Выбор есть всегда
Новогодние дни с полным правом можно считать одними из самых «сумасшедших» из всех 365. За неделю до праздника все лихорадочно бегают, пытаясь завершить как можно большее количество дел. Но надо ли это делать? Чего стоит один только закуп продуктов... Если посмотреть на все происходящее со стороны, то создается впечатление, будто люди готовятся к апокалипсису или ядерной войне.
Поэтому неудивительно, что обратной стороной такой избыточной спешки является значительный рост ДТП. Причем увеличивается как количество незначительных аварий, так и дорожных происшествий с тяжелыми последствиями. Первое связано с невнимательностью и отвлечением на разговор по сотовому телефону или переписку с друзьями или родственниками. Нужно ведь все успеть... Ко второму сценарию приводит все та же спешка, когда некоторые водители начинают чаще рисковать и проскакивают на мигающий или даже запрещающий цвет светофора. Несложно догадаться, к чему приводит встреча двух таких торопыг на одном перекрестке.
Кстати, о разговорах по сотовому телефону... С начала года в связи с изменением МРП (в 2025 году один МРП равен 3932 тенге) увеличились и суммы штрафов. Так, «за несоблюдение правил перевозки пассажиров и грузов, правил пользования ремнями, а также за использование водителем мобильного телефона при управлении авто предусмотрен штраф в размере пять МРП», что составляет 19 660 тенге. Поэтому, если есть действительно большая необходимость совершить звонок, то лучше припарковаться и спокойно побеседовать, не подвергая риску ни себя, ни окружающих, ни свой кошелек.
Как утверждают автоэксперты, растет число ДТП еще и потому, что в праздничные дни увеличивается число неопытных водителей. Мужчины, изрядно расслабившись, сажают за руль жен или детей, которые управляют авто два-три раза в год. Увы, этого опыта недостаточно для того, чтобы правильно реагировать в экстренной ситуации.
Отдельная тема — те, кто садится за руль в состоянии алкогольного опьянения. Таких водителей можно и нужно считать преступниками, наказывая по всей строгости закона. Напомним, что в Казахстане управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения карается административным арестом на 20 суток и лишением водительских прав на семь лет.
Выпил? Закажи такси, отправляйся на общественном транспорте или иди пешком. Важно помнить и о том, что за руль нельзя садиться не только пьяным, но и в состоянии похмелья. Врачи-наркологи отмечают, что скорость выведения алкоголя из организма зависит от многих факторов, таких как вес, возраст, пол, состояние здоровья и т.д. Среднее время, необходимое для полного очищения организма от алкоголя, составляет от восьми до 12 часов. И все же лучше не прикасаться к автомобильным ключам в течение суток после приема алкоголя. Повторим, что даже небольшой показатель промилле в алкотестере может привести к лишению прав на семь лет. Стоит ли так рисковать ради одной поездки, когда есть альтернатива?
Простое решение
В первые двое суток после встречи Нового года на дорогах наблюдается относительно слабый дорожный трафик, но, несмотря на это, ДТП все же происходят. О вероятных причинах мы сказали выше. Но последствия могут быть более тяжелыми, когда к этим факторам добавляются сложные погодные условия, а события развиваются на междугородних трассах.
В конце прошлой недели, 3 января, на севере Казахстана произошла массовая авария, в которой пострадали почти 100 автомобилей. Изначально видео ДТП распространилось в социальных сетях, где говорилось о столкновении 40 автомобилей в одном месте. Следом информацию подтвердили в пресс-службе ДП Акмолинской области, а чуть позже «КазАвтоЖол» дал уточненные данные о происшествии.
«3 января в 07.20 из-за ухудшения погодных условий на участке автодороги республиканского значения Астана — Петропавловск (на отрезке 18-й — 232-й километр) было введено ограничение движения для всех видов автотранспорта. После улучшения погодных условий и расчистки дороги в 12.30 движение в сторону города Астаны было организовано под сопровождением сотрудников департамента полиции и специальной техники «КазАвтоЖол». Однако, по предварительным данным, из-за несоблюдения водителями скоростного режима и безопасной дистанции в 13.28 на 153-м километре трассы в районе села Жанаталап произошло массовое столкновение с участием примерно 95 автомобилей», — говорится в сообщении национального оператора.
Несмотря на массовость, ДТП обошлось без жертв. Правда, пострадавшие все же были. В официальных источниках говорится, что во время аварийно-спасательных работ были спасены и эвакуированы 86 человек, из них 14 детей, которых отправили на попутных машинах и ЖД-транспорте в Астану. В медучреждения доставили и самостоятельно обратился 21 человек, из них госпитализированы 11.
В этот же день непростая ситуация сложилась и в Карагандинской области, где на закрытой трассе скопилось более 800 машин.
«В связи с резким ухудшением погодных условий были закрыты дороги по двум основным направлениям: Караганда — Астана и Караганда — Павлодар. Как следствие, на терминале у города Темиртау из-за закрытия скопилось около 800 автомобилей.
Ближе к вечеру 3 января скопившиеся автомобили разделили на колоны по 100 автомобилей, после чего полицейские экипажи сопроводили их до безопасного участка в Акмолинской области. Тогда же руководство Министерства внутренних дел обратилось к участникам дорожного движения.
«В условиях ухудшения погоды каждый ваш шаг на дороге имеет решающее значение. Гололед, сильный ветер, снегопад или туман могут превратить обычную поездку в опасное испытание. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем отказаться от дальних поездок. Помните, иногда лучше немного подождать, чем рисковать своей жизнью и безопасностью других», — отметил председатель Комитета административной полиции МВД Кайсар Султанбаев.
И здесь сложно не согласиться с представителем власти. Понятно, что значительное увеличение числа автомобилей связано как раз с тем, что новогодние праздники подошли к завершению и многие начали возвращаться домой. Но здесь возникает резонный вопрос — а нужно ли было так рисковать и отправляться в ту же курортную зону «Боровое» на личном транспорте? Ведь по маршруту Астана — Боровое курсирует скоростной электропоезд, который добирается из одного пункта во второй всего за 2,5 часа. При этом стоимость проезда в электричке составляет всего около 3000 тенге. Помимо этого, есть больше дюжины поездов, на которых также можно добраться из Астаны в курортную зону и обратно. Есть как экономичные варианты по стоимости от 1500 тенге за место в плацкарте, так и комфортные люксы за 11 000 тенге.
Простая арифметика
Конечно, не всегда и не все поездки даже в праздничные дни связаны с отдыхом и весельем. Для многих передвижение — это работа, и здесь важно знать, как действовать в нестандартной ситуации.
В первую очередь нужно понимать, что ни одна суперсовременная магистраль не может гарантировать, что аварий на ней не будет даже летом, не говоря уже о зимнем периоде. ДТП в большинстве случаев провоцируют сами водители, поэтому важно соблюдать правила самому и внимательно смотреть за всеми участниками дорожного движения.
Увы, не для всех наглядный пример и страшные последствия ДТП являются показателем. После устранения последствий от массовой аварии и запуска движения на участке дороги Астана — Щучинск полицией было принято решение сопровождать колонну автомобилей патрульной машиной. При этом был дан четкий инструктаж двигаться колонной в два ряда, не обгоняя впереди идущие авто. В свою очередь, один из автолюбителей, 19-летний водитель BMW, проигнорировал требования полиции и неоднократно создавал аварийную ситуацию, перестраиваясь из ряда в ряд. Таким образом, он подвергал риску других участников дорожного движения и мог спровоцировать новое массовое ДТП. Все его действия попали на камеру, и уже на первом посту нетерпеливого водителя задержали и привлекли к административной ответственности. И это лучший вариант развития событий. Как правило, именно такие торопыги инициируют первое столкновение, которое из-за погодных условий приводит к эффекту домино, собирая десятки машин.
Поэтому если в поле вашего зрения появляется такой автолюбитель, то лучше пропустить его вперед и держаться от него подальше.
Может быть и такое, что массовая авария уже произошла, и, чтобы не стать ее частью, крайне важно оценить обстановку. Если в пути застал туман или снегопад, то жизненно важно сбросить скорость и двигаться в безопасном режиме.
Не менее важно соблюдать и дистанцию, ведь чем хуже сцепление с дорогой, тем больше должен быть разрыв. Если на сухой дороге для того, чтобы полностью остановиться на скорости 120 километров в час, требуется около 75 метров, то при обледенелом полотне эта дистанция вырастает до 560 (!). В свою очередь, при скорости 60 километров в час по той же обледенелой трассе потребуется уже около 140 метров до полной остановки. Это значительно меньше, но все равно большая дистанция, которой может не хватить, чтобы вовремя остановиться. Своевременное обнаружение помехи и моментальная реакция являются залогами безопасности.
Еще одно важное условие — следует избегать резких маневров. Опытные водители знают, что такие маневры могут привести к неуправляемому заносу, вследствие которого может произойти столкновение с другим ТС или авто попросту выбросит с трассы.
Спасатели советуют — если застала сильная непогода, то лучше найти безопасное место и переждать. Это может быть АЗС или какой-то населенный пункт. Как правило, вьюги проходят очень быстро, и потеря трех-пяти часов на ожидание стоит того, чтобы благополучно добраться до точки назначения.
Вторая рекомендация от ЧС — заранее изучать дорожную обстановку и погоду. На сайте «КазАвтоЖол» постоянно обновляется информация о перекрытиях, пренебрежение которыми влечет в том числе и административную ответственность.
Как отметил в своем обращении к автолюбителям полковник полиции Кайсар Султанбаев: «Ваши внимание и ответственность сегодня — это залог безопасного возвращения домой завтра. Берегите себя и своих близких!».