Лед тронулся
Тема хаотичного движения мопедистов в крупных городах Казахстана уже набила оскомину. Основная претензия к водителям этого вида транспорта заключена в полном игнорировании действующих правил дорожного движения (ПДД). Нельзя сказать, что абсолютно все мопедисты ездят беспредельно, есть в их числе и законопослушные, но, увы, они в меньшинстве. Как следствие, в зоне риска оказались в буквальном смысле все участники дорожного движения. Доставщики еды, выбирая самый короткий маршрут, мчатся по бульварам и тротуарам, подвергая опасности пешеходов. Сильно калечатся и сами водители. Редакция не раз писала о существующей проблеме, и, кажется, чиновники начали прислушиваться к публикациям.
В конце прошлого месяца члены комиссии маслихата Алматы по развитию транспорта и инфраструктуры города провели выездное заседание с представителями бизнеса и правоохранительных органов, чтобы обсудить назревшую проблему.
«В социальных сетях мы видим ситуации, когда курьеры на мопедах передвигаются по тротуарам и сбивают пешеходов. Чтобы предотвратить трагедии, мы должны принять меры», — подчеркнула депутат маслихата Акбопе Абылкасимова.
Сегодня водители транспортных средств, объем двигателей которых не превышает 50 кубических сантиметров, не обязаны иметь права и проходить регистрацию мопедов. Именно поэтому правоохранительным органам сложно идентифицировать и привлечь к ответственности нарушителей, пояснил замначальника местной полицейской службы Ержан Узабаев.
Депутаты маслихата намерены обратиться в мажилис с предложением внести изменения в законодательство и обязать водителей мопедов получать права и регистрировать свой транспорт вне зависимости от объема двигателя.
Именно это и есть то самое недостающее звено, которого не хватает, чтобы восстановить порядок на дорогах города хотя бы частично. Ведь именно чувство безнаказанности и порождает анархичное вождение. В свою очередь, осознавая, что за нарушение ПДД можно не только получить штраф, но и лишиться водительского удостоверения (считай, возможности зарабатывать деньги), водитель сам начнет призывать к дисциплинированному вождению.
Бизнес не против... Кажется
Известие о том, что за тему все-таки взялись «наверху», несомненно, радует. Главный вопрос в том, насколько оперативно это предложение будет реализовано. Но, судя по всему, не стоит ждать каких-то резких перемен.
«Процедуру регистрации необходимо внедрять, но делать это нужно плавно и мягко. Мы предлагаем дать на этот переход год, чтобы все водители успели зарегистрироваться и получить права», — рассказала депутат.
В числе членов выездной комиссии были и представители курьерских компаний, что, собственно, неудивительно и вполне логично. Ведь львиная доля водителей мопедов — курьеры.
«Сейчас нам сложно установить нарушителей. Нередко курьеры переключаются между платформами и носят рюкзаки и шлемы разных компаний. Если мы получаем подтверждение нарушений со стороны курьеров, то отключаем их от платформы. Думаю, процедура обязательной регистрации поможет нам лучше контролировать их работу. Главное, чтобы это происходило постепенно», — считает генеральный менеджер компании «Wolt Казахстан» Лаула Стамкул.
Менеджер по работе с госорганами компании Glovo Тарас Шевченко привел в пример страны, в которых такие нормы уже ввели. Он рассказал, что в Армении и Украине мопеды уже подлежат обязательной регистрации, и предложил учесть опыт зарубежных коллег.
«Мы в Glovo только за внедрение таких норм», — подчеркнул представитель компании.
И здесь, как нам кажется, курьерский бизнес, солидная доля которого завязана как раз на этом виде транспорта, немного лукавит. С одной стороны, действительно, нет ничего хорошего, когда мопедист с надетой на него брендированной сумкой попадает в ДТП. Это серьезные репутационные риски, которые не останутся без последствий. Но, с другой — узаконивание мопедов неминуемо приведет к снижению скорости доставки грузов. Ведь если прежде мопедист проскакивал перекресток по встречной полосе, лишь бы быстрее закрыть заказ, то в будущем такие маневры будут крайне рискованны. Соответственно, у курьеров упадет объем выполняемых заказов в сутки, что в итоге приведет к сокращению доходов компаний в целом. Именно поэтому «курьерки», даже если и поддерживают этот закон, то с оговоркой на то, что лучше «не торопиться».
Но промедление в этом вопросе правильнее оценивать не столько количеством реализованных посылок, сколько числом покалеченных судеб. Если затянуть процесс еще на год, то к логическому завершению начатого мы доберемся не скоро. По большому счету, для того чтобы реализовать задуманное, нужно сделать всего два, но очень важных шага.
Первый — расширить категорию А1 (транспортные средства, оборудованные двигателями объемом от 50 до 125 кубических сантиметров), включив в нее мопеды с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров. Вот, собственно, и все изменения в законодательной части. Создавать новые специальные номера для мопедов нет практического смысла, ведь в Казахстане не так много мототранспорта, чтобы разрабатывать, утверждать и производить с нуля уникальные образцы ГРНЗ (государственный регистрационный знак).
Второй — выдать водительские удостоверения тем, кто прошел соответствующую подготовку. И вот здесь все гораздо сложнее.
Время против
Для того, чтобы получить водительское удостоверение, необходимо сдать теоретическую и в случае успеха — практическую части. Причем по действующим правилам вовсе не обязательно (что не значит — не нужно) проходить полный курс обучения в автошколе. Все теоретические знания можно получить путем самостоятельного обучения. Всего-то нужно выучить правила дорожного движения, разобраться с основами безопасности дорожного движения, освоить правила оказания первой медицинской помощи и разобраться с техническим устройством транспортного средства.
Для тех, кто хоть немного готовился и изучал матчасть перед тем, как сесть за руль мопеда, больших сложностей не возникнет. Нужно будет лишь доучить те новые знаки и разметку, которые крайне редко или вообще не попадаются в городе, вот и все.
Однако анализ ДТП последних лет показывает, что совершившие аварию водители даже не подозревали о том, что нарушают какие-то ПДД, считая свое вождение единственно верным. Отсюда мы часто можем наблюдать за тем, как мопедист напористо едет по пешеходному переходу, полный уверенности, что его должны пропустить автомобилисты, «ведь он на зебре». Другие разгоняются на велодорожке до такой скорости, что при возникновении препятствия, будь то пешеход, велосипедист или автомобиль, не успевают остановиться. Мопеду попросту не хватает тормозного пути, а водителю — знаний о его существовании. Это, кстати, еще одно белое пятно в действующих ПДД. По городу ограничений для автомобилистов с каждым годом все больше, но на велодорожки они не распространяются! Если по улице Шевченко или Богенбай батыра установлено ограничение в 40 километров в час, то оно должно быть установлено и на велодорожке. Ну и самое главное — должен быть контроль скорости как со стороны органов полиции, так и по части сети системы видеонаблюдения «Сергек».
Таких аспектов очень много, и, чтобы избежать разочарования, лучше будет, если все претенденты станут проходить обучение в специализированной автошколе.
Потренироваться перед сдачей практической части также не помешает. Ведь она заключена не только в том, чтобы суметь плавно тронуться с места и остановиться или проехать змейку и удержать мопед «газом» на подъеме. Здесь нужно проехать экзаменационный маршрут, не нарушив ПДД: не заезжая за стоп-линию, спешиваясь на зебре, трогаться, дождавшись смены цвета светофора. В общем, проделать все то, что они делают сейчас на дорогах, только с точностью до наоборот.
Есть в выборе способа подготовки водителя и другие аспекты, о которых также следует знать. Например, при обучении в автошколах есть некоторые преимущества, недоступные для самостоятельного обучения. Это касается возможности пересдачи экзаменов.
Так, при обучении в автошколе вы получаете соответствующее свидетельство и можете пересдать экзамен в СпецЦОНе через несколько дней. При этом число попыток не ограничено, а госпошлина оплачивается один раз. Однако после второй попытки за каждый экзамен придется оплачивать около двух тысяч тенге. При самостоятельной подготовке у вас есть только три попытки на сдачу экзамена. После третьей неудачной попытки следующая возможность будет доступна только через полгода.
Но суть проблемы заключена в том, что, несмотря на сравнительно короткий курс обучения — всего две недели, сезон работы большинства алматинских автошкол длится с апрель по октябрь. То есть если какие-то визуальные подвижки в этом вопросе проявятся только через год, реализовать практическую его часть в этом сезоне не получится. Соответственно, все экзаменационные моменты будут переброшены на следующий, 2023-й, год. В таком случае об оздоровлении трафика на дорогах казахстанских дорог можно будет говорить только к 2024 году. Не слишком ли много времени для раскачки, господа депутаты?
Нужны решительные и безоговорочные меры. А на вопрос «Почему?» лучше всего ответит свежая сводка за неделю о произошедших ДТП.