МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Законодательство Казахстана не поспевает за владельцами скутером и самокатов

За полгода полиции Англии пришлось конфисковать 3000 электросамокатов. Это в пять раз больше, чем за весь 2020-й. Так, в 2019 году изъяли 87 самокатов, в прошлом году — 582. Только в Лондоне правоохранители изъяли 2070 электросамокатов. Власти оправдывают такие меры тем, что катание на самокатах потенциально опасно и плохо влияет на криминальную обстановку, вызывая опасения у жителей британской столицы. Схожие эмоции вызывают у многих алматинцев самокатчики и водители мопедов...

Кошмар в Соединенном Королевстве

Британское правительство планировало разрешить самокаты только в 2021 году. Однако сделать это решили несколько раньше одновременно с отменой карантина, чтобы хотя бы частично сохранить сокращение вредных выбросов от машин, которых после введения карантина стало гораздо меньше.

До сегодняшнего дня электросамокаты в Соединенном Королевстве были на полулегальном положении. Для тех, кто владеет самокатом, юридически ничего не меняется. По британским законам, чтобы ездить на электросамокате по улицам, нужны права и транспортная страховка, но частное лицо не может застраховать электросамокат в Англии. Кататься на таких самокатах по тротуарам и велосипедным дорожкам запрещено. Налоговое ведомство требует, чтобы все, что передвигается по британским дорогам, было промаркировано, пронумеровано и облагалось налогом. Добиться, чтобы таким образом регулировались самокаты, сложно. Из-за этого передвигаться на них можно только по частной территории и с разрешения ее владельца, то есть по улицам ездить нельзя.

Однако эти правила в том же Лондоне соблюдают не все. На самокате часто ездят от дома до автобусной остановки и от метро до офиса. Но выезжают и на дороги. Первым и самым громким ДТП с самокатом была гибель телеведущей Эмили Хартридж. Летом прошлого года она врезалась в грузовик в районе Баттерси и скончалась.

Смерть Хартридж, а потом еще несколько смертей в ДТП с электроскутерами вызвали волну призывов запретить их на дорогах, однако их продажи в Британии продолжают расти. Во многих странах, включая Казахстан, аналогичная ситуация. Количество самокатов растет, законодательство не поспевает, и на владельцев скутеров многие жалуются...

Пока гром не грянет

Разговоры о том, что самокаты и мопеды как транспортное средство необходимо ставить на учет, ведут уже не первый год. Однако по действующему закону наказать владельцев или арендаторов двухколесного транспорта невозможно, так как приравнивать мобильное средство передвижения к мотоциклам или авто в МВД не торопятся.

Еще в 2019-м самокаты в Казахстане приравняли к скутерам и разрешили передвигаться на них по велодорожкам, а в случае отсутствия — по правому краю проезжей части. Но в июле этого года глава МВД Ерлан Тургумбаев заявил, что на электросамокатах нельзя ездить по дорогам, это будет пресекаться инспекторами.

«Есть самокаты, которые развивают скорость до 80 километров в час. Но в то же время в соответствии с действующим законодательством РК они не являются техническим средством для дорожного движения, то есть по закону о дорожном движении такого транспортного средства как самокат нет», — объяснил Министр внутренних дел.

И это неудивительно: правила писали в ту пору, когда самокат был развлечением босоногих мальчишек и на нем было сложно получить травму тяжелее отцовского подзатыльника. Но времена изменились. Самокаты обзавелись мощными электродвигателями и теперь имеют полное право считаться мопедами.

Что касается самих мопедов — их судьба не определена точно так же, как и судьба самокатов. Отсутствие водительских прав и госномеров до сих пор позволяет многим любителям двухколесного транспорта уходить от ответственности, игнорируя правила дорожного движения.

Особенно в южной столице ситуацию накаляют доставщики еды. Эта услуга получила популярность из-за карантинных ограничений. Спрос породил огромное число курьеров, которые на мопедах, велосипедах и самокатах маневрируют между автобусами и машинами на дороге, часто создавая аварийные ситуации. Только с начала этого года в мегаполисе произошло 58 ДТП с участием мопедов. Пострадало более 60 человек.

