МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Первопроходцы в Центральной Азии

Владимир Проскурин: тропами мужества и отваги в горах и долинах Туркестана

Известный краевед, архивист, доктор исторических наук Владимир Николаевич Проскурин написал очерк о первых исследователях Центральной Азии. Звездная плеяда естествоиспытателей происходит из семьи баварского врача-окулиста Иозефа Шлагинтвейта.

Писатель Жюль Верн заставил своего литературного героя Самуэля Фергюссона провести пять недель на воздушном шаре в обществе братьев Шлагинтвейт, исследовать вместе с ними всю западную часть Тибета и возвратиться из экспедиции с запасом любопытных этнографических наблюдений. Благодаря талантливому перу фантаста исследование происходит в 1855-1857 годах.

По следам Марко Поло

В XIII веке Марко Поло отрыл европейцам высочайшие вершины мира. Из «Книги Марко Поло» (М. Географгиз, 1956): «Отсюда три дня едешь на северо-восток, все по горам, и поднимаешься в самое высокое, говорят, место на свете... Двенадцать дней едешь по той равнине, что называется Памиром, и во все время нет ни жилья, ни травы; еду нужно нести с собой. Птиц тут нет оттого, что высоко и холодно. От великого холоду и огонь не так светел и не того цвета, как в других местах, и пища не так хорошо варится».

Братья Шлагинтвейт были одними из первых исследователей Гималаев. «Шестеро братьев Шлагинтвейт — немецкие ученые, писатели, военные, историки, географы и альпинисты, — пишет Проскурин. — Отметим среди мюнхенских братьев полководца Эдуарда Шлагинтвейта, погибшего в австро-венгерской войне на переправе через Заалу под Киссингеном; востоковеда Макса Шлагинтвейта, офицера и путешественника по странам Малой Азии; специалиста по буддизму Эмиля Шлагинтвейта, летописца семьи Шагинтвейт. Их семейная коллекция огромна — 14,5 тысячи документов по истории, этнографии, 46 томов рукописей, 38 книг метеосводок и таблиц, 752 рисунка, выполненных карандашом и кистью на биваках во время горных походов. Среди них — первые азиатские акварели и фотографии художника и альпиниста Адольфа Шлагинтвейта, погибшего в горах Кашгара. Герман и Адольф полюбили горы с детства, они стали известными альпинистами, проводниками и исследователями Альп. Их первой вершиной в 1851 году была Монте Роза (4634 метра). Увлечения братьев стали известны профессору Александру фон Гумбольдту, который благосклонно прочитал их первые труды по истории гор».

Немецкий географ, натуралист, путешественник и художник Александр фон Гумбольдт является создателем таких научных дисциплин, как физическая география, экологическая география растений, ландшафтоведение. «Благодаря его исследованиям были заложены научные основы геомагнетизма. Именем ученого названы десятки объектов, явлений, животных и растений — от течения Гумбольдта в Тихом океане до моря Гумбольдта на Луне», — сказано в книге «Письма из Гималаев» («Бомбора», Москва, 2023). Во время своих долгих странствий братья Шлагинтвейт отправляли Гумбольдту письма и отчеты.

Читаем в книге «Письма из Гималаев»: «Герман фон Шлагинтвейт — Александру фон Гумбольдту, Дарджилинг, Британская Индия, 24 апреля 1855 года. Наши коллекции состоят преимущественно из образцов горных пород и окаменелостей, также собраны образцы речной и родниковой воды в районах Индии, по которым мы проходили. Эти образцы хранятся в стеклянных колбах, как следует запечатанных, что, стоит надеяться, сохранит их для последующего анализа. Среди этнографических материалов особого упоминания заслуживают, пожалуй, гипсовые слепки лиц, а также фотографии. Все, что удалось собрать до сегодняшнего дня, находится в бюро генерального инспектора в Калькутте и позже будет отправлено с материалами из Гималаев в Европу».

