МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Как распознать кредитного мошенника

В Казахстане распространяются новые виды мошенничества, связанные с денежными переводами. Жертвой подобного вида развода чуть не стала корреспондент «МК». Как удалось выяснить, сценариев этого мошенничества несколько, но способ защитить себя только один...

У меня зазвонил телефон...

Ранним выходным утром, в пору, когда бдительность человека еще спит вместе с ним, пробудиться меня заставил телефонный звонок.

— Здравствуйте. Аксинья? — раздался возбужденный мужской голос.

— Да, — растерянно протянула я.

— Извините за беспокойство. Меня зовут Ильяс. При переводе в приложении Kaspi я совершил ошибку и случайно перевел вам деньги, а изначально переводил другу, у которого номер телефона на одну цифру отличается от вашего. Не могли бы вы перевести мне их обратно? — взволнованно выпалил мужчина.

— Одну минутку, — произнесла я и, повесив трубку, принялась проверять личные счета. На самом деле на мою карту поступило ни много, ни мало — три тысячи тенге от некого Ильяса.

Не успела я опомниться, как на мой номер поступил очередной звонок, и номер телефона нового абонента действительно до боли напоминал мой. Точнее — отличался от моего лишь на одну цифру. На этот раз звонил другой мужчина — Сергей, которому изначально предназначался перевод. Он настойчиво попросил вернуть деньги на номер, который мне сейчас пришлют в сообщении WhatsApp. После этого я открыто усомнилась в происходящем и повесила трубку.

Сообщение действительно пришло, но уже с третьего номера. Привожу детали нашей переписки:

— Здравствуйте. Это Александр, — назвался мой новый собеседник. — Сейчас объясню ситуацию. Мы сейчас с ребятами на заправку ехали, заправлялись газом. Должны были за газ расплатиться и ошибочно три тысячи тенге вам перекинули. Верните нам, пожалуйста. Это ведь наши деньги. Никакие мы не мошенники. Вот это мой WhatsApp. Верните, пожалуйста. Это наши денежки. Хорошо, Аксинья? — изо всех сил внушая доверие, произнес Александр.

— Верните, пожалуйста, наши деньги на имя Ильяс К. на номер 8-701-282-26-75. Спасибо заранее, — дописал он.

Интересно, подумала я. Если изначально Ильяс собирался перевести денежные средства своему другу Сергею, с которым у нас так сильно похожи номера, тогда почему он просит вернуть деньги обратно ему? Так еще и от имени своего друга Александра...

— Я не против, чтобы вы вернули свои деньги, — спустя несколько минут ответила я. — Просто обратитесь в любое отделение Kaspi-банка и напишите заявление о возврате платежа. Я верну вам деньги, но через банк.

— Ладно. Ясно. Мы просто сейчас на работе. Придется искать время и ехать в банк. Но придется так теперь сделать, если вы нам на слово не верите. Хорошо, — с упреком произнес мой собеседник.

—Я вас не знаю и не верю,—призналась я.

— Аксинья, если бы мы были мошенниками, то я бы не писал вам со своего или еще с какого-то там номера. Даже по WhatsApp, по интернету можно поговорить, и все. Мошенники так открыто не разговаривают и не пытаются идти на контакт по видеосвязи, еще как-то. Мы простые люди, которые ошиблись, и просто хотим вернуть свои деньги. Это усложнит нашу ситуацию. Надо идти в банк, отпрашиваться с работы. Мы просто работаем все вчетвером и ездим на работу на одной машине. Потом в банк писать заявление... Мы просто думали, решим это спокойно, и все. Вы бы закинули обратно на этот же номер такую же сумму, которая вам пришла и не более того.

На это сообщение я ничего не ответила, но на этом наш диалог не закончился. Чуть позже Александр вновь дал о себе знать:

— Аксинья, вечер добрый. Это Александр. Мы сегодня в банк не успели, потому что с работы только едем. Завтра с утра заедем, человека завезем, и он это... Ну, в общем, в банке заявление будет писать или что там, чтобы деньги вернуть. Вы тогда, пожалуйста, наши денежки не тратьте. Чтобы они были на счету, чтобы мы смогли забрать свои деньги.

Такой подход к делу меня устроил, но для того, чтобы окончательно убедиться в правильности своих действий, я позвонила на официальный номер Kaspi-банка 9999.

Чтобы правда в конечном счете осталась на моей стороне, я описала свою ситуацию телефонному оператору и задала несколько вопросов:

— Сказала, что деньги можно вернуть обратно, лишь обратившись в отделение Kaspi-банка. Я правильно поступила?

— Да, — подтвердил оператор, — это возможно только с письменным заявлением. — То есть я не должна никому переводить деньги?

— Нет. Не нужно. Такие мошеннические схемы действительно существуют, — подтвердил мои опасения оператор, — пусть отправитель напишет в отделении банка специальное заявление. После этого сотрудники банка с вами обязательно свяжутся. При этом не стоит идти в банк до тех пор, пока вас официально не вызвали.

Проверка на достоверность

На этом моя история не закончилась. На следующий день мне снова поступило сообщение от Александра. Он прислал фотографию якобы написанного им в банке заявления и очередное сообщение.

— Аксинья, доброе утро. Мы с утра ездили в Каспийский банк. Человек написал заявление, но банк говорит, что рассмотрит его только в течение 15 дней, и тогда только будет ясно. Я не знаю, какие еще вам доказательства нужны. Просто отдайте нам наши деньги. Это ж мы заработали. Мы не мошенники, ничего... Просто это долго — ждать из-за трех тысяч тенге. Если вы не хотите возвращать, тогда оставьте их себе как милостыню. Если вы честный человек, верните. Вот мы честные. Со своей стороны я все предоставил. С вами на контакт вышел. Просто 15 дней ждать тоже нереально. Тогда на этом я вам прекращаю писать. Никто вам не будет звонить. Если вы нуждаетесь так сильно в деньгах — в трех тысячах, оставьте их себе. Если вы честный человек, человек нормальный, тогда отправьте нам, пожалуйста, их обратно, — пытаясь пробудить во мне совесть, высказался Александр. Но после того как я изучила содержание отправленного Александром заявления, моей совести уже не суждено было проснуться (смотрите фото заявления).

В верхнем левом углу заявления виднелся будто бы наскоро «прифотошопленный» логотип банка. Чуть правее указаны дата написания заявления и имя того, кто его принял. Чуть ниже в качестве заявителя было отмечено имя Ильяса, а под ним — ИИН, который я тут же поспешила проверить на достоверность. Сделать это легко с помощью нескольких сайтов. Я воспользовалась сайтом https://serj.ws/salyk. Введя тот или иной ИИН, несложно узнать полное имя любого существующего и платящего налоги человека. Однако на все мои запросы поисковая система сообщила, что ИИН некорректен. Иными словами, его попросту не существует...

Непредсказуемые последствия

Что могло произойти в случае, если бы я все же поступила «как честный человек» и вернула деньги? Как удалось узнать «МК», вариантов финала может быть несколько.

Первый — когда перевода на самом деле не было. Вам приходит sms о зачислении определенной суммы средств на вашу банковскую карту. Сумма обычно не слишком большая, но и не маленькая. После чего вам звонит некий человек и сообщает об ошибочном переводе. Далее вас просят сделать обратный перевод, а еще лучше, если под рукой есть терминал, а у вас наличные, провести оплату какой-нибудь услуги или перевести деньги на баланс телефона. Мошенники рассказывают о последствиях сделанной ошибки. У кого-то это якобы последние деньги, кто-то якобы может потерять работу. Это сигнал к тому, что вас попросту пытаются отвлечь.

На самом деле никакого перевода вам не поступало. А sms пришло с номера, очень похожего, но все же отличающегося от номера вашего банкинга. Кроме того, всегда можно проверить, действительно ли на ваш счет были перечисления, в личном кабинете и истории переводов.

Второй случай — когда деньги действительно поступают на счет (какой и произошел с корреспондентом «МК»). Сценарий может быть примерно таким же — злоумышленники сообщают об ошибочном переводе и просят вернуть средства прямо сейчас. Иногда они даже предлагают оставить небольшую часть средств у себя «за беспокойство».

На самом деле злоумышленники могли указать ваш счет для получения оплаты якобы за продажу товара на торговой площадке. Тогда в случае, если вы поддадитесь уговорам и сделаете перевод, останетесь не только без денег, но и наживете себе дополнительные проблемы. Ведь потенциальный покупатель, не получив товар, может обратиться в правоохранительные органы. А вы, как получатель денег, окажетесь первым подозреваемым. Зацепкой здесь может послужить тот факт, что средства могли поступить с одного счета, а просят сделать перевод на другой.

Третий вариант развития событий — оформление кредитов на третьих лиц. Обычно это происходит, когда злоумышленники смогли заполучить доступ к вашим персональным данным. Тогда в случае если вы переведете им средства, останетесь должны эту сумму, да еще и с процентами, а главное — неизвестно кому.

О таких кредитах пострадавшие узнают обычно к концу срока оплаты или, еще хуже, от коллекторов. Ведь для подтверждения выдачи займа мошенник указал ваши данные, но свой номер телефона, скорее всего, уже не работающий. Поэтому никаких звонков с напоминанием вам, конечно же, не поступит. Именно таким образом два алматинских мошенника набрали кредитов более чем на четыре миллиона тенге — за два года они оформили микрозаймы по паспортным данным 41 человека.

Конечно, фейковый кредит можно оспорить через суд. Но дополнительным отрицательным обстоятельством будет факт использования средств, причем почти немедленно: вот вы получили средства, а вот перевели их кому-то.

Еще одна причина ни в коем случае не возвращать якобы случайный перевод самостоятельно состоит в том, что мошенник может запросить у банка отмену транзакции. Тем более это вероятно, если перевод произошел со счета какой-нибудь организации. Тогда деньги у вас могут списаться, но чуть позднее. А перевод вы уже сделали. Обращение в банк тут вряд ли поможет. Хотя, как нам объяснил оператор банка, для того чтобы произвести возврат средств, все-таки понадобится ваша реальная подпись, подтверждающая согласие.

По сути, единственный способ защиты от фейковых переводов — вести все операции только в официальном поле и через свой банк. Если вы все-таки оказались в такой ситуации, вам необходимо сразу сообщить по телефону горячей линии, что перевод, поступивший вам на карту, ошибочный и использовать эти средства вы не намерены.

Мошенникам на все уговоры следует отказывать и отправлять их опять же — в банк. В таких случаях они могут резко изменить линию поведения и начать, например, угрожать судом. Не переживайте: вам ничто не грозит. Во-первых, необходимо оставить полученную сумму на счету, то есть ни в коем случае ее не тратить и ждать обратной транзакции. Обязательно получите копию заявления с входящим номером, ведь это ваш главный документ для защиты.

Но обращайтесь в отделение банка только после того, как получили официальное приглашение от него. Ведь, по сути, мошенникам ничего не стоит соврать, что они все-таки обратились в банк. Но, учитывая те масштабы, в которых они обычно промышляют, навряд ли опытный мошенник захочет с большой периодичностью «светить» своим лицом в банке.

Кстати, на момент публикации материала из отделения банка мне так и не перезвонили, хотя прошло уже более 15 дней...

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах