Пробитые осколками крыши, выбитые окна, покосившиеся двери. Город практически опустошен, на крышах домов частного сектора можно заметить рабочих. От магазинов, в которых раньше собирались очереди, остались лишь покосившиеся вывески. Все разбито, как во время боевых действий. Именно такую картину застали корреспонденты «МК», оказавшиеся год назад в Арыси после известных событий.
«Год назад я проснулась рано и пошла кормить коз и кур. В дом только стала заходить, чтобы сына позвать, а тут такой «бах» раздался! В 2009 году был такой же звук, у меня аж сердце прихватило. Я испугалась, сына стала будить. Смотрим, люди бегают по улице, кто-то ползет. Один ехал в машине и всем кричал, чтобы спасались. Вокруг взрывы, мы убежали. Сын помогал детей спасать, на руках их нес», — с дрожью в голосе вспоминает жительница Арыси Кульсын Усербаева.
Бежали, вспоминает Кульсын, все в разные стороны, но большая часть жителей — через мост, к стадиону. Правда, ее супруг был не в силах бежать и спрятался под мостом. Встретились они лишь через пять дней. Все это время женщина думала, что муж погиб.
Так называемый первый сектор год назад принял на себя основную силу ударной волны. Это спустя год здесь отремонтированные дороги, заново выстроенные дома, во дворах играют дети, а в июне 2019-го этот квартал выглядел так, будто пережил апокалипсис. Об этом местные жители вспоминают едва ли не каждую минуту. Говорят, хотели бы забыть, но не получается.
Снаряды повредили почти 85 процентов домов, более 20 домов сгорели дотла. Были полностью разрушены 12 бизнес-объектов, а еще 557 нужно было ремонтировать. Таким образом, общий бюджет, выделенный на восстановление города, составил 56 миллиардов тенге. Сегодня из 7634 поврежденных домов еще как минимум 18 остаются без ремонта. Примерно 100 домам из-за некачественных работ необходим новый ремонт, 500 домов построили заново.
Ничего не предпримешь...
Особенно не могут до сих пор оправиться после взрывов предприниматели. У Миры Мынбаевой до них были два магазина (продуктовый и строительных материалов), большой дом, три автомобиля. Уже год женщина и ее семья в буквальном смысле пытаются восстановить бизнес с нуля. В момент взрывов приходилось думать только о своем спасении. Об имуществе семья предпринимателей совсем не думала, а когда подсчитали потери, то ужаснулись. Ущерб составил 47 миллионов тенге. Это сегодня в магазине полки, снова заполненные продуктами, но для этого пришлось взять кредит.
Всего в Арыси из-за взрывов пострадало около 600 таких объектов. Их общий ущерб составил 3 миллиарда 627 миллионов тенге ($8,8 млн). Благодаря крупным предприятиям и национальным компаниям страны на их частичное восстановление деньги все-таки нашлись. Жители Арыси получали финансирование в три транша. После использования каждого нужно было доказывать, что деньги потрачены на строительство или ремонт, и после этого получали следующий транш.
«У некоторых предпринимателей документов готовых не было, госакта не было у них, акта приемки не было, некоторые работали как предприниматели, но у них ИЖС был, не под бизнес. На данный момент 404 объекта получили 3 миллиарда 69 миллионов, но где-то 420 миллионов еще нужно, потому что 63 объекта еще полной помощи не получили», — рассказывает директор филиала НПП «Атамекен» Арыси Маханбет Тулебеков.
Пытается прийти в себя единственный в Арыси производитель бутилированной воды ТОО «Минеральная вода Arys». За год до ЧП в новом цехе начали проводить пусконаладочные работы. В марте 2019-го работать начали официально и уже были готовы к завоеванию рынка Туркестанской области. Однако взрывы боеприпасов в прямом смысле слова разрушили планы.
«Спрос был хороший на нашу продукцию, но после взрывов производство остановилось. Пострадало основное здание: крышу повело, плиты упали. Я сам как раз в Алматы был, а вот сотрудники пришли на работу, а в 9 утра все это началось. Я в тот же день приехал сюда. На складе у меня были продукты, и раздал их в помощь населению, военным, полицейским», — вспоминает генеральный директор компании Руслан Полатханулы. Ущерб только от обрушения здания составил 60 миллионов тенге. Их ему возместили, а вот на ремонт оборудования, восстановление производства и точек сбыта пришлось изыскивать средства самостоятельно. После пятимесячного простоя цех все-таки начал работать, но до сих объем продаж составляет наполовину меньше, чем был до взрывов.
Суд идет
При этом восстановительные работы в потерпевшем убытки городе являются не единственной сложностью, с которой столкнулись люди и государство. Чиновничья халатность и коррупция проявились как следствие всех проблем.
Сначала дело завели на АО «Казтехнологии», которое занималось утилизацией боеприпасов в Арыси. Выяснилось, там за период с 2013 года похитили более полутора миллиардов тенге.
Второе дело завели на акима Кызылординской области Куанышбека Искакова. Его обвинили в мошенничестве — по заявлению следствия, Искаков завладел средствами, выделенными на восстановление Арыси.
Пока одни незаконно «набивали карманы», другие требовали законно положенной компенсации после взрывов. Спустя полгода с момента трагедии около 60 предпринимателей заявили, что так и не получили никаких денег.
В итоге на скамье подсудимых оказались 16 человек, среди которых восемь представителей Миниcтeрствa oбoрoны, четверо — войсковой части No 44856 (Арысь), включая командира, и четверо — шымкентской районной эксплуатационной части. Обвинения предъявлены по трем статьям Уголовного кодекса: части 3 статьи 462 УК РК (нарушение правил обращения со взрывчатыми веществами), части 2 статьи 453 (халатность, повлекшая тяжкие последствия) и статьи 189 Уголовного кодекса (присвоение или растрата вверенного чужого имущества). Общий ущерб, фигурирующий в деле, — 173 миллиарда тенге, из них более 21 миллиарда — по статье о хищениях.
Обвинительный акт включил 522 страницы и 227 тысяч слов. Из Вооруженных сил РК уволен экс-миниcтр oбoрoны Сакен Жасузаков (он руководил ведомством с 2016 по 2018 год). При этом судебные тяжбы продолжаются. Потерпевшими признали 1473 человека — это не только жители пострадавшего города, но также юридические лица — представители акиматов всех областей Казахстана, а также НПП «Атамекен» и «Самрук-Казына», которые занимались восстановлением разрушенной Арыси.
Главное — качественная очистка
В то время как в Шымкенте разворачивается судебный процесс над виновниками прошлогодней трагедии в Арыси, в самом городе, несмотря ни на что, параллельно продолжаются работы по ликвидации последствий взрыва боеприпасов на военном складе.
— Площадь территории, где произошли взрывы, превышает 500 гектаров, — сообщил на брифинге начальник управления тыла и вооружения Вооруженных сил РК Асылбек Сатвалдинов. Проведена поверхностная очистка на участке местности общей площадью более 133 гектаров. Поисковые группы, группы инженерной разведки и разминирования обследовали более 300 квадратных километров посевных полей ближайших сельских округов. Мобильная поисковая саперная группа приняла 740 заявок местных жителей, благодаря чему обезврежено около 4,5 тысячи фрагментов боеприпасов. Водолазы очистили более 30 километров русла реки Арысь.
— Благодаря умелым и оперативным действиям военнослужащих удалось предотвратить еще более масштабные события, — подчеркнул Сатвалдинов. — Ситуация находится под контролем. Безопасность для граждан соблюдается. Саперами собрано более 2000 тонн фрагментов боеприпасов. Невзрывоопасные фрагменты сортируют на открытой площадке, чтобы не допустить наличия взрывоопасных предметов.
Также, по его словам, за год из Арыси в сопровождении воинских караулов вывезли около 380 тысяч фрагментов боеприпасов, из них почти 300 тысяч взрывоопасных. Основные работы по уничтожению взрывоопасных фрагментов проводят на полигоне «Бастарма» в 50 километрах от Арыси.
Отвечая на вопрос, когда город полностью очистят от боеприпасов, военачальник сказал:
— Сейчас идет основная работа на первой территории, где был эпицентр взрыва. После ее очищения приступят к самой сложной части — это хранилище, где находится развал хранилищ и экранов. Вооруженные силы не ставят целью быстро закончить работу. Для нас самое главное — поэтапная очистка каждого квадрата этой территории, чтобы не было последствий. О быстром завершении говорить рано, но в течение 2-5 лет мы это решим.
Кроме того, как отметил первый заместитель начальника Генерального штаба, идет инвентаризация инженерных боеприпасов, оставшихся на соседней территории.
«Хотелось бы выразить свою признательность и благодарность жителям города Арыси за понимание всей сложившейся ситуации, своевременное сообщение о взрывоопасных предметах, дисциплину и, конечно же, поддержку наших военнослужащих. Сделать все необходимое, чтобы обеспечить безопасность наших граждан, — это остается приоритетной задачей», — подчеркнул спикер.
Сейчас Арысь отстраивают заново, а военные продолжают очищать город. Фрагменты снарядов собирают полторы тысячи военнослужащих и саперов.