Так в марте этого года курьер на мопеде выехал на красный и столкнулся с Toyota в южной столице. Как тогда сообщили в пресс-службе департамента полиции Алматы, водитель, управляя мопедом, следовал по проспекту Абая в западном направлении и на регулируемом перекрестке с улицей Байтурсынова заехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора. В этот момент он допустил столкновение с автомобилем марки Toyota RAV4, который следовал по улице Байтурсынова в северном направлении. В результате ДТП водитель мопеда и его пассажир получили травмы и были доставлены в больницу. В итоге пассажир скончался.

Помимо этого печального происшествия март этого года запомнился алматинцам другой трагедией. По информации департамента полиции Алматы, 16 марта 2021 года водитель мопеда совершил наезд на коляску с трехмесячным ребенком на пересечении улиц Толе би и Брусиловского. Малыш пострадал и был доставлен в детскую больницу. Виновника задержали. Им оказался житель Алматы, 1983 года рождения. Мужчина пояснил, что скрылся с места ДТП из-за страха быть наказанным.

По мнению представителей госорганов, основная причина, по которой курьеры являются наиболее частыми нарушителями дорожного движения и виновниками многих аварий, — рамки, в которые их загоняют на работе. Поскольку время доставки для них — главное правило, о соблюдении правил дорожных они не думают. Ведь у них нет номерных знаков, а значит, и штраф не придет.

Не соответствуют нормам...

Тому факту, что не все водители мопедов обязаны иметь водительское удостоверение, способствуют некоторые технические особенности этого вида транспорта. Так, без прав могут ездить водители мопедов с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров. Но такие в Казахстане, по словам экспертов, встречаются крайне редко.

Если изучить отечественный рынок, то мопеды с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров выпускает только Honda, это модель Dio. Но их очень редко встретишь у нас в стране. В Казахстане более доступны в основном мопеды китайских брендов, а у них объем двигателя составляет в среднем 125-150 кубических сантиметров.

По сути, мопеды с таким объемом двигателя должны эксплуатироваться строго с водительским удостоверением категории «А». Соответственно, их владельцы должны ездить в каске и соблюдать все правила дорожного движения. Но оформляют документы единицы.

— Определить, каков объем двигателя у мопеда, визуально крайне сложно. Здесь можно только обязать владельцев мопедов возить с собой какой-то технический документ, в котором будет указан объем двигателя. Контролировать вроде бы должны полицейские, но занимаются этим почему-то спустя рукава. Если нарушителя поймают, его транспорт вполне могут отправить на штрафстоянку. Сейчас здесь находится около 100 мопедов и мотоциклов, — рассказал в интервью телеканалу ktk.kz Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза Казахстана.

Похожая ситуация касается и самокатов. На дорогах РК разъезжают транспортные средства, которые развивают скорость до 80 километров в час. Хотя по закону такие «возможности» двухколесному транспорту не нужны, они все же искушают некоторых самокатчиков прибавить скорость. Сложность представляет и то, что далеко не на всех самокатах есть спидометры. Сервисы аренды самокатов имеют техническую возможность ограничивать скорость своих «стальных коней», но не всегда это делают.

По сути, максимальную скорость должен ограничивать производитель, и как-то урегулировать ситуацию помогла бы процедура сертификации: перед тем как попасть на казахстанский рынок, каждый самокат должен проверяться на мощность. При этом «изобретать» самокат нам бы не пришлось: такая процедура работает во многих странах Европы.

Но, с другой стороны, это противоречит самой идее электросамоката. Ведь по сути его используют ровно для того, чтобы передвигаться быстрее пешехода. Почему бы в таком случае не запретить автомобили, которые движутся со скоростью 60, а то и 80 километров в час? Очевидно, дело в том, что алматинская инфраструктура еще не создана для того, чтобы водители самокатов передвигались беспрепятственно.

Сегодня в южной столице проложено 89 километров велодорожек и велополос. Есть специальный велокоридор, соединяющий спальный микрорайон Орбита с деловым центром и зеленым рынком. Беспрерывная велосипедная сеть. И, как сообщают в управлении городской мобильности, в этом году планируют обустроить еще около 10 километров. Это ненамного, но должно улучшить ситуацию. Однако вопрос о необходимости разрабатывать новые законы, положения, которые каким-то образом смогут вывести из серой зоны двухколесные транспортные средства, до сих пор остается актуальным...

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах