МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Никакие технические средства не помогут уберечь вас от вмешательства в личную жизнь

Устанавливая различные приложения для смартфона, многие потребители, не вчитываясь в текст, соглашаются на все изложенные условия. И впоследствии получают проблемы в ходе их использования. Но стоит ли со всем соглашаться, ведь в этих строках нередко вы сами даете «добро» на то, чтобы программа использовала ваш микрофон по своему усмотрению...

Противоядие есть, но им не пользуются

Гаджеты окружили нас со всех сторон. Они везде. Уже не только офисные клерки, но и простые бомбилы («вольные таксисты») не могут обойтись без этих устройств и без всемирной паутины. У некоторых особо продвинутых водителей на центральной консоли авто могут быть установлены по три-четыре гаджета, на каждом из которых будет открыт web-ресурс, «подкидывающий» ему заказы.

И это действительно удобно. Зачем впустую сжигать бензин, если достаточно всего один раз кликнуть по экрану смартфона или планшета и можно спокойно отправляться за клиентом, который будет терпеливо ждать у подъезда.

Эта преамбула не является основной темой материала, но она необходима для того, чтобы подчеркнуть глубину и широту проникновения гаджетов в современный быт. Интернет нас также опутывает повсюду, а там, где есть значок web, обязательно будет и реклама — те самые небольшие модули, которые сверкают, прыгают на экране монитора, зазывая пользователя в свои владения.

Стоит забить в поисковик запрос на ту или иную вещь, как на всех устройствах, причем как дома, так и на работе, начинает появляться реклама искомого объекта. Модули вездесущи, они преследуют тебя на каждом втором сайте и пестрят перед глазами так, что порой появляется желание вытащить их из матрицы монитора с помощью ножа.

Человек, возможно, уже приобрел эту вещь, но контекстная реклама будет преследовать его еще долгое время. И это не удивительно, ведь в этот продукт вливают колоссальные финансовые средства. В некоторой степени контекстная реклама — это гениальный продукт хотя бы потому, что она показывает высокую эффективность, при этом не требуя на свое производство никакого сырья.

Дело в том, что реклама на радио, телевидении или баннерах не гарантирует ни звонка, ни прихода клиента, во всяком случае, отследить цепочку достаточно сложно. В свою очередь контекстная реклама гарантирует переходы на сайт — то есть если посетитель прошел по рекламной ссылке, то рекламодатель это видит. Чем больше «кликов» и переходов, тем больше зарабатывает рекламное агентство. Потому и заинтересованы рекламщики в том, чтобы модульная реклама была везде и всюду.

Но как устроен этот мир? Откуда этот «нехороший человек» из рекламного агентства, который никогда в глаза тебя не видел, но знает, какой именно контент следует тебе подсовывать на тот или иной компьютер? По каким причинам и согласно какой схеме все это происходит?

Вас вычисляют по вашим потребностям

Ответ прост. В основе происходящего — современные технологии и банальная человеческая лень. Вместо того, чтобы оторваться от кресла и проехать по нескольким магазинам, выискивая нужную вещь, мы в первую очередь обращаемся к компьютеру. А тут, простите, вы сами пришли. Стоит всего один раз вбить вопрос в поисковую систему, как рекламная машина начинает работать, и пользователь моментально получает целую страницу релевантных объявлений, кликая по которым, попадает, в конце концов, на сайт рекламодателя.

Дело в том, что в сервисе контекстной рекламы google adwords есть возможность очень тонко настроить таргетинг объявлений (то есть их целевую аудиторию). А также есть великолепный инструмент таргетинг (англ. target — цель) — рекламный механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям (целевую аудиторию) и показать рекламу именно ей.

Уникальную возможность таргетинга предоставляют поисковые системы, так как их посетители четко формулируют свою потребность в виде запроса, а также автоматически предоставляют системе некоторые свои характеристики. Реклама есть везде, и избавится от нее практически нереально. Нет, конечно, можно перенастроить в персональном компьютере firewall, а также закрыть целый ряд расширений, которые и дают возможность рекламным модулям сверкать на страницах, однако в этом случае серфить по интернету будет крайне неудобно. Практически на каждый клик новой страницы система начнет «ругаться» или даже блокировать ее.

Однако в последнее время начали появляться локальные случаи еще более глубокого проникновения системы в личную жизнь. Так утверждают некоторые из наших читателей.

Стоит тебе обсудить с другом, коллегой или членом семьи какой-то конкретный вопрос, допустим, покупку телевизора, как через день или даже несколько часов реклама телевизора появляется на смартфоне или компьютере потенциальных клиентов. Причем даже в том случае, если человек ранее не искал эти вещи через интернет. То есть «не светился» во всемирной паутине. Неужели поисковые машины начали не только подсматривать, что мы вбиваем в адресные строки, но и подслушивать, о чем ведем беседы с оппонентами, а может, и просто обсуждаем на семейном собрании? Но в присутствии «третьих лиц» — смартфонов!

Диагноз «шизофрения» отменяется...

Попробуем отбросить (хоть на короткое время) в сторону все моральные принципы и закон о неприкосновенности личной жизни. Если допустить, что нас все-таки подслушивают, логичным будет и следующее мнение. Для того, чтобы вычленять из голосового сообщения ключевые слова, по которым и будут в дальнейшем протекать «классический» поиск и подбор контекстной рекламы, разговоры необходимо записывать, обрабатывать и хранить, пусть даже непродолжительное время.

Следовательно, нужны производственные мощности — хранилища. Одна минута записи в формате mp3 при качестве 128 кбит/секунду весит примерно один мегабайт. Но возьмем даже не этот уровень качества, а гораздо более худший, в целях экономии — 72 кбит/секунду. В этом случае одна минута будет весить всего 0,54 мегабайта. То есть в сутки получится почти 777 мегабайт. Если умножить эту цифру на количество проживающих в Казахстане людей (17,8 миллиона человек), то получится необходимая емкость в 13,8 тысячи терабайта.

При стоимости жесткого диска вместимостью один терабайт 28 тысяч тенге нужно будет потратить 386,5 миллиона тенге. Понятно, что сам по себе жесткий диск не будет работать и к нему нужно будет докупать комплектующие... Даже если закрыть на это глаза и списать 20 процентов от суммы на детей-дошкольников, которые не пользуются смартфонами, то сумма все равно выходит более чем внушительной. Ведь речь шла о хранении данных всего на одни сутки. А если для обработки этого архива потребуется неделя?!

Конечно, на эту ситуацию можно посмотреть и под другим углом, например, записывать данные не в виде аудиозаписи, а в формате текста.

Есть такое приложение Google Text-to- Speech (и его аналоги), которое встроено почти во все современные смартфоны. Оно позволяет делать так, чтобы другие при ложения на устройстве «разговаривали» с вами, озвучивая текст на экране, либо наоборот — переводили речь в текстовое сообщение. Это ведь удобно, гораздо удобнее, чем тыкать пальцем в мелкую клавиатуру пятидюймового экрана.

В этом случае отпадает надобность в создании мощного хранилища, поскольку каждый смартфон сам переводит все в текст и отсылает информацию в облегченном виде. И вот тут уже идея тотальной прослушки начинает казаться более реалистичной. Получается, что и не подслушивают, а вновь подсматривают все, что мы сами сообщаем. В этом случае диагноз «шизофрения» отменяется, а ситуация начинает настораживать.

Копнем еще глубже. А сколько было таких случаев, когда проговоренная по телефону информация начинала всплывать в виде контекста? Проанализировав ситуации в Сети, выяснилось, что тема это не нова и уже поднималась пользователями рунета еще три-четыре года назад. Однако число таких случаев не позволяет говорить о тотальной слежке, скорее, эпизоды имеют локальный характер.

Получается, что нельзя исключать и человеческий фактор. Допустим, у молодой пары появляется ребенок и через некоторое время в разговоре супруги решают, что пришло время купить автомобильное кресло. При этом, скажем, жена еще до разговора с мужем уже штудировала интернет, не поставив его в известность. При этом совпадает так, что на его мобильнике реклама появляется сразу после разговора. Даже если он еще не успел ничего вбить в поиск...

Вот тут-то и появляется паранойя. Тем более что нередко у близких людей на всю семью имеется всего один общий аккаунт либо они пользуются общим компьютером, то есть делают запросы с одного IP-адреса. В этом случае реклама будет сыпаться всем членам «сообщества».

Здесь же можно упомянуть и эффект Баадера-Майнхофа — когда ты узнаешь что-то для себя новое, возможно, даже то, что раньше видел, и после начинаешь замечать это вокруг себя. Например, долгое время задумывался о покупке машины, а когда сфокусировал внимание на конкретной марке, модели и начал ее скрупулезно изучать, то в дальнейшем, двигаясь в городском потоке, невольно вычленяешь эту узкую категорию авто и начинаешь подсчитывать, сколько их попалось по пути.

Мы не нашли явного подтверждения тому, что Google, «Яндекс» или любая другая поисковая система подслушивают переговоры целых стран. Возможно, и так, но сейчас неопровержимых доказательств попросту нет. И все же если у кого-то есть свои «скелеты в шкафу», то лучше их держать именно там, а если и делиться с кем-то большим секретом, то делать это лучше где-нибудь в степи или в лесу, где гаджеты лишены своего могущества — доступа к сотовым данным, а значит и выхода в интернет.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах