МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Минобр Казахстана – рекордсмен по количеству проводимых реформ в стране

В Казахстане ожидают очередные реформы в системе образования. Депутаты в свое время советовали ведомству взять паузу и перестать на какое-то время заниматься «рационализаторством». Но, как говорится, нет предела совершенству. Видимо, этим принципом руководствуются чиновники, в очередной раз обновляя образовательные процессы.

От мала до велика

Для 40 стран мира уровень дошкольного образования является обязательным. Однако из всех его периодов наименьшее внимание уделено детям от 0 до 3 лет. Но именно в этом возрасте закладываются основы для познавательного и интеллектуального развития, приобретения социальных и коммуникативных навыков.

До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой дошкольного образования, которая охватывала 70 процентов детей до семи лет. Одна из причин, которая привела к безнадежному дефициту дошкольных детских учреждений — приватизация в 1990-х годах. В 1991 году в республике существовало 8743 детских сада, более половины (4868) которых были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий была заброшена, претерпела разрушения. В 2009 году детскими дошкольными учреждениями было охвачено только 36,5 процента детей, а в очереди ожидали 240 тысяч малышей, и только после этого сады начали возвращать в госсобственность. Успешная реализация программы «Балапан» на 2010 — 2014 годы, как и принятые новые санитарные нормы и правила, способствовали росту дошкольных организаций. В 2015 году охват детей от трех до шести лет дошкольным воспитанием и обучением составил 81,6 процента. Сегодня он достиг 98,8 процента. Одним из эффективных путей решения проблем дефицита дошкольных организаций явилось размещение государственного образовательного заказа в частных детских садах, где оплату родители делят с государством.

Тем не менее уровень охвата детей в возрасте от двух до шести лет по-прежнему составляет 71 процент. В очереди состоит 261 тысяча малышей этого возраста. В этом году планируется дополнительно открыть до 32 тысяч мест за счет развития сети частных детсадов.

Среднее образование

Прошлый 2020 год был непростым. Пандемия, охватившая мир, оказала свое влияние на все сферы жизни и в первую очередь — на образование. Школы, колледжи, вузы перешли на дистанционный формат обучения. Согласно данным ООН, в период пандемии 94 процента обучающихся в мире на всех уровнях образования учились онлайн или в комбинированном формате. В Казахстане дистанционно обучались 76 процентов школьников и 100 процентов студентов колледжей и университетов. В период пандемии был приобретен большой опыт, а также открылись новые возможности. И теперь чиновники намерены эффективно использовать накопленную практику, чтобы вывести сферу образования на новый уровень. Предполагается, что в ближайшее время появится все больше технологий искусственного интеллекта, способов виртуальной реальности, облегчающих процесс обучения, а также новых IT-инфраструктур, которые сделают онлайн-образование доступнее.

Однако при возвращении к традиционному формату обучения необходимо решать не виртуальные, а реальные проблемы. В регионах сократилось количество аварийных школ на 37 процентов и трехсменных школ на 29 процентов. Построены 184 новые школы. Однако этого недостаточно.

Говоря не о количестве, а о качестве, стоит отметить, что в среднем образовании завершен переход на обновленное содержание. С 2023 года предусматривается поэтапный переход на 12-летнее обучение. Для этого будут обновлены государственный общеобязательный стандарт образования, типовые учебные программы. Особое внимание уделят таким предметам, как математика, языки и информатика. Также будут разработаны единые учебники по истории Казахстана и всемирной истории. У школьников появится возможность получать дополнительное образование. Для этого в частных организациях разместят госзаказ.

С 2021 года управление районными отделами образования и финансирование организаций образования переходят на уровень области. Эти изменения направлены на снижение разрыва в качестве образования между регионами, а также на обеспечение достаточного финансирования на местном уровне. Также меняется порядок назначения директоров школ, что позволит улучшить качество управления в организациях образования.

В соответствии с Законом «О статусе педагога» улучшаются условия труда учителей. Приняты меры по недопущению к работе, не входящей в их обязанности. Кроме того, во всех областях страны начали создавать советы по защите прав педагогов. В этом году эта работа будет доведена до конца. К 2024 году заработная плата педагогов должна увеличиться в два раза.

Предполагается, что комплекс мер позволит полностью укомплектовать школы квалифицированными кадрами. Так, с 2020 года ужесточены требования к поступлению в педвузы. Если по другим направлениям пороговый балл Единого национального тестирования начинается с 50, то для будущих учителей — с 75. Для стимулирования поступления на эту специальность размер стипендий увеличен до 42 тысяч тенге. Таким образом, студенты педвузов получают самую большую стипендию. Все это, по словам чиновников, дает положительные результаты. Количество обладателей знака «Алтын белгі», выбравших профессию педагога, увеличилось почти в два раза. Средний балл поступивших по педагогическим направлениям достиг 90. Прием на работу педагогов теперь будут проводить через конкурс в соответствии с конкретными квалификационными показателями.

Дорогу «серым воротничкам»

Реформирование коснется и сферы профессионально-технического образования. Сейчас реализуется проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», который расширяет возможности молодежи в получении первой рабочей специальности. Но охват ТиПО молодежи по стране составляет всего 17 процентов. В этой связи планируют обеспечить бесплатность обучения детей в колледжах после 9-го класса, особенно из числа социально-уязвимых категорий (ежегодно до 20-25 тысяч). Также в прошлом году началась реализация проекта «Жас маман». Обновили материально-техническую базу 80 колледжей. В этом году программа будет завершена. Предстоит обновить материальную-техническую базу еще 100 колледжей. Для развития дуального обучения создадут условия для максимальной интеграции колледжей с производством, в том числе путем привлечения практиков, учета производственной квалификации при оплате труда, развития наставничества.

Высшее образование

К 2025 году планируют, что число казахстанских высших учебных заведений, отмеченных в рейтинге QS WUR, увеличится до 15. Он рассматривается как один из трех самых авторитетных рейтингов университетов наряду с «Академическим рейтингом университетов мира» и Times Higher Education World University Rankings. Его составители оценивают университеты по шести показателям: исследовательская деятельность, преподавание, мнение работодателей и карьерный потенциал, количество иностранных студентов и преподавателей. Лидерами на протяжении многих лет являются вузы США и Великобритании.

В прошлом году в Казахстане началась «зачистка» вузов. Поводом для таких кардинальных мер стало то, что лишь половина высших учебных заведений страны обеспечивает 60-процентный уровень трудоустройства своих выпускников. Закрываются те вузы, которые предоставляют некачественное образование. Оставшиеся будут ранжироваться по четырем категориям-лигам — на международном, национальном, региональном и отраслевом уровнях. В качестве основных критериев такие показатели, как международная аккредитация, уровень трудоустройства выпускников, вклад в развитие науки, вклад выпускников в развитие страны, региона и отрасли, уровень заработной платы преподавателей. В целом в 2020 году закрыты вузы, в которых обучались 65 тысяч студентов, 33 высших учебных заведения лишились 110 лицензий по непрофильным направлениям подготовки кадров.

По опыту Назарбаев Университета будут созданы два передовых вуза, которые станут центрами роста. В Петропавловске и Шымкенте эта работа уже начата. Также 15 базовых региональных вузов модернизируют, и они должны стать драйверами развития регионов. Кроме того, на территории республики предполагается открыть пять кампусов ведущих зарубежных высших учебных заведений, чтобы сократить отток талантливой молодежи. В этом учебном году размер стипендий студентов повысился на 25 процентов, докторантов — на 80. До 2025 года стипендии студентов увеличат еще в два раза, магистрантов и докторантов — в 1,5.

Человеческий фактор

Пока чиновники строят далеко идущие планы, в отечественных вузах не все так радужно.

Формула успеха ведущих в мире университетов заключается в том, что ключевая позиция отводится профессорско-преподавательскому составу, создаются необходимые мотивации для развития его потенциала. При этом именно преподаватель — ученый определяет всю политику образовательной и научной деятельности, участвует в выборах руководителей, распределении бюджета. У нас же ситуация иная. И о ней недавно рассказал в своем депутатском запросе сенатор Ахылбек Куришбаев. «Преподавательская работа в наших вузах сегодня становится похожей на конвейерное производство, а сам преподаватель превращен в безмолвного исполнителя, обложенного разного рода инструкциями, отчетами, рейтингами и обязательствами по опубликованию научных статей, в том числе в изданиях с высоким импакт-фактором и прочими директивами сверху. Ученый совет университетов по существу не обладает реальными рычагами управления и во многих вузах превратился в декларативный орган по обеспечению решений ректората, а в совет директоров представители профессорско-преподавательского состава (ППС), работающие в университете, вообще не имеют права входить в качестве независимых директоров, поскольку это противоречит законодательству об акционерных обществах», — так описал положение дел депутат.

В прошлом стоимость государственных образовательных грантов увеличена в 1,3–2,7 раза в зависимости от специальности. До этого стоимость гранта в среднем составляла 340-420 тысяч тенге. Теперь — около одного миллиона тенге. Эти средства, выделяемые государством, как и деньги родителей за платное обучение, должны были в первую очередь пойти на модернизацию учебных программ, увеличение заработной платы преподавательского состава. В сентябре 2019 года заработная плата педагогов в вузах, подведомственных министерству, была повышена на 20 процентов, а в сентябре 2020 года — еще на 20. Сегодня средняя зарплата преподавателя государственного вуза в Казахстане составляет около 120 тысяч тенге. Это меньше чем у некоторых учителей в школе. И об этом говорят в Минобразования. «На самом деле зарплата преподавателей вузов очень низкая и по сравнению со школами и колледжами неконкурентоспособна, поэтому перед ректорами поставлена задача продолжить эту работу», — отмечал глава Минобразования на заседании коллегии ведомства.

При этом учебная нагрузка большинства профессорско-преподавательского состава превышает 700 академических часов, не считая времени на подготовку к занятиям, а еще он должен заниматься наукой и воспитательной работой в качестве куратора.

С одной стороны, университетам дали академическую свободу, широкие полномочия — их руководству, ограничили вмешательства в дела вуза извне, но не обеспечили участие в системе управления самих преподавателей, в частности ученых советов, а также представительство ППС в советах директоров, как это сделано в развитых странах.

Предлагается увеличить стоимость государственных образовательных грантов для всех вузов до уровня национальных, повысив при этом до их уровня заработную плату преподавателей рядовых университетов. Иначе трудно ожидать кардинального улучшения качества высшего образования в стране.

Гранит науки

Главный принцип работы любого университета — обучение через исследование. В этой связи будут приняты меры по увеличению численности научных исследователей в вузах, особенно в приоритетных отраслях экономики, и активному привлечению молодежи. Также будет внедряться дуальное обучение в высших учебных заведениях и в первую очередь — по техническим направлениям. Так, сельскохозяйственные вузы страны уже готовы перейти на 30-процентное практическое обучение студентов. До 2025 года планируют увеличение финансирования науки до одного процента от ВВП, принять отдельный программный документ по развитию науки в формате Национального проекта. В целях эффективного финансирования утвержден порядок определения приоритетных направлений развития науки.

Подождем результатов очередной реформы.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах