Что такое «новая история»
Накануне праздника в Чехии снесли памятник маршалу Коневу, под командованием которого столица страны Прага была освобождена советскими войсками в 1945 году. Мы не будем излагать историю этого сноса, она подробно уже рассказана. Сейчас не об этом. Нам было интересно отношение самих чехов к этому событию.
И мы попросили нашего давнего знакомого, редактора пражского информационного бюро Poseldne, сотрудничающего с несколькими пражскими изданиями и интернет-ресурсами, Иржи Галека рассказать об отношении пражан к тому, что произошло. Кстати, Галек живет в районе Дейвице, который расположен в Праге рядом с районом Бубенеч, где и стоял памятник маршалу.
— Мы, да и не только мы, проводили интерактивные опросы горожан разных возрастов — как они восприняли снос памятника, — сказал наш собеседник, — в целом отношение безразличное. Особенно среди молодежи. Многие даже не ведали, кто такой Конев, и считали, что это памятник какому-то местному военному. А вот люди, которые постарше, в большинстве своем снос оправдывали, вспоминая при этом события 1968 года.
По данным бюро Poseldne, 48% жителей муниципального образования «Прага-6» (в которое входит район Бубенеч) скорее не одобряют снос памятника, тогда как 32% вполне одобряют. Остальные 20% считают, что это не повод для того, чтобы обсуждать эту тему.
А что думают чехи вообще о войне?
— Сегодня роль Красной Армии оценивается в большинстве случаев как негативная, — говорит Иржи Галек. — Считается, что освободительной ее миссии не было, а была захватническая с целью поработить страны Восточной Европы, сделав их сателлитами СССР. Что вы хотите, 30 лет преподавания «новой истории». Все переменилось. Молодое поколение не интересуется историей. На них действуют фильмы, социальные СМИ.
И, как подчеркнул Галек, тема военная здесь крайне непопулярна, о событиях тех лет не принято вспоминать.
— Нашим главным торговым и туристическим партнером всегда была Германия. Чешская экономика во многом зависит от того, как у нас будут идти дела с немцами, — сказал журналист, — поэтому нет никакого резона сегодня ругать их за то, что они когда-то сделали. Вернее, не они, а их отцы или деды. И потом — чехи считают, что немцы за все заплатили сполна и при этом повинились перед всем миром.
Ну и, конечно, настроения молодежи здесь тоже соответствующие: считается успехом в жизни, если тебе удалось устроиться в Германии, заключить, скажем, брак с немцем или немкой, работать там и приезжать в Чехию лишь затем, чтобы навестить родственников.
— У нас, сказать честно, день победы над фашизмом почти никто не отмечает, — заключил наш разговор Иржи Галек, — это уже в прошлом. Это соответствует общим настроениям в Европе. Особенно в Восточной. Зато активно вспоминают, с помощью многих СМИ, кино и политиков, о том, что происходило в период социализма. Вспоминают, сами понимаете, как. Тоже не с добром. Понятно, что все это тенденциозно, но таковы наши реалии, и изменятся ли они, сказать сложно. Я, например, думаю, что уже вряд ли.
Победителей «не помнят»?
Но чехи, во всяком случае, знают, кто освободил Восточную Европу. Потому хотя бы, что с вермахтом непосредственно в их стране воевала Красная Армия. А вот с другими жителями Европы дело обстоит еще сложнее. Потому что в большинстве своем они уже считают, что во Второй мировой войне победили американцы. И это не преувеличение, поверьте.
О ведущей роли США в войне скажут вам 90% жителей Франции. Известны даже опросы, которые ведут здесь, начиная с 1945 года. У людей на улице спрашивали: какая нация внесла наибольший вклад в победу над фашизмом? В 1945-м большинство отвечали, что СССР. В 2020-м — что США.
Эти результаты показывают, что с годами оценка вклада Союза в победу над фашизмом неуклонно снижалась.
— Был такой случай. Я еще не жила во Франции, а только приехала с друзьями на каникулы посетить страну и попрактиковать язык (это было в 2009-м), мы сдружились с двумя молодыми французами. Им тогда было по 24 года, — рассказала нам бывшая алматинка Анна Алдонина, ныне жительница Парижа. — Они решили провести для нас экскурсию и в том числе повели в музей войны. Слово за слово, мой русский друг у них вдруг спрашивает: а вы знаете, кто выиграл-то Вторую мировую войну? Они переглянулись и в один голос: «Американцы». Тут уже переглянулись мы. Сказать, что мы были в шоке от такого уверенного ответа, ничего не сказать. Выяснилось, что так им преподавали в школе, и никто не сомневался в том, что США освободили французов от фашистов, а затем и весь мир. Так в учебниках написано. А то, что погибло столько советских людей, говорит как раз о том, что они в этой войне проиграли, это же очевидно! Пока мы продолжали путь по лабиринтам музея, мой друг рассказывал французам об исторических фактах, свидетельствующих о великой победе советского народа. Те слушали и, казалось, уже не были столь уверены в своей правоте.
Кульминацией, как рассказала Анна, стало то, что они услышали дальше: из громкоговорителей, сохранившихся со времен Второй мировой, доносилось: Vivelapuissante Union Soviétique! («Да здравствует могучий Советский Союз!»). Было это уже при выходе из музея — то есть больше никаких сомнений быть не могло! Про американцев там не было сказано ни слова.
В большинстве стран Европы почти уже не осталось следов подвига советского народа, хотя на их земле полегло 2,5 миллиона наших солдат. Мелких обелисков на братских могилах довольно много. А вот крупных монументов — пересчитать по пальцам одной руки.
Памятники Алеше (русскому солдату-освободителю) есть в болгарском Пловдиве, австрийской столице Вене. Но, кстати, в Софии этот монумент уже неоднократно оскверняли. В Будапеште, где погибло больше 180 000 советских солдат, раньше было несколько памятников. Но в начале 90-х их убрали, а братские захоронения перенесли из центра города на кладбище Керепеши. В итоге пережил все это только один монумент на площади Свободы. На нем золотыми буквами написано: «Слава советским воинам-освободителям».
Кстати, до недавнего времени в Вене было довольно активное общество «История Второй мировой войны», в которое входили и наши бывшие соотечественники, обосновавшиеся в австрийской столице. Члены общества проводили мероприятия, посвященные истории войны, организовывали даже экскурсии по местам боев советских войск с вермахтом. Но вот, как мы узнали от нашей бывшей соотечественницы Ольги Краус, два года назад общество прекратило свою деятельность. Почему?
— Осталось совсем мало наших активистов, — говорит Анна, — да и потом, нас стали как-то очень плотно игнорировать, и даже школам, где мы иногда распространяли наши материалы с приглашениями совершить экскурсии, настоятельно рекомендовали с нами не общаться. Теперь остался как бы маленький клуб по интересам, где мы иногда собираемся.
Не истина, а мифы
— У нас в Берлине есть самый известный и величественный памятник о войне — это Трептов-парк, — так начал нашу беседу немецкий журналист Уве Энгельбрехт. — Здесь стоит советский солдат с немецкой девочкой на руках, и золотая надпись: «Вечная слава воинам Советской армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества».
Это так, но вот по данным опроса, проведенного в 2019 году известной французской исследовательской компанией Ifop и британской компанией Populus, половина жителей Германии (50%) считают, что именно армии США принадлежит лидерство в победе над фашизмом.
— У нас так же, как и во всей Европе предпочитают забыть эту войну, — комментирует Уве, — несмотря на то, что именно Германия виновна в ее развязывании. Немцы живут или стараются жить, я бы сказал так, другой памятью. Многие считают, что невозможно вечно помнить о страшном прошлом, жизнь продолжается. И то, что память меняется или ее меняют, согласен, это не значит, что мы так хотим, чтобы она изменилась. Просто время и, конечно же, уроки истории в школе делают свое дело.
Но все-таки, говорит журналист, именно в Германии по сравнению со всей Европой самое большое число людей вспомнили, по данным недавних исследований его газеты «Франкфуртер Альгемайне», что СССР был главной силой в борьбе с нацизмом. Реже всего отмечают вклад Союза в борьбу с нацизмом в США — всего 7% и во Франции — 12%.
Бизнесмен из Алматы Аркадий Борд рассказал нам: «Младшая моя дочь, окончив 11 классов в Алматы, поехала в свое время учиться в частную школу в США, штат Пенсильвания. Был урок истории, и она, услышав, что американцы победили фашизм, не сдержалась. Встала и выступила, рассказав всем, как было на самом деле. Про Красную Армию, миллионы погибших, про блокаду. Учительница была в шоке. Так как, во-первых, сама ничего этого не знала. А во-вторых, у них там не принято перечить преподавателям. Дочка схлопотала плохую оценку. Зато посмотреть на смелую русскую потом в их класс приходила вся школа».
Среднестатистический американец, уверен Борд, понятия не имеет о деталях участия СССР во Второй мировой. Большинство американцев сказали бы, что союзниками были, к примеру, Англия, Франция и, возможно, Нидерланды.
А вот в Англии, например, 59% людей уверены, что это вообще англичане победили Гитлера. Это уже засвидетельствовал нам Питер Конради, журналист, историк, автор двух книг о войне. Его дед был моряком и ходил с конвоями в Мурманск.
— Я заканчиваю третью книгу об этом, — рассказывает Питер, — и она как раз посвящена феномену памяти о той войне. Вы думаете, что поколения британцев как бы забыли или не знали о вкладе СССР в победу? Так вот, многие наши молодые люди вообще считают, что Сталин помог Гитлеру прийти к власти. Но есть, смею вас заверить, и те, кто думает, что и американцы принимали участие в войне лишь номинально. А почти все сделали мы, британцы. Я изучаю этот удивительный феномен давно и скажу так: это не намеренное пренебрежение историей, а свойство человеческой памяти.
Да, но почему американцев считают все же союзниками, а вот СССР — врагом в той же войне? Ведь есть же в среде британской молодежи и такие мнения. Какое-то избирательное это «свойство человеческой памяти».
— Ну это наследие десятилетий холодной войны, — считает Питер, — уже почти три поколения англичан знают, что русские — враги. Так что синдром традиционного недруга крепко засел в их головах. Этот синдром и переносит образ врага на СССР и в эпоху Второй мировой войны.
И в заключение. Сразу после окончания Второй мировой войны весь мир однозначно считал, кто внес главный вклад в победу над фашизмом. Но потом историю начали переписывать. Делали это в несколько этапов, с самого начала холодной войны. Потому что и США, и Англии политически необходимо было всячески демонизировать СССР.
Поэтому вся эта избирательная «забывчивость» нынешних поколений на Западе — это далеко не только свойство памяти или стремление забыть ужасы войны. Это еще и следствие специально выстроенной информационной и психологической обработки молодежи, когда историческое образование направлено на то, чтобы одни факты замолчать, а другие выставить в качестве главных и определяющих.
А определяют они не истину, а мифы.