Мать года
Родители детей довольно сильно испугались, но ничего кроме штрафа за назойливое приставание в общественном месте этой женщине не грозит. В связи с данным происшествием полицейские просят родителей проводить с детьми беседы о правилах общения с незнакомыми людьми.
Да, конечно, в этот раз все, даже подвыпившая женщина, отделались легким испугом. Но ведь все могло закончиться и гораздо хуже.
В соседней России неоднократно фиксировали случаи похищения детей не подозрительными мужчинами, а очень даже приветливыми (с виду) женщинами.
Так, в 2021 году в Ростовской области изобразившая беременность россиянка вообще украла из роддома чужого младенца. В полиции потом пояснили, что так она хотела порадовать мужа. Подозреваемая боялась, что из-за отсутствия совместных детей муж с ней разведется. Тогда в голове у 41-летней Елены созрел план: она внушила супругу, что ждет ребенка. После этого целых девять месяцев успешно выдавала себя за беременную. Когда настала пора «рожать», муж отвез ее в Сальскую районную больницу, но втайне от мужа та сбежала в заранее арендованную квартиру. Вечером того дня Елена проникла в родильное отделение и похитила первого попавшегося ей на глаза младенца. Она действовала настолько убедительно, что даже не вызвала подозрений у мамы того мальчика.
Наутро после того инцидента счастливый супруг приехал за женой и «сыном». Все были счастливы, правда, недолго. Спустя девять часов к ним явились полицейские. Они и сообщили мужчине, что супруга обманула его. Когда «мать года» судили, женщина не стала себя оправдывать. Честно призналась, что хотела сохранить семью. Несмотря на всю сумасбродность ее поступка, россиянку признали вменяемой.
Аналогичный случай произошел и в подмосковном Дедовске. Как сообщили наши коллеги из российского «МК», тогда женщина похитила из роддома одномесячного мальчика-отказника. Поймали ее не сразу, а только через два года. Женщину засекли, когда она устраивалась на новую работу и вручила начальству поддельное свидетельство о рождении «своего сына».
Случилась подобная история и в Татарстане, когда 33-летняя женщина украла чужого младенца после выкидыша. И таких случаев много. Причем крадут всех: и младенцев, и более взрослых детей.
Свой-чужой
Крадут детей не только незнакомцы, но и родные родители. Это часто происходит, когда супруги развелись или только начинают бракоразводный процесс. Иногда это происходит по причине личной мести, иногда — ради личной выгоды. А иногда, чтобы защитить ребенка от другого родителя, опасаясь домашнего насилия и жестокого обращения.
По данным Международного центра по вопросам пропажи и эксплуатации детей (ICMEC), в год мире похищают около 8 миллионов детей.
Около 25 процентов преступлений совершают незнакомые люди, чаще всего мужчины. Однако большая часть таких нарушений, 75 процентов случаев, — это семейный киднеппинг, когда ребенка крадет один из его биологических родителей.
В разных странах проблему решают по-разному, но в СНГ удерживание ребенка отцом или матерью часто не считают преступлением, из-за чего дети годами находятся в разлуке с одним из родителей.
Как подметили некоторые общественники, в соцсетях даже есть целые группы, в которых родители дают друг другу советы, как правильно «выкрасть собственного ребенка», сколько его можно удерживать, а также как настроить дитя против другого родителя.
На Западе семейный киднеппинг — уголовное преступление, которое контролируют Гаагские конвенции. Основная идея этих документов: если нет исключительных обстоятельств, то детей нужно вернуть в страну постоянного проживания, поскольку именно это соответствует их интересам.
Подготовительные «курсы»
Если рассматривать случаи похищения детей незнакомцами, то здесь правоохранители просят казахстанцев быть начеку.
Любящие родители своим хорошим отношением формируют у ребенка базовое доверие к окружающим. Но сейчас дети редко нуждаются в еде, поэтому заманить ребенка какой-то конфеткой уже сложно. А вот когда испытывают естественное детское любопытство, стремление познавать окружающий мир, это может сработать. Злоумышленник может завлечь ребенка предложением показать экзотическое животное. Например, собаку редкой породы. Это кажется детям заманчивым и безопасным. Пока с ребенком не случалось никаких негативных происшествий и родители берегут его хрупкий психологический мир, несовершеннолетнему сложно понять, что на свете существуют разного рода преступники, а тем более киднепперы и убийцы. В этом плане дети из неблагополучных семей «знают жизнь» гораздо лучше.
Предположим, девочке не раз говорили, что к дяденькам с конфетками подходить нельзя. И садиться к незнакомым в машину тоже нельзя. Но ведь никто и никогда прежде в этом населенном пункте не похищал девочек, не увозил на машине. Особенно сложно представить такую ситуацию в случае, если вместо «дяденьки» окажется «тетенька», похожая на маму.
Слова экспертов подтверждают эксперименты. В них детям сначала объясняли, что нельзя разговаривать и уходить с незнакомцами. Через полчаса к тем же детям подходили посторонние, просили пойти с ними под каким-то предлогом. Результаты эксперимента поразили: абсолютно все дети уходили.
Потому что установки, которые иногда дают ребенку в семье, могут сыграть злую роль. Например, когда мама и папа учат его, что на людях надо вести себя прилично, не кричать, не шуметь. В итоге маньяк уводит с площадки молча упирающегося малыша, который не смеет кричать на взрослого, а окружающие не видят в этом ничего плохого. Ведь родители нередко волокут домой свое капризное чадо. А должно быть наоборот. Чувствует ребенок опасность, пусть во все горло вопит: «Помогите!». И даже камень в какое-нибудь окно или витрину пусть бросит, чтобы привлечь внимание окружающих. Лучше уж потом его родители ущерб возместят, чем лишатся своего дитяти.
Лучше всего предупреждать ребенка об опасностях в виде тренинга, чтобы у него сформировались навыки поведения, считают психологи. Важно научить ребенка говорить громкое «нет». Как вариант, научить кричать о пожаре. Это точно привлечет к инциденту внимание прохожих. Можно разыграть сценку между членами семьи. Однако психологи советуют: если родители как актеры выглядят пугающе, то лучше устроить «обучение» на куклах и игрушках. Иначе ребенок начнет патологически бояться выходить на улицу.
При этом во время таких тренингов образ злого незнакомца не должен быть «злодейским», ведь реально опасный человек может улыбаться, быть любого пола, социального уровня, может быть как приятным, так и не очень. Часто дети наивно полагают, что красивая тетя не представляет опасности.
Дополнительно можно показать чаду видео в интернете, где ребенка преследует маньяк. К примеру, научить, что нельзя в таких случаях заходить в подъезд, ведь там опаснее. Наконец, можно установить на телефон ребенка приложение, которое отслеживает его местонахождение, но, конечно, без злоупотребления контролем, иначе это превратится в гиперопеку.
Как говорит казахстанский частный психолог Ермек Ахметов, ребенок должен уметь доверять самым близким. В их число не должны входить друзья семьи, различные приходящие дяди, тети и соседи. Как говорится, доверяй, но проверяй. Ребенок не должен вступать с ними в контакт без присмотра родителей. Также семейный психолог советует научить ребенка защищать себя: кричать, драться, брыкаться, если на него пытаются оказать воздействие.
Что касается самих похитителей... Если с подозрительными «дядями» все понятно, то случаи похищения детей женщинами указывают на проблемы в странах СНГ.
Мораль у этой истории такая: государство должно способствовать тому, чтобы процедура опеки и усыновления была максимально простой и комфортной для граждан. Более того, у казахстанцев должно быть четкое понимание, что усыновление ничем не хуже биологического отцовства и материнства. Уж с точки зрения морали точно. Тогда мы избавимся от похищения детей, потому что общественные стереотипы о родительстве перестанут давить на семьи.