«В 1854 году братья в числе лучших студентов были представлены прусскому королю, который искал способных земляков для научных исследований заморских колоний, — пишет В.Н. Проскурин. — После учебы в Берлинском университете, сдачи экзаменов по метеорологии и физике дипломированным специалистом стал Герман Шлагинтвейт (1826 — 1882), он получил известность в работах (совместно с братьями Адольфом и Робертом) «Исследования о физической географии Альп» (1850) и «Новые исследования о физической географии и геологии Альп» (1854), а также в других книгах. Между прочим, литературное общество Казанского университета, занимавшееся исследованиями Туркестана (Средней Азии и Казахстана), наградило приставкой к фамилии немецкого географа и альпиниста Германа Шлагинтвейта за переход через горный хребет Кююлюнь званием Закююлюньский (Закуньлунский. — Прим. авт.).

«В состав научно-спортивной экспедиции был включен младший брат Роберт Шлагинтвейт (1833 — 1885), профессор Гиссенского университета, исследователь гор Северной Америки. Геологической наукой занимался Адольф Шлагинтвейт (1829 — 1857), — отмечает Владимир Проскурин. — Он стал известен исследованиями Нагорной Азии, Индии, Тибетского нагорья. Судьба была неблагосклонной к географу и альпинисту. В мятежном Кашгаре Адольф был казнен с отсечением головы по воле пьяного наркотиками правителя Восточного Туркестана — хана Вали–тюре».

Первые в азиатских нагорьях

Краевед пишет, что братья стали руководителями грандиозного путешествия под эгидой Британской Ост-Индской компании. Они были первыми европейскими путешественниками в Центральную Азию с целью изучения магнитного поля Земли по программе Гумбольдта. Сбор научно-спортивной экспедиции был назначен в Бомбее. Братья Роберт, Адольф и Герман Шлагинтвейт пересекли высокогорное плато Деккан, побывали в Кашмире, Ладакхе, Хотанском оазисе, совершили первовосхождения на вершины Гималаев, Каракорума и Куньлуня. «Их горно-туристские маршруты разделились. Часть группы ушла через плато Деккан, другая повернула на Мадрас. В мае 1855 года Адольф и Роберт отправились в северо-западные провинции Индии с целью изучения высокогорных перевалов Гималаев. Они обнаружили удобный перевал в хребте Тибет (6788 метров) — в горной гряде Ибн-Гамен. Наступившую зиму братья посвятили всестороннему исследованию Центральной и Южной Индии. В апреле 1856 года в Симле они встретились с группой Германа, который успешно картографировал Восточные Гималаи и посетил загадочные для европейца местности Сикким, Бутан и Ассам. Теперь совместный путь лежал в Западные Гималаи».

Читаем в книге «Письма из Гималаев»: «Роберт фон Шлагинтвейт — Александру фон Гумбольдту. Равалпинди, Пенджаб, 11 декабря 1856 года. На полноту, мне кажется, претендуют и наши геологические, геоботанические, зоологические и этнографические коллекции. В марте и апреле 1856 года мы отослали 210 больших ящиков в штабквартиру Ост-Индской компании, после чего к ним прибавилось еще 109 ящиков с коллекциями этого года. Все образцы продублированы, и я надеюсь, нам удастся передать через совет директоров компании большую часть объектов для Пруссии».

«Герман и Роберт из Ладакха пересекли Каракорум и первыми из европейцев вступили в пределы Куньлуня и Восточного Туркестана. Куньлунь, одна из крупнейших горных систем мира в Китае, протянулась на 2700 километров с запада на восток, от Памира до Сино-Тибетских гор. Наибольшее поднятие — Улугмузтаг (7723 метра). Под названием Куньлунь горы известны в китайских летописях за 2300 лет до Рождества Христова. Результатом этой успешной экспедиции было научное обоснование исследования части горного массива Каракорум, о котором прежде имелись весьма скудные и противоречивые сведения. Братья дали вновь открытым хребтам имена Колумба, Риттера, Гумбольдта, Марко Поло. Когда Роберт отбыл в Европу, его брат Герман посетил Непал, предпринял высотное восхождение на Гауришанкар (7144 метра). Затем через Калькутту Герман отправился в Цейлон».

Читаем в книге «Письма из Гималаев»: «Роберт фон Шлагинтивейт — Александру фон Гумбольдту. Лех, Ладакх. 26 сентября 1856 года. Насколько нам известно, еще ни один европеец не отваживался пересечь границу между Ладакхом и Туркестаном. Это обстоятельство, вероятно, в большей степени, чем даже наши приготовления, которые велись в атмосфере строжайшей секретности в Лехе, способствовало тому, что наше путешествие состоялось». В одном из писем Гумбольдту Герман Шлагинтвейт пишет: «В местной прессе уже неоднократно отмечалось, что мы не англичане. Совсем недавно во всех газетах печаталась масса нелепостей о «наших возможных встречах с российскими агентами в Туркестане».

Благодаря самоотверженности братьев Шлагинтвейт горы стали изучаться более пристально, а Гумбольдт назвал их «позвоночным столбом Азии». В России исследования братьев Шлагинтвейт также получили высокую оценку. «Геолог И.В. Мушкетов полагал, что путешественниками собран громадный физико-географический и естественно-исторический материал о Каракоруме и отчасти о бассейне Тарима, — пишет Проскурин. — Перевод трудов на русский язык составил три внушительных тома, один из которых был посвящен Восточному Туркестану — региону, особо волновавшему в ту пору геополитиков. По определению ученого П.П. Семенова-Тян-Шанского, «...являвшемуся гранью между оседлой земледельческой древней культурой китайской нации и кочевой жизнью разноплеменных номадов Средней Азии». Признание историко-географических трудов Петра Семенова вошли в дело, которое он обещал осуществить Александру Гумбольдту — найти могилу Адольфа Шлагинтвейта и открыть тайну исчезновения немецкого ученого. Сенатор Семенов свое авторитетное слово сдержал».

Жюль Верн — реальность и полет фантазии

«Что за величественная горная система! Она насчитывает более двухсот уже измеренных вершин, из которых семнадцать поднимаются выше, чем на двадцать пять тысяч футов над уровнем моря. Перед «Альбатросом» вздымалась гора Эверест высотой в восемь тысяч восемьсот сорок восемь метров. Направо виднелась гора Даулагири, достигающая восьми тысяч двухсот метров, налево — гора Канченджонга, возносящаяся на восемь тысяч пятьсот девяносто два метра; после недавних измерений высоты Эвереста обе эти каменные громады уже не считаются больше самыми высокими на земле.

Если приближаться к Индии с севера, путь к ней преграждают три параллельных горных хребта. Два северных хребта, между которыми скользил в то время «Альбатрос», как корабль между огромными подводными рифами, представляют собою первые ступени этого гигантского барьера, возвышающегося в Центральной Азии.

Сначала тянется горная цепь КуэньЛунь, а за нею — Каракорум; они окаймляют долину, идущую вдоль Гималаев почти параллельно линии вершин, которые образуют водораздел между бассейнами Инда на западе и Брамапутры на востоке.

Очевидно, инженер Робур не собирался лететь над этими вершинами; он, несомненно, знал, что в Гималаях существуют различные перевалы, и среди них — на высоте шесть тысяч восьмисот метров — перевал Иби-Гамен, который братья Шлагинтвейт пересекли в 1856 году; и Робур решительно устремился туда...».

Это фрагмент из книги «Робур-завоеватель», где писатель-фантаст Жюль Верн рисует необыкновенный крылатый корабль «Альбатрос», ведомый инженером Робуром, который завис над горным массивом Занг, дабы с высоты птичьего полета осмотреть окрестности и приблизиться — на взмах крыла — к истине.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах