теперь его нет.