МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

В Казахстане в семь раз увеличили количество квот по программам ЭКО

Число бесплодных пар в мире колеблется от 12 до 20 процентов. В Казахстане каждая шестая семья не может иметь детей. Отсутствие детей — одна из причин, по которой распадается каждая десятая ячейка общества. Соцопросы показывают, что около 20 процентов населения Казахстана считают это весомым основанием для развода.

Однако точных данных о том, сколько в стране семей сталкиваются с этой проблемой, нет. Согласно официальным данным, в Казахстане насчитывается около 10 тысяч женщин с диагнозом «бесплодие». Но это лишь вершина айсберга. В статистику попадают лишь те, кто прошел обследование, сдал анализы, встал на учет в центры планирования семьи. Многие не обращаются в государственные поликлиники. Частные клиники из соображений конфиденциальности не формируют никаких баз, и таким образом, единый регистр бесплодия в стране не ведется. При этом прогнозы ООН в отношении роста населения РК в сравнении с нашими соседями по Центральной Азии неутешительные.

Ежегодно к специалистам обращается около 20,5 тысячи семей, 40-45 процентов из них нуждаются в проведении вспомогательной репродуктивной технологии (ВРТ). В таких случаях на помощь приходит экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).

Этот метод лечения бесплодия открыли в 1970-80 годах два талантливых ученых — Патрик Степто и Роберт Эдвардс. Почти 43 года назад, 25 июля 1978 года, в Англии на свет появился первый в мире ребенок, зачатый с помощью ЭКО. Девочку назвали Луизой, и сейчас она живет жизнью обычной сорокалетней женщины, воспитывает двух сыновей, зачатых естественным путем.

Но тогда фундаментальный вклад в науку не оценили, и вместо благодарностей ученых ждали лишь угрозы и недоверие. Признание исследователи получили намного позже, лишь в 2010 году они стали лауреатами Нобелевской премии по физиологии и медицине. К тому моменту Патрик Степто уже умер, а Роберт Эдвардс из-за неврологического заболевания не смог оценить ту степень научного признания, которое ему оказали.

Сегодня ЭКО делают во многих странах. Больше всего процедур проводят в Израиле: 4775 циклов на один миллион населения. Благодаря этой технологии миллионы женщин получают шанс стать мамами. В истории есть несколько случаев, когда женщины за 60 смогли забеременеть с помощью ЭКО.

Шанс на миллион

Впервые сто квот на ЭКО выделили в Казахстане в 2010 году. С каждым годом количество бесплатных процедур росло. В 2019-м их уже было 900, а в 2020-м — на 30 процентов больше, 1105 на сумму 960 миллионов тенге. Но все равно этого оказалось недостаточно. Многие, так и не дождавшись своей очереди, (ожидание длится от четырех до пяти лет), делали процедуру платно. А это недешево — от одного до 1,5 миллиона тенге.

Первая лаборатория ЭКО в Казахстане появилась в 1995 году, а первый казахстанский ребенок «из пробирки» родился 31 июля 1996 года. Его «авторами» стали основательница ЭКО в РК, эмбриолог Салтанат Байкошкарова и гинеколог Татьяна Рубашина (Копылова). За эти годы по квотным и платным программам в стране родилось более 22 тысяч детей. Сейчас у некоторых из них уже свои семьи. Так, девочка, которая когда-то появилась на свет благодаря искусственному оплодотворению, уже сама стала мамой. Причем без помощи вспомогательных репродуктивных технологий. К слову, врачи называют мифом утверждение, что «дети из пробирки» бесплодны. И практика это доказывает.

С 2010 года, когда в Казахстане начали выделять квоты на ЭКО, до конца 2019 года выполнено более семи тысяч программ за счет государства. За этот период родилось свыше трех тысяч детей.

Выступая 1 сентября 2020 года с Посланием народу «Казахстан в новой реальности: время действий», Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев поручил увеличить количество квот по программам экстракорпорального оплодотворения в семь раз. С начала этого года в стране стартовала социальная программа «Ансаган саби» («Желанный ребенок»), благодаря которой многие пары смогут стать родителями. На услуги ЭКО Фонд медицинского страхования в 2021 году запланировал финансирование на предварительную сумму в 6,2 миллиарда тенге.

По данным экспертов, в странах Европы выполняют от 1000 до 1500 циклов ЭКО на 1 миллион населения. Это значит, что Казахстану нужно примерно 18 000 программ по экстракорпоральному оплодотворению в год. Однако уже то, что количество квот увеличили в семь раз, — большое достижение.

Претендовать на ЭКО за счет государства может как семейная пара, состоящая в официальном браке, так и та, которая не узаконила свои отношения. В последнем случае необходимо наличие информированного добровольного письменного обоюдного согласия. Необходимо быть гражданином Казахстана и соответствовать медицинским параметрам, установленным Минздравом: это репродуктивный возраст (от 18 до 42 лет) и другие параметры здоровья. Также еще одно условие — иметь отчисления в ОСМС.

Выбрать клинику для экстракорпорального оплодотворения пациент вправе самостоятельно. Поставщиками услуг ЭКО в Казахстане выступают 19 медицинских организаций в восьми регионах страны, 18 из них — частные. Если до 2020 года квоту на ЭКО выделяли в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), то теперь она вошла в пакет обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Пройти бесплатно процедуру можно один раз в год, вне зависимости от результата. Квоты уже распределили по регионам. Осталось разделить государственный заказ между центрами ЭКО. Возможно, теперь, когда количество квот на ЭКО в стране значительно увеличили, можно будет узнать реальные масштабы этой проблемы в стране.

Однако увеличение квот не значит, что через полтора года потребность будет закрыта — результативность ЭКО никогда не была 100 процентов. По данным Всемирной организации здравоохранения, беременность в результате применения технологии ЭКО наступает в 45–60 процентах случаев. Эффективность в среднем в Казахстане увеличилась с 15 до 42 процентов. Показатель эффективности лечения по факту рождения ребенка (take baby home) находится на уровне 30 процентов, что соответствует показателю лучших европейских клиник. Все зависит от возраста супругов, состояния их здоровья и других причин. Если 7000 женщин попытают счастья, то только чуть более 2500 станут мамами.

В одной программе ЭКО чаще всего врачи получают не один эмбрион, а 5-6. Один-два эмбриона переносят, а остальные при желании пациентов можно заморозить (криоконсервация). Позже их можно использовать для этой же пациентки, если в текущем цикле ЭКО беременность не наступит или женщина после рождения ребенка захочет иметь еще детей. Однако криоконсервация не входит в бесплатный перечень услуг в рамках квоты. Хотя, по мнению репродуктологов, это бы сэкономило достаточно большие финансы государству. Ведь в случае неудачи необходимо опять тратить немалые деньги на гормональные препараты для стимуляции фолликул яйцеклеток.

К слову, ЭКО — одна из самых популярных медицинских услуг у иностранных пациентов, приезжающих в Казахстан. Дело в цене. Эта процедура в казахстанских клиниках намного дешевле, чем в лечебных учреждениях Европы. Там это обойдется примерно в 15 тысяч долларов, в клиниках США и Канады — еще дороже.

Мифы

Вокруг темы ЭКО немало мифов, которые порождают в том числе и некоторые священнослужители, считающие, что это грех и вмешательство в план божий.

В свое время вели активную пропаганду, что «ЭКО — зло», так как рожденные дети в большинстве случаев оказывались больными, а часть из них умирали еще в младенчестве. Поводом для такого суждения стало исследование, по результатам которого у детей из пробирки шанс родиться с какими-либо отклонениями 10 процентов, когда у обычных детей — семь.

Позднее эту теорию опровергли, найдя ошибку в работе: ученые не учитывали родительские факторы, которые включали в себя возраст матери, вредные привычки обоих родителей, причины бесплодия. Также детей, зачатых с помощью ЭКО, не раз изучали на предмет психических отклонений и общего развития. Например, в исследовании 2010 года специалисты рассматривали успеваемость и качество оценок детей при выполнении стандартизированных заданий. Интересно то, что результаты ЭКО-детей оказались существенно выше, чем у их сверстников, зачатых естественным путем. С психикой у них тоже все в порядке, уверяют ученые. Никаких существенных различий между детьми так и не обнаружили.

В целом в мире насчитывается более шести миллионов детей, рожденных с помощью ЭКО. И многолетняя практика показывает, что они ничем не отличаются от зачатых естественным путем.

Бытует мнение, что искусственное оплодотворение — это детоубийство, ведь когда в матку подсаживают сразу по пять-семь эмбрионов, часть из них в будущем придется насильно убить, а это грех. Однако, согласно приказу Минздрава, врач имеет право пересадить не более двух эмбрионов. Сейчас чаще всего используют технологию e-SET, при которой женщине вводят вообще один эмбрион, предварительно выбрав самый успешный на развитие.

Легче предупредить, чем лечить

Причин того, что пары не могут зачать ребенка, немало. Если раньше считали, что виновата только женщина, то сегодня в мире и в Казахстане наблюдается тенденция ухудшения репродуктивного здоровья мужчин. Ситуация такова, что до 40 процентов случаев связаны с присутствием мужского фактора бесплодия. Сильный пол не любит обращаться к врачам и признавать свою «слабость».

В Казахстане доля подростков и молодежи от 15 до 24 лет составляет не менее 20 процентов. А к 2025 году показатель должен увеличиться до 25 процентов. Вопросам сохранения здоровья молодежи сегодня важно уделять более пристальное внимание. Социологические опросы показали, что комплексные знания о путях передачи ВИЧ имеют только девять процентов подростков, 60 процентов не осведомлены о методах профилактики инфекций, передаваемых половым путем, а 62,6 процента заболевших молодых людей занимались самолечением. Самым распространенным последствием этого является бесплодие.

В Казахстане функционируют 128 молодежных центров здоровья, но они являются подразделениями участковых поликлиник, и это сдерживает их развитие. Объем финансирования молодежных центров на 2020-2025 годы составляет 1,37 миллиарда тенге в год, это 48,8 тенге в месяц на одного пациента в возрасте от 15 до 24 лет. Эти расходы не покрывают деятельность молодежных центров и не позволяют оказывать качественные услуги в полном объеме.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах