МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Улица Панфлилова стала символом реконструкции центра Алматы

Одним из символов и главных объектов реконструкции центра Алматы стала улица Панфилова. Здесь год назад, 20 сентября 2017 года, торжественно открыли первую «вертикальную» пешеходную магистраль.

Причем открытия пешеходной улицы ждали довольно долго, и ее реконструкцию освещали подробно несколько месяцев. И вот, казалось бы, невероятное стало реальностью. «Панфиловка» стала улицей-бульваром от оперного театра имени Абая и, как говорят алматинцы, вниз до улицы Жибек жолы.

Теперь здесь фонтаны, игровые площадки, лавки ремесленников, а рядком расположились арт-строения. Сегодня Панфилова стала очень популярной как у горожан, так и у гостей города, однако еще несколько лет назад большинство жителей высказались бы скептично против таких изменений.

Город и так стоит в пробках, а тут еще и пару центральных улиц перекроют. Все это активно подкрепляли обсуждениями в соцсетях, впрочем, как и сейчас.

Но все же «разлеглась» улица Панфилова гранитной плиткой площадью в 22 тысячи квадратных метров. И приобрела два оригинальных сухих фонтана, 178 фонарей уличного освещения и несколько десятков свежих деревьев. Сократилось число парковочных мест, рекламных конструкций.

А подготовительные работы здесь начались с удаления верхних слоев асфальта и укладки «нижней одежды». Закончить модернизацию пешеходной зоны было намечено к началу осени. И закончили. Как раз к концу сезона отпусков, чтобы по возвращении в рабочую колею стоять в пробках хотя бы на полчаса меньше. Обошлось это пешеходное удовольствие не менее чем в 1,75 миллиарда тенге. А вместе с реконструкцией Арбата на изменение Парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев ушло более 10 миллиардов. Плюс силы рабочих и ожидание горожан.

Стоило ли это все таких денег?

За последнее время архитектурные тенденции Алматы все больше обращаются к европейским стандартам. Там, на Западе, существует понятие «пешеходоориентированный город». Это значит, что количество пешеходов и велосипедистов превышают количество автолюбителей. Как стало ясно, именно на это представление опирается городская власть. Для того, чтобы задать ритм преображению в Алматы, пригласили датского архитектора Яна Гейла, который дал свои рекомендации и описал видение города по строительству «пешеходок». Сообща с управлением архитектуры и градостроительства администрация приняла решение полностью исключить парковку в пешеходной зоне, оставив места лишь для поставки товаров в локальные магазины.

В преимуществе на пешеходной улице теперь чудесно рассаженные деревья: ель, липа, клен, яблони и рябина. Улицу Кабанбай батыра охраняет светофор с ярко очерченной желтой зеброй впереди, чтобы пересечь ее, направляясь в театр имени Абая, беспрепятственно.

Так пешеходный центр, который не удивляет разве что заезжих москвичей и европейцев, стал яркой достопримечательностью и излюбленным местом как для туристов, так и для коренных жителей.

Да, внедрение нового стоит недешево. Это не только деньги, но и отказ от привычных устоев восприятия и приспособления к новому. Пешеходные горожане уже год не скрывают позитивных настроений.

Как отметил сам аким южной столиц появление в Алматы новых общественных площадок привело сюда более 508 тыся туристов, в том числе иностранных. Это год собирается побить рекорды по их потоку на 20 процентов. Но это не предел.

«Сегодня туризм занимает только 1,5 процента в экономике города. Наша задача за ближайшие семь лет — обеспечить пяткратное увеличение этой доли», — отметил Бауыржан Байбек.

Какие только реформы не пережил Аматы за последний год, это и снесение заборов, и увеличение пешеходных зон, также на слуху разговоры об одностороннем движении. Бывалые таксисты твердят, что на еще далеко до Европы. Твердят, но крут баранку по намеченному пути. А сотрудники ДВД города отмечают свои плюсы. Говорят, что на улицах стало меньше аварий.

Пешеходные зоны, постоянная модернизация и другие нововведения позволяют шагать в ногу со временем. Несколько непривычно голосовать в пользу тротуаров и двухколесного транспорта. Неплохая альтернатива мучительному стоянию в городских пробках. Так что, возможно, уже завтра мы с воодушевлением пересядем на экологически чистый транспорт и помчимся с ветерком до места работы.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах