МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Туз, кастет и нож

Жестокий уголовник «для верности» расправился со своей жертвой двумя способами

О расследовании этого жестокого убийства автору рассказывала бывшая директор музея ДВД (сейчас ДП) города Алматы Людмила Михайловна Колесникова. К сожалению, она уже покинула этот мир. Сама же она услышала об этом деле еще в 70-х годах прошлого века от бывшего сотрудника линейного отдела милиции на транспорте капитана милиции Махамбета Ердосбаева.

Кто она, убитая?

— Труп молодой женщины, найденный в апреле 1966 года в вагоне поезда на станции «Экибастуз», явился для местных милиционеров серьезным ЧП, — начала свой рассказ Людмила Михайловна Колесникова. — Мертвую женщину нашли двое несовершеннолетних мальчишек. После того как они оба, дрожащие от ужаса, прибежали в отдел милиции, оперативному дежурному пришлось долго их успокаивать. Лучшим же лекарством от страха оказались конфеты.

Прибывшие к вагону сотрудники милиции во главе с подполковником Смирновым осмотрели потерпевшую. На ней было черное пальто, под которым виднелось форменное платье железнодорожницы. Рядом лежал оторванный рукав телогрейки. Убитой на вид было не более 35 лет. Тонкую шею пересекали две глубокие резаные раны, а голова оказалась пробита. Ни документов, ни денег, ни ценных вещей в карманах потерпевшей не было. Зато милиционеры нашли обрывок оберточной бумаги со словами «Вагонная, 17, Петухов». И ниже: «Толик, 20 руб.».

Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть наступила за 36-40 часов до момента обнаружения в результате резаных ран и открытой черепно-мозговой травмы.

Фото мертвой женщины оперативники направили во все линейные и территориальные органы милиции, а на помощь к местным милиционерам выехала следственно-оперативная группа из Алма-Аты (Алматы).

Установили, что поезд прибыл со Средне-Азиатской железной дороги 28 апреля в 5 часов 40 минут.

Около полуночи из Караганды поступила информация о задержании двух подозреваемых — граждан Севрюгина и Мажитова. Оба, освободившись из заключения, ехали домой в Целиноград. И по пути решили заехать в Караганду к своим приятелям.

Правда, быстро выяснилось, что к убийству женщины они никакого отношения не имеют. Позже в поселке Кос-Кудук по адресу, указанном на бумажке: улица Вагонная, дом No 17, оперативники разыскали шофера местного совхоза Пеструшина.

Директор дал ему весьма нелестную характеристику. Мол, недисциплинирован, любит выпить. Однако сам Пеструшин свое знакомство с потерпевшей категорически отрицал. Но тут совершенно неожиданно его супруга опознала в убитой некую Зою. Она утверждала, что Зоя не раз появлялась на станциях «Агадырь», «Сары-Шаган» и «Чиганак». Причем не одна, а с каким-то стариком. Откуда они оба взялись, никто из местных не знал.

Старший лейтенант Мансуров отыскал свидетельницу Кузменкову. Едва взглянув на фотографию потерпевшей, она заявила, что это Зоя Васильева. Также добавила, что та приезжала из Джамбула вместе со своим мужем-стариком и они снимали у нее комнату. Престарелого супруга звали то ли Мишей, то ли Федей...

Подозревается дед Гриша

— Начальство распорядилось немедленно отыскать новоиспеченного вдовца, – продолжала Людмила Михайловна. — Разыскивали его две недели и, наконец, обнаружили в Джамбуле (Таразе). Но оказалось, что зовут его не Мишей и не Федей, а Григорием Максимовичем Грызловым. Ему было 76 лет. Дед сразу отдал милиционерам документы на имя Васильевой Зои Федоровны 1937 года рождения, прописанной в поселке Тюлькубас. Подозреваемый сказал, что познакомился с ней два года назад, когда она работала на железной дороге. По словам деда, трудиться женщина не хотела и поэтому всеми правдами и неправдами сделала себе инвалидность. После знакомства с дедом Гришей она потребовала, чтобы тот ее содержал. И, лишь получив его согласие, переехала к нему жить. Тот сказал, что сейчас супруга уехала в Экибастуз торговать картошкой. Узнав же, что ее убили, старик сразу сник и стал потерянно бродить по комнате. Его соседи рассказали операм, что после появления в доме деда Гриши Зои к ним начали захаживать незнакомые мужчины.

Одна из соседок пояснила, что дед Гриша из ревности даже как-то устроил молодой жене скандал и выгнал ее из дому.

Его угрозы в адрес Зои надо было проверить. На допрос деда Гришу доставили утром. Он показал, что в марте у него действительно ночевал знакомый Зои по имени Коля, которому было лет 35 или 40. На вопрос, угрожал ли Грызлов Зое убийством, дед кивнул, сказав, что просто хотел ее припугнуть. Но он твердил, что не убивал женщину. Видимо, так оно и было, но старик явно что-то утаивал...

Вскоре оперативники нашли нового свидетеля по фамилии Самарцев. Он показал, что в середине апреля на станции Сары-Шаган видел, как к Грызлову и Зое приставал пьяный незнакомец. На вид примерно лет 40, среднего роста. Старик попытался его прогнать, но тот вытащил нож. И лишь появление военного патруля спасло деда Гришу. Потом он сказал Самарцеву, что незнакомец вымогал у него и Зои деньги.

Начали искать этого незнакомца.

Опера вышли на Туза

— Внимание оперативников привлек некий уголовник по прозвищу Туз, — продолжала Людмила Михайловна. — Настоящего своего имени он никому из случайных знакомых не называл, а в разговоре постоянно употреблял воровской жаргон. Агентура сообщила, что однажды этот самый Туз вместе с дружком заезжал к деду Грише и просил того помочь сбыть краденые вещи. Старик отказался, и тогда Туз пригрозил перерезать ему горло. Когда милиционеры напомнили старику Грызлову о Тузе, тот подтвердил, что такой инцидент действительно был, и подробно описал внешность своего гостя, добавив, что после встречи в Сары-Шагане больше Туза не видел.

На участке от Джамбула (Тараз) до Целинограда (Астана) все работники милиции получили ориентировки на подозреваемого. Под особый контроль взяли все городские и привокзальные рынки, а каждый пассажирский поезд сопровождали специальные оперативные группы. Но Туз словно в воду канул.

Неожиданно милиционерам помогли местные рыбаки. Один из них, Никита Кузнецов, рассказал, что вчера, когда они удили рыбу, к ним подсел незнакомец на костылях. Он постоянно сыпал блатными словечками и намекал, что имеет что продать. Когда же его спросили о причине хромоты, он вначале напрягся, а после сказал, что упал и повредил колено. Рыбаки посоветовали ему обратиться к травнику. Мол, знахарь и колено его вылечит, и, может, еще и купит то, что хромой хочет продать. Незнакомец, подробно выспросив, где проживает травник, обещал заглянуть к нему через пару дней.

Выставив засаду возле дома народного целителя, оперативники вскоре увидели какого-то мужчину. По приметам он был похож на Туза, и поэтому его решили немедленно брать.

Задержанный пояснил, что проживает в Джамбуле (Тараз), временно нигде не работает, а ногу повредил, упав с лестницы.

Тогда милиционеры отвезли его на станцию Чу (Шу), куда доставили и деда Гришу. Старик сразу же опознал в незнакомце Туза, но удивился его костылям.

Приговорить к исключительной мере...

Задержанный сказал, что его имя Алексей Морозов. На вопрос, знаком ли он с Зоей Васильевой, дал утвердительный ответ, но категорически отрицал свою причастность к ее убийству. Когда его попросили рассказать, где он был 27 и 28 апреля, задержанный стал путаться. Он не знал, что следствие уже установило его подлинные имя и фамилию — Тузиков Николай Егорович.

Оказалось, что прозвище свое Туз получил благодаря фамилии, когда отбывал очередной срок. И, даже изготовив себе поддельные документы на имя Морозова, он не перестал для уголовного мира быть Тузом.

Уголовник со стажем имел несколько судимостей за хулиганства, грабежи, кражи, а также за убийство по неосторожности. Инвалидность же его была такой же фальшивой, как и новая фамилия. Впрочем, он надеялся на то, что не оставил следствию никаких улик. Но тут Туз жестоко ошибся.

Дело в том, что еще примерно месяц назад житель разъезда Уш-Балык на рыбалке зацепил крючком в воде тяжелый мешок. Глядеть, что в нем, рыбак не стал, а сообщил о находке в милицию.

Старик Грызлов сразу же опознал этот мешок по намалеванной на нем зеленой масляной краской букве «Г». Он заявил, что его Зоя взяла с собой в последнюю поездку. Увидев на мешке кровавое пятно, дед Гриша тихо, по-стариковски, заплакал. Эксперты вынесли заключение, что кровь на мешке одной группы с кровью потерпевшей. Кроме того, внутри лежала телогрейка с оторванным рукавом. На ее подкладке была вышита фамилия подозреваемого Тузикова, а материал оказался идентичен тому, из которого был сшит оторванный рукав, найденный возле трупа Васильевой. Припертый к стенке доказательствами Туз признался в убийстве женщины.

Случайно увидев Зою на рынке в Чу (Шу), он предложил ей поехать вместе в Джамбул (Тараз). Но она отказалась. Он не стал спорить, чтобы не привлекать внимания окружающих. Однако при отправлении поезда заскочил в вагон, где нашел Зою. Затем Туз начал требовать у Зои деньги, которые та выручила от продажи картошки. Та отказалась, и уголовник набросился на нее. Сопротивляясь, женщина оторвала рукав его телогрейки. Но ничего серьезного противопоставить разъяренному уголовнику женщина не могла. Туз ударил Зою по голове стальным кастетом, а потом «для верности», как он сам сказал следователю, дважды перерезал ей шею ножом...

Забрав у своей жертвы 25 рублей, убийца сошел с поезда, засунул свою телогрейку в мешок и утопил в речке.

Выездная сессия Джамбульского областного суда в городе Чу (Шу) на открытом судебном заседании, рассмотрев материалы уголовного дела по обвинению в умышленном убийстве, приговорила Тузикова к исключительной мере наказания — расстрелу.

Фамилии действующих лиц изменены по этическим соображениям.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах