Форменное безобразие
О том, что предстоящий учебный год планируют провести в традиционном формате, стало известно всего две недели назад. То есть более трех миллиона школьников наконец-таки оторвутся от экранов гаджетов и компьютеров и увидят своих педагогов воочию. А больше всех повезет именно первоклашкам, которых в 2021/22 учебном году более 380 тысяч, ведь только им разрешили выстроиться на школьных площадках для проведения торжественной церемонии первого звонка. Напомним, в прошлом году даже этот торжественный день проходил в онлайн-режиме. Что касается учеников со 2 по 11-й класс, для них будут организованы лишь классные часы.
В школу идут все, однако традиционным этот год называть преждевременно, поскольку в воздухе витает слишком много «если» и «но».
Взять, к примеру, подготовку к школе, закупку элементарных школьных принадлежностей. Родители столкнулись с отсутствием необходимого ассортимента многих вещей, даже тех же ранцев или рюкзаков. Если прежде в каждом ценовом сегменте можно было подобрать любую модель на свой вкус и кошелек, то сейчас даже ведущие канцелярские сети выдают весьма скудную витрину товаров.
Конечно, предпринимателей здесь можно понять, ведь в прошлом году те же три с половиной миллиона учеников провели учебный год в онлайн-формате, а это значит, что им не потребовались ни рюкзаки, ни сменная одежда, ни школьная форма. Видимо, в этом году бизнес решил подстраховаться, и, чтобы избежать затоваривания, ассортимент сократили до минимума. Ведь, как говорили выше, о формате обучения стало известно буквально накануне.
Но если с рюкзаками еще как-то можно разобраться, то с формой одежды все гораздо сложнее.
«Взвесив все за и против, мы приняли решение, что для тех, кто в силу различных обстоятельств не может приобрести детям школьную форму — сделать необязательным ее ношение еще на один год. Дети могут временно, в течение только следующего учебного года (2021/22. — Ред.), посещать школу не только в школьной форме, но и в одежде классического стиля», — сказал Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.
Причины такого решения весьма объективны. Аймагамбетов пояснил, чем именно руководствовались в министерстве, решив оставить это послабление.
«Во-первых, с учетом эпидемиологической ситуации сейчас во многих регионах страны действуют карантинные ограничения, магазины работают в определенное время, в некоторых городах — только в будние дни. И мы понимаем, если родители массово отправятся в торговые центры и магазины для того, чтобы приобрести детям школьную форму, это может спровоцировать очереди и риски заражения COVID-19.
Во-вторых, в связи с временными экономическими трудностями в некоторых семьях покупка школьной формы может стать дополнительной нагрузкой на семейный бюджет. Поэтому, если родители в силу различных обстоятельств не могут приобрести ребенку школьную форму, то временно, в течение только следующего учебного года, школу можно посещать в одежде классического стиля», — пояснил Министр образования.
При этом чиновники напоминают, что предпочтительнее все же носить именно школьную форму.
То есть, с одной стороны, как бы можно обойтись и без нее, но с другой, по всей видимости, принятие решений о «рекомендованном» формате спустят до уровня школ, где в каждой будут диктовать свои условия. Отсутствие четкого и однозначного решения заводит в тупик. Ведь, как в случае с рюкзаками, модельный ряд производителей школьной формы не блещет ассортиментом. Усугубляет ситуацию и режим работы магазинов, которые как минимум до 1 сентября работают только по будням. А это значит, что, даже если родители захотят приобрести форму, придется сбегать с работы, что, согласитесь, не совсем правильно.
Если же отодвинуть в сторону рекомендацию о школьной форме, то как должна выглядеть «свободная»? Понятно, что формула «светлый верх — темный низ» должна быть соблюдена. Но допускается ли ношение джинсовой одежды? Можно ли надевать футболки, лонгсливы и прочие удобные вещи? Ответа на этот вопрос пока нет, и скорее всего он разрешится уже после того, как прозвучит первый звонок.
Особый режим
Новость о том, что в школах планируют внедрить систему Ashyq, породила массу вопросов. Пожалуй, самый спорный — это необходимость использования родительского QR, чтобы ребенка пустили в школу, поскольку в приложении отсутствуют детские учетные записи... Ответим сразу — это полная дезинформация.
Несложно представить, какой каламбур получился бы, если бы такая норма действительно существовала. Система Ashyq будет, и к ней уже подключились все школьные учреждения, от нее никуда не деться. Но проверять статус будут только у педагогов и сотрудников школы. Родителям же вход в школу будет закрыт в принципе, если не считать особых случаев.
«Ashyq в школе делается обязательным — не для школьников, а для персонала. Для нас важно, чтобы в школы не заходили педагоги и техперсонал, кто может быть контактным с больным или с положительным ПЦР. Родители доводят до входа, дальше дети сами. Родителя допускать в школу не будут. Это правило действует с прошлого года. А если его вызвали, то будет заходить по приложению (Ashyq. — Ред.)», — разъяснила председатель Комитета санитарно-эпидемиологического контроля МЗ РК Айжан Есмагамбетова.
Другое новшество — масочный режим, который для школьников будет обязательным. «У нас есть школы, где классы по 38-40 человек. Поэтому ношение масок для детей обязательное. Их заменой и утилизацией будут заниматься сотрудники школы. Все школы на сегодня 100 процентов обеспечены утилизационными урнами. Школа будет обеспечивать масками детей тех родителей, у которых нет возможности приобрести маску», — поясняет руководитель управления образования Алматы Ляззат Жылкыбаева.
А это на самом деле непростая задача, особенно когда речь идет о первоклассниках. Ведь разговор не столько о детях, сколько об их родителях. Увы, но многие казахстанцы до сих пор не научились соблюдать ни масочный режим, ни социальную дистанцию, в чем можно убедиться, зайдя в любой торговый центр или крупный продуктовый магазин. Достаточно часто взрослым приходится напоминать о правилах нахождения в общественных местах, установленных Министерством здравоохранения. «Я привит, у меня есть справка», — отвечает посетитель охраннику на просьбу надеть маску в одном из алматинских моллов. И вновь это пресловутое «увы» — не все понимают, что вакцинация не ограждает от вируса, а лишь облегчает протекание болезни в случае инфицирования. Что касается детей, то больше половины не носит маски в принципе. По всей видимости, прививать эту привычку вместо родителей придется педагогам школьных учреждений.
Когда закроют школу
Помимо масочного режима в санитарные требования для учебных заведений входят кварцевание, дезинфекция и ежедневная термометрия. То есть меры по предотвращению распространения COVID-19 будут приняты, и это радует. Но нужно отдавать себе отчет, что полностью исключить вероятность заражения кого-то из учащихся или педагогов нельзя. И на этот случай также уже есть четкий алгоритм действий, о котором рассказали в управлении образования.
Если кто-нибудь из учеников заболеет, то школу не закроют, на дистанционное обучение отправят только один класс, в котором выявят заболевание. Также, если родители ученика заболеют или попадут в группу контактных лиц, что автоматически отображается в системе Ashyq, на дистанционку отправят одного ученика.
Правда, каким образом и кем будет организовано это самое дистанционное обучение, пока не понятно. Ведь все педагоги будут задействованы в процессе обучения детей, которые обучаются в классическом формате. То есть проводить уроки через zoom и прочие приложения будет некому. Здесь остается только предположить, что в процесс будет включена прошлогодняя практика, когда записи уроков транслировали по телевидению.
Кстати, дистанционно смогут учиться те дети, которые находятся в группе риска. Естественно, разрешать не посещать школу будут только тем, кто предоставит соответствующие справки и документы.
«От родителей поступают заявления. Они просят перевести их детей, имеющих хронические заболевания, на онлайн-обучение. Много родителей такие заявления пишет. Если это будет подтверждено медицинскими документами о том, что их ребенок действительно имеет хронические заболевания и не может быть подвергнут риску заражения, то этот ребенок будет переведен на обучение из дома», — объяснил главный санитарный врач Алматы Жандарбек Бекшин.
Все остальные должны будут посещать школы в обязательном порядке, во всяком случае, если будет позволять эпидемиологическая обстановка. Ведь нельзя исключать и пессимистичного развития сценария, при котором на карантин отправят не только класс, но закроют и всю школу.
«Если заболеваемость будет в каждом классе, значит, классы будут выводиться на онлайн-обучение. При поражении 20 процентов учащихся и учителей школа будет закрываться», — поясняет Бекшин.
Сейчас же детям стоит готовиться к тому, что за каждым классом будет закреплен конкретный кабинет, а привычного звонка с урока может вообще не быть, поскольку в планах также внедрить систему разобщенных перемен. Школа все та же, а вот режим для всех будет совершенно новый.
Каких еще сюрпризов ждать от предстоящего учебного года, пока сказать сложно, поскольку в воздухе остается висеть множество вопросов без ответа. Организовать полноценный формат обучения в режиме пандемии — практика, которой еще не было. Но и дальше отсиживаться в онлайн-формате нельзя, поскольку уже сейчас эксперты отмечают снижение уровня знаний целого поколения учеников.