МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Как за рубежом развивается «абортный туризм»

Верховный суд Соединенных Штатов принял историческое решение: у гражданок Америки больше нет гарантированного государством права на аборт. Массовые протесты и критика со стороны лидеров даже союзных Соединенным Штатам государств — лишь первая волна реакции на этот шаг...

Борьба за жизнь?

Американки почти полвека пользовались правом на аборт, установленным в 1973 году, как конституционным. Однако в мае 2022 года консерваторы у власти решили пересмотреть этот момент. Каждый из 50 штатов получил возможность самостоятельно решать — смогут ли его жительницы воспользоваться абортом по желанию.

В результате к концу июня 26 штатов решили запретить американкам прерывать беременность без медицинского обоснования. Это вызвало волну митингов. Общественность опасается, что без права на аборт женщины будут вынуждены прибегать к рискованным вмешательствам в обход системы здравоохранения.

Отменить законное право на аборты помог сформировавшийся еще при предшественнике Байдена на посту главы американской администрации, республиканце Дональде Трампе, расклад сил в Верховном суде: сейчас шестеро из девяти судей выступают с консервативных позиций. При голосовании по вопросу об отмене права на аборт голоса разделились в соотношении 5:4.

Вполне вероятно, что в позиции голосовавших за судей сказались их религиозные убеждения. По мнению различных политологов, сам ВС США сейчас, по сути является «советом старейшин, который толкует Конституцию в соответствии со своими взглядами».

Что касается взглядов самих американцев, то, согласно социологическим данным, представленным Исследовательской службой «Пью» (Pew Research Center), 61 процент взрослых жителей США считают, что аборты должны быть законными в большинстве ситуаций. Противоположного мнения придерживаются 37 процентов респондентов. Однако преобладающее мнение американцев учтено не было.

Теперь в штатах, в которых был принят новый закон, нельзя сделать аборт, если у плода обнаружили сердцебиение. Оно обычно фиксируется уже на шестой неделе беременности. По данным различных американских либеральных организаций, отстаивающих право женщин на аборт, 85-90 процентов всех операций делают как раз после шестой недели. До шестой недели многие и вовсе не подозревают, что беременны.

Уважительными причинами для аборта больше не считаются ни отклонения в развитии плода, которые могут привести к тяжелым заболеваниям, ни даже те случаи, когда зачатие произошло вследствие изнасилования или инцеста. «Акт о сердцебиении» (именно такое название получил новый закон) разрешает аборт в одном-единственном случае: если беременность может обернуться смертью матери или серьезными осложнениями для ее здоровья.

Главная изюминка закона — широкие возможности для преследования нарушителей. К примеру, теперь любой житель Техаса может привлечь к ответственности людей, которые способствуют незаконным абортам: женщину, которая решилась на процедуру, врача, клинику и даже водителя такси, который довез беременную женщину до клиники. Бдительным гражданам полагается ни много ни мало — 10 тысяч долларов. Эту сумму будут взыскивать с нарушителей «Акта о сердцебиении»...

Прецеденты есть

Иногда беременность не делает женщину счастливой. Отсутствие условий или финансов для рождения ребенка, генетические заболевания или зачатие после изнасилования становятся поводами для аборта. Он представляет собой искусственную остановку беременности. Выбор способа зависит от срока. Но в некоторых странах он и вовсе отсутствует.

Например, в Польше сложно найти какое-либо основание для аборта. Причиной для него не станут ни изнасилование, ни инцест, ни даже врожденные пороки плода. Наиболее красочно ситуацию в стране описывает случай, произошедший в ноябре 2021 года. Тогда стало известно о смерти женщины по имени Изабелла (ее фамилия не сообщалась) на 22-й неделе беременности. Из-за пороков развития плод погиб, но врачи отказывались проводить аборт, боясь ответственности по закону, и в результате Изабелла умерла от септического шока.

В 2000 году другая соотечественница погибшей Алиция Тыщенц также узнала, что беременна. На тот момент у женщины уже были двое маленьких детей. Она носила очки с толстыми линзами, так как имела серьезную близорукость. Женщина обошла троих офтальмологов — каждый вынес заключение, что после родов пациентка может полностью ослепнуть.

Алиция хотела прервать беременность. Она одинокая мать, и даже незначительное ухудшение зрения могло помешать ей воспитывать детей. Тогда в Польше аборты были разрешены в трех случаях: при доказанном преступлении (инцест, изнасилование), при врожденных пороках развития плода и при опасности для жизни и здоровья матери. У Алиции был как раз последний случай, но для того, чтобы сделать легальный аборт, нужна была справка от врача.

Три офтальмолога подряд отказались выдать Алиции документ. Они считали, что риск для зрения снижается, если сделать кесарево сечение, а значит, Алиция может и должна сохранить беременность. Но она опасалась делать кесарево сечение в третий раз. В итоге Алиция записалась на прием в больницу по месту своего проживания в Варшаве. Она попала к заведующему отделением акушерства и гинекологии, известному в Польше профессору Ромуальду Дембски. Врач принял решение, что кесарево сечение безопасно для Алиции и аборт ей не показан. Это заключение он написал сзади на справке Алиции.

В ноябре 2000 года Алиция Тыщенц родила ребенка путем кесарева сечения. Уже в начале 2001 года у нее сильно ухудшилось зрение: женщина не видела с расстояния более 1,5 метра. Она получила первую степень инвалидности.

Алиция стала первой женщиной в современной Польше, которая открыто рассказала свою историю про отказ от аборта и тяжелые последствия родов. Сейчас, спустя 20 лет, она не только участвует в протестном движении за легализацию абортов, но и остается единственной выигравшей у Польши дело об аборте в Европейском суде по правам человека.

Остальным женщинам, оказавшимся в подобной ситуации, приходится идти на ухищрения: большая часть польских женщин давно делает аборты нелегально. И реального количества проведенных операций по прерыванию беременности не знает никто. Помимо этого польки нашли еще одну лазейку в ограничивающем их законе: отправляться в путешествие за своей целью в другие страны. Примерно восемьдесят тысяч полек в год пересекает границу, чтобы сделать аборт за рубежом — чаще всего они едут в Германию, Великобританию и Нидерланды. Подобный сценарий социологи предписывают и тем штатам Америки, в которых введен противоабортный закон...

Такой вот туризм...

Абортный туризм — это неформальное название одной из разновидностей медицинского туризма. Однако, как отмечают исследователи международной миграции, абортный туризм принципиально отличается от привычного медицинского. Абортный туризм чаще всего развивается, когда на определенной территории прерывание беременности запрещено или ограничено. Обычно женщины едут в ближайшую страну, где могут позволить себе операцию.

К 1960-м годам многие страны стали смягчать законы об абортах: в Швеции прерывание беременности по медицинским и социально-экономическим показаниям стало легальным в 1946 году, в Японии — в 1948-м, а в Великобритании — в 1967-м. В эти годы авиабилеты были уже доступны для среднего класса, и женщины, которые могли позволить себе путешествия, начали совершать поездки для прерывания беременности. Те, у кого не было такой возможности, отправлялись на нелегальные операции. Эта перспектива представлялась более чем опасной. Около 17 процентов всех смертей, связанных с беременностями в странах, случалось из-за подпольных абортов. Опросы, проводившиеся среди малообеспеченных жительниц Нью-Йорка первой половины 20 века, показали, что только два процента операций были проведены профессиональными врачами — в остальных случаях медицинские услуги оказывали домохозяйки и простые рабочие.

До 2018 года Великобритания была одной из столиц абортного туризма, поскольку в той же Ирландии прерывание беременности было возможно только в случае опасности для здоровья матери.

Для британских врачей эта ситуация была более чем выгодна: операция по прерыванию беременности в частной клинике стоила около девятисот фунтов. Каждый год в страну приезжало около трех тысяч ирландок. Однако далеко не каждая женщина может позволить себе заплатить за операцию. В 2017 году Правительство Великобритании предложило взять на себя расходы за аборты женщин из Северной Ирландии, а тем, кто зарабатывает меньше 15 300 фунтов в год, стали оплачивать дорогу и проживание. После таких мер в 2018 году Ирландия сняла запрет на прерывание беременности. Экономически он оказался невыгоден для страны.

Ведь, чтобы прервать беременность, в среднем женщинам, решившимся на аборт, необходимо проделать путь длиной около сорока восьми километров, однако многие преодолевают куда большие расстояния. Поэтому женщинам приходится брать отпуска, искать, с кем оставить детей и пожилых родственников, тратить огромные деньги. Для тех, чей уровень достатка ниже среднего, это может стать настоящей катастрофой.

Как замечают финансовые аналитики, все больше американцев теперь будет вынуждено брать отпуск, чтобы поехать в другие штаты и страны, где можно провести аборт, что увеличит экономическое воздействие на работодателей.

Многочисленные исследования говорят, что ограничения и запрет абортов приводят к негативным экономическим последствиям. Это и сокращение присутствия женщин на рынке труда, и снижение доходов населения, и рост уровня бедности и закредитованности. Ограничения абортов обходятся экономике каждого отдельного штата примерно в 105 миллиардов долларов в год. Напротив, устранение всех ограничений на уровне штатов увеличило бы национальный ВВП США почти на 0,5 процента. К таким выводам пришли в IWPR, проведя исследование на основе данных за 2020 год, когда ограничений было меньше, чем сейчас.

При этом, как считают эксперты, запрет абортов приводит не к увеличению рождаемости, а к всплеску женской смертности. Женщины не станут больше рожать, а пойдут на подпольные аборты, рискуя собственными жизнями. В двадцатилетней перспективе запрет на аборты приведет к росту преступности и количества сирот. Ведь сначала никому не нужные, неблагополучные дети отправятся в детские дома, а затем, не получив должного родительского тепла и воспитания, будут вести не самый благопристойный образ жизни. На такое молодое поколение рассчитывают сторонники запрета абортов?

Как считают эксперты, увеличить рождаемость в стране репрессивными мерами невозможно. Несмотря на жесточайшие запреты абортов и контрацепции, к примеру, во Франции рождаемость все равно сокращалась. С середины XVIII до начала XX века она снизилась с пяти детей на одну женщину фертильного возраста до двух с половиной. Все потому, что женщины искали способы предотвращения большого количества нежелательных беременностей.

А так ли нужно сейчас странам повышение уровня рождаемости? Особенно в XXI веке, когда количество людей на планете перевалило за семь миллиардов. Ведь, по сути, Земля имеет какой-то предел «наполняемости» людьми... Возможно, именно этим и обеспокоены в государствах, где пытаются ввести запреты на аборты и, чтобы в не таком далеком будущем природных ресурсов хватило на всех, политики решили заставить людей более осознанно подходить к вопросам планирования семьи.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах