МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

В Казахстане не хватает свободных земель для кладбищ

В Алматы планируют построить первый в Казахстане крематорий

«Мертвый бизнес» весьма выгоден и всегда будет востребован. Однако и здесь должны быть свои правила.

Дефицит последнего пристанища

В крупных казахстанских городах не хватает свободной земли для кладбищ. Так, из 46 кладбищ, расположенных в Актобе, и пяти — в сельских округах, 17 подлежат консервации. В Алматы насчитывается 41 кладбище, из них 27 уже закрыто в связи с переполненностью. Самым большим кладбищем в южном мегаполисе считается Бурундайское, площадь которого составляет 300 гектаров. Места захоронения в городах занимают огромные территории, которые минимум на полвека выпадают из общего жилого фонда, а они могли бы послужить живым людям.

В этом случае крематории могли бы стать выходом из затруднительного положения. Более того, они экономически выгодны. Не нужно ежегодно выделять деньги на содержание кладбищ, да и родственникам не придется тратиться на похороны, памятники, оградки и прочее. Сегодня стоимость похорон «по минимуму» составляет около 300 тысяч тенге.

Кремация — весьма популярный вид погребения в Европе, поскольку мест на кладбищах там катастрофически не хватает, да и обходятся они вместе с похоронами дорого — от трех тысяч евро. Причем «последнее пристанище» в земле сдается в аренду на 20 лет. Потом родственники продлевают аренду, а если нет возможности, то на этом месте хоронят другого человека. В начале прошлого столетия во многих европейских городах, даже с населением менее 100 тысяч жителей, появились крематории, а в населенных пунктах с числом жителей свыше 110 тысяч его наличие давно является градостроительной санитарной нормой.

Помимо экономии огромных земельных наделов, которые не отдаются под захоронение, кремация еще и экологически чистый вид погребения усопших.

Руководствуясь этими доводами, в Казахстане в свое время планировали построить крематорий в Алматы. Эту идею обсуждают с 1987 года. В бытность акимом Ахметжана Есимова к этому вопросу вернулись. В 2011 году ТОО «Спецкомбинат ритуальных услуг» разработало проект, провели предварительные переговоры с иностранными компаниями, специализирующимися на возведении подобных учреждений. В частности, две европейские компании из Чехии и Германии прислали несколько вариантов будущего алматинского крематория, а также необходимого оборудования для этого. Ведь крематорий — это не только печи для утилизации тел, но и целый комплекс, в котором предусмотрены различные зоны: для кремации, прощания с умершими, а также колумбарии, которые могут устанавливаться в три-четыре ряда в высоту. Проект, предоставленный немецкой компанией, был более приемлемым для нашей страны и менее затратным. Включая только постройку здания, не считая оборудования со всеми коммуникациями, он обходился в 660 миллионов тенге. При этом предварительная сумма кремационного оборудования для человеческой биомассы составляла на тот момент около 4 миллионов 600 тысяч евро. В то время это была вполне приемлемая сумма, учитывая, что благодаря строительству крематория можно сохранить большие площади земель для общественных нужд. К слову, изначально планировалось построить крематорий в Алатауском районе перед так называемой индустриальной зоной. Этот участок полностью соответствовал всем нормам. Но проект так и остался на бумаге, а участок продали.

Попытка номер два

Однако тема получила продолжение. Недавно стало известно, что в Алматы всетаки планируют построить первый в Казахстане крематорий. Уже объявили тендер на разработку проектно-сметной документации строительства крематория, на что выделили 46,8 миллиона тенге. Согласно технической спецификации, в крематории будет один зал с двумя печами.

Строительство планировали и ранее, но отложили из-за проблем с финансированием. По мере разработки ПСД и получения положительного заключения экспертизы примут окончательное решение — быть или не быть этому «спорному» объекту.

Крематорий — дело затратное и сложное. Нужно подвести коммуникации, в том числе газ. Водопровод должен быть диаметром не менее 280 миллиметров, электроэнергия — не менее 63 киловатт, а вокруг тысячеметровая санитарная зона. Еще надо учитывать розу ветров при выборе участка. Сегодня в городе свободных земельных участков, которые бы соответствовали всем санитарно-защитным и экологическим нормам, практически нет.

Согласно новому проекту, крематорий планируется построить в Алатауском районе. Он будет находиться недалеко от нового здания морга. По словам экспертов, все соответствует установленным нормам. Ближайший населенный пункт расположен в нескольких километрах. Работы планируют завершить к концу года.

Но основная причина того, что в стране до сих пор нет крематория, кроется не столько в отсутствии на это дело денег, сколько в том, что казахстанцы еще не готовы, чтобы их после смерти сжигали. В первую очередь по религиозным соображениям. Хотя некоторые отечественные ритуальные агентства предоставляют услуги по кремации, но тела покойных нужно вывозить в российские города. В России есть крематории во многих городах — Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Барнауле, Новосибирске, Владивостоке, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и других. Нельзя сказать, что эта услуга востребована казахстанцами. При этом сами россияне все чаще стали выбирать кремацию как более экономичный способ похорон. Стоимость для граждан Казахстана зависит от вида транспорта, на котором перевозят тело. Прейскурант кремации «под ключ» — это сбор и оформление всех необходимых документов, подготовка и доставка тела усопшего в крематорий, ритуальная урна и транспортировка с прахом родственникам — оценивается от 480 000 тенге.

Кладбища — в частные руки

С переходом к рыночной экономике в Казахстане стали появляться частные фирмы, оказывающие ритуальные услуги. С каждым годом их количество только растет. Оно и понятно — люди будут умирать всегда, а на чужом горе можно неплохо заработать. Ежегодно в Казахстане умирает около 152 тысяч человек, на захоронение которых в среднем уходит 44,5 миллиона долларов.

Увеличение числа ритуальных агентств связано еще и с относительно несложной системой официальной регистрации — достаточно стать индивидуальным предпринимателем по упрощенной декларации.

При этом в Казахстане нет закона о погребении и похоронном деле, хотя такая необходимость назрела давно. Это позволит не только контролировать такую важную отрасль, но и сделать ее доступной. Этот вопрос неоднократно поднимали депутаты, сетуя, что казахстанские похоронные бюро оказывают некачественные услуги, а также в стране не урегулированы вопросы захоронения и содержания кладбищ. И Министерство национальной экономики РК в свое время, изучив законодательные акты отдельных государств, пришло к выводу, что «вопросы, регламентированные в законах зарубежных стран, в целом закреплены в казахстанских нормативных правовых актах». Однако ранее разработанные местными исполнительными органами и принятые маслихатами правила по производству захоронений и содержанию кладбищ с 2009 года отменили в связи с изменением законодательства. При этом в действующем законодательстве утверждение вышеуказанных правил не входит в компетенции акимата и маслихата. Из-за такой коллизии на рынке ритуальных услуг действует множество субъектов предпринимательства, деятельность которых практически бесконтрольна и иногда приводит к ущемлению прав малообеспеченных слоев населения. В итоге отсутствие законодательного акта, регулирующего вопросы погребения, приводит к различным правонарушениям. Не исключены факты криминального захоронения, ведение незаконного бизнеса, также отсутствует четкий регламент эксгумации и захоронения.

Неоднократные просьбы парламентариев и добросовестных игроков рынка услуг были услышаны. Министерство национальной экономики разработало проект закона «О внесении дополнений в Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», который опубликован на сайте «Открытые НПА» еще 9 октября 2017 года. Законопроектом маслихаты областей, городов Астаны и Алматы наделяются полномочиями по разработке, утверждению правил погребения и организации дела по уходу за могилами на основе типовых правил, утверждаемых уполномоченным государственным органом в сфере региональной политики. Комментариев по этому законопроекту на портале «Открытые НПА» нет. Документ, видимо, так и остался в «подвешенном» состоянии.

Между тем сегодня многие кладбища переданы в руки бизнесменов. Выигравшие тендер частники должны огородить могилы, следить за чистотой и — самое главное — составить электронную базу всех погребенных, чтобы внести их в информационную систему «Е-халык». К слову, деятельность частных кладбищ никто не регулирует. Проводить проверки могут только по обращениям граждан.

Саму идею — передать кладбища в частный сектор — многие восприняли негативно, учитывая, что в Казахстане все попытки вывести какую-то отрасль в конкурентную среду приводят не к конкуренции, а к монополизации, что в конечном итоге способствует взвинчиванию цен. Государственный контроль в этом «жизненно важном» вопросе все-таки необходим.

Кладбище как памятник

В некоторых городах кладбище — неотъемлемый атрибут: Новодевичье и Ваганьковское — в Москве, Сент-Женевьевде-Буа и Пер-Лашез — в Париже, Хайгейт и Кенсал-Грин — в Лондоне. В Нур-Султане в центре города, в микрорайоне «Жастар», тоже есть свой некрополь, который считается историческим памятником и носит название «Караоткель». Это недействующее старое мусульманское кладбище, которое закрыли в 1962 году. Еще до обретения городом столичного статуса неоднократно вставал вопрос о его ликвидации. Там хотели проложить дорогу и таким образом решить транспортные проблемы молодой столицы. Однако все время возникали какие-то возражения. По неофициальным данным, от сноса кладбище, где якобы захоронены сын хана Тауке Самеке, старший султан Акмолы К. Кудаймендин, воины батыров Богенбая, Кабанбая, Амангелды, купец Б. Косшыгулов и другие знаменитые личности Центрального Казахстана, спасло то, что там хоронили умерших во время эпидемий чумы, холеры, сыпного тифа, сибирской язвы и черной оспы в конце XIX и начале XX веков. Власти побоялись вести работы в эпидемически опасном районе. Эту историю связывают и со старым названием близлежащей улицы, некогда носившей название Красного Креста, но теперь переименованной.

Сегодня у этого места нет дурной славы, напротив, в 2010-м его признали памятником истории и культуры местного значения, взялись за благоустройство и присвоили название «Караоткель». Несмотря на многочисленные легенды, достоверных научных фактов о мусульманском кладбище не было. Поэтому городским акиматом был инициирован и профинансирован проект по его исследованию, в ходе которого установлено, что там находятся 2169 надгробных плит из дерева, камня, металла и прочих материалов. Анализ надписей на них показал, что самая ранняя датирована 1805 годом, самая поздняя — третьей четвертью ХХ века. Но исследователи уверены, что и до возникновения традиции возведения надгробных плит там проводились захоронения. В итоге археологи датировали кладбище XVII веком и заявили: результаты детального изучения микрорельефа свидетельствуют о том, что там находится около 10 000 погребений. Кладбище «Караоткель» в основном является мусульманским, но там также встречаются православные и еврейские захоронения. Особый интерес представляют могилы преподавателей мусульманской школы, религиозных представителей из Бухары и Казани, которые датируются концом XIX века. Также там покоятся соратники Сакена Сейфуллина.

Что касается версии о том, что на мусульманском кладбище захоронены люди, умершие от холеры и прочих опасных заболеваний, то археологи опровергают это, списывая на легенду.

Кладбище планировали сделать своеобразным историческим мемориалом — местной достопримечательностью.

Усыпальница для избранных

Между тем в казахстанской столице создали и современный пантеон. Усыпальницы для национальных героев есть во многих странах мира: Вестминстерское аббатство — в Лондоне, Кафедральный собор Святого Вита — в Праге, церковь Святой Женевьевы — в Париже, Кремль — в Москве. Эти «последние приюты» для национальных героев пользуются огромной популярностью у туристов. Знаменитое Арлингтонское кладбище в пригороде Вашингтона вот уже на протяжении нескольких веков является местом паломничества для миллионов туристов. Здесь работают специально обученные гиды, ездит общественный транспорт. А смена часового караула — настоящее зрелище.

До недавнего времени известных государственных деятелей, знаменитых писателей и поэтов хоронили либо в родных местах, либо на Кенсайском кладбище в Алматы. Идею о национальном пантеоне озвучили на похоронах депутата, бывшего спикера Мажилиса Парламента Урала Мухамеджанова. Именно его могила стала первой на месте будущего пантеона. Следом были похоронены поэтесса, народный писатель Казахстана Фариза Онгарсынова и писатель, политик и государственный деятель Абиш Кекильбаев.

Элитарное кладбище расположено в 17 километрах от столицы — недалеко от мавзолея легендарного казахского полководца Кабанбай батыра. Его территория составляет почти тысячу гектаров. Это кладбище самое дорогое в Казахстане: только на технико-экономическое обоснование проекта выделили 79 миллиардов тенге.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах