Итак, звонят с незнакомых номеров и с добротно поставленным голосом и радушием приглашают на открытие нового медицинского центра: «Это не займет много времени», «Всего полтора часа на свое здоровье — и мы подарим вам профессиональный массаж, бесплатную консультацию врача-ортопеда-спинальника-мануального терапевта», «Придете с супругом, вас ждет подарок: часы-браслет-шагомер с функцией измерения температуры тела, частоты сердечных сокращений, давления и счетчиком калорий!». В общем: «Только обязательно приходите, поскольку места строго ограничены, а вы попали в число счастливчиков». И да! «Мы, конечно же, обеспечим соблюдение карантинных мер и социальной дистанции! Мы же медцентр!»
Вы наш, вы новый... «пациент»!
В назначенное время семейные пары приходят в деловой «человейник» в центре города, где их встречают заряженные позитивом парни и девушки в недорогих офисных костюмах. Гостей рассаживают в небольшом конференц-зале, где в центре внимания оказываются три массажных кресла, подиум, напоминающий двуспальную поверхность с пледом и подушками, футуристичный пылесос и пара ручных массажных устройств. Отношение к медицине передает постер с изображением отделов позвоночника.
А затем в зал врывается сияющий клерк: костюм, стрижка, очки, поставленный голос и «джус». То есть состояние восторга и позитива, которыми он щедро одаривает собравшихся. Приветственный спич и поздравления всем, кому выпал шанс посетить эту презентацию сегодня и только сегодня! Уф!
Гостям рассказывают, что перед ними высокотехнологичные массажные накидки Askardo Keido на кресла, выполненные по японской технологии, которые способны заменить руки массажиста! Внутри умный механизм, который «камнями из драгоценного нефрита» массирует шесть зон: спину, поясницу, ягодицы, бедра, плечи и шею. И может стать вашим личным массажистом! Четыре вида массажа, который поможет справиться с многими хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата и мочеполовой системы!
Блаженство и комфорт
Но для чего здесь пылесос и плед с подушками? Оказывается, партнеры компании «через три месяца выведут на рынок одеяла и подушки из шерсти австралийского мериноса от итальянского бренда Doromerino и «высокотехнологичные ручные турецкие пылесосы Trikli. Стоимость пылесоса — около 120 тысяч тенге. А вот одна только подушка Doromerino обойдется в розницу в 40 тысяч! Пара подушек и плед — 240 тысяч. А все потому, что из шерсти австралийского мериноса получаются восхитительные по лечебным свойствам вещи! Один комплект спасет и в жару, и в холод! А как же! Видели же бедуинов и узбеков в стеганых халатах! Они живут и радуются. Теперь и вы можете стать обладателем такого комплекта из нежной шерсти. Скоро в продаже! А чтобы показать, как превосходно «дышат» подушки, то есть пропускают воздух, клерк приглашает из зала одного из мужчин, заставляет его снять маску и, плотно прижимая подушку к его лицу, интересуется, легко ли циркулирует воздух. В этот момент меня почему-то больше интересует, сколько людей уже подышали через этот экземпляр и насколько этот эксперимент отвечает соблюдению карантинных мер. Подушку передают в аудиторию, любопытствующие гладят ворс, прикладываются головой, кто-то повторяет «дыхательное упражнение», подтверждает: вещь!
Пылесос тоже весьма непрост. Он беспроводной, работает от аккумулятора и весит только три килограмма. С генеральной уборкой не справится, но навести порядок в небольшой комнате или машине поможет. Матовая малиновая труба, прозрачная емкость под мусор, космический дизайн, гуттаперчевая щетка, которая способна добраться до самых труднодоступных мест... Менеджер запускает двигатель, водит щеткой по полу, присутствующие признают: пылесос — мечта!
Сам себе друг
И тут начинается долгожданная демонстрация массажной накидки. Гостей по очереди на три-пять минут приглашают на массаж в кресла. От каждого ждут признания, что накидка, сделанная по японской технологии, способна дарить только хорошие впечатления. Попутно ведущий делится личным опытом: трогательная история об отце-шахтере из Жезказгана, которого тяжелая работа поставила на костыли. Массажная накидка Askardo Keido спасла ветерана труда! Когда он узнал, что она стоит более 900 тысяч тенге, рассердился. Близкие помогли ему правильно расставить приоритеты: выздоровление и возвращение к полноценной жизни отца и деда — главное из них!
На этой позитивной ноте в зале появляются другие сияющие улыбками клерки. Ведущий в который раз поздравляет аудиторию. Но теперь — со счастливым шансом выиграть ценный приз: телевизор, кофе-машину, посудомоечный комбайн... Что-то еще, что указано в красивом конверте под золото... Оказывается, говорит ведущий, розыгрыш проходит сразу в нескольких городах Казахстана. И — о счастье! — выигрыш выпал на одну из присутствующих. Называют фамилию. Его обладательница вскакивает под аплодисменты, ее уводят из зала, не известив оставшихся о том, какой же приз ей выпал. Бесспорно, ей выпал джек-пот!
Счастья — всем!
Аудитория чувствует себя обделенной. Но ведущий готов осчастливить и остальных! Выигрыш в конкурсе из незамысловатых загадок — убедительный дисконт в некий алматинский отель. Счастливы еще пятеро! Но часы-браслет обещают вручить всем, кто пришел сегодня в зал! Настроение гостей повышается!
Но и это еще не все! Жестом иллюзиониста ведущий размещает на возвышении в центре своего сценического пространства коробку с вибромассажной накидкой и объявляет, что три семейные пары сегодня станут обладателями этого замечательного устройства и унесут его домой этим же вечером прямо после мероприятия!
Да, кому-то оно покажется весьма недешевым — без малого миллион тенге. Но только сегодня компания дарит предоплаченную карту, на которой уже лежат 240 тысяч тенге! И троим счастливчикам массажная накидка Askardo Keido достанется за минусом этой суммы! А в подарок — и пылесос, и ручной массажный прибор, и — о, счастье!!! — постельный комплект Doromerino из шерсти австралийского мериноса! Столько полезных и недешевых предметов за одну сумму! Осталось назвать эти три счастливые пары. Мы наблюдаем, как объявляют первые две. Их тут же уводят в другие помещения, чтобы оформить приобретение. Остается последний не разыгранный шанс. И он достается... нашей семье!
Нас приглашают, чтобы заключить сделку. Девушка с лучезарной улыбкой рисует на бумаге схему источника нашей эйфории: банк уже согласен (!) предоставить нам кредит на три года! Мы будем платить всего лишь по 36 тысяч тенге ежемесячно! Давайте удостоверение личности, оформим бумаги!
Мы не станем приобретать вибромассажную накидку даже со скидкой и даже в комплекте с пылесосом, подушками, пледом и ручным массажным прибором. «Как? Вы отказываетесь инвестировать в самое дорогое, что у вас есть, — в здоровье вашей семьи?» Отказываемся. Потому что сразу распознали, что попали в магазин, где используют метод агрессивных продаж и банальное нейролингвистическое программирование. В нашем понимании — коварство и лукавство.
Как это работает
По телефону людей приглашают в медицинский центр на открытие нового массажного кабинета. Медцентр — вообще неплохой аргумент. Обещают бесплатные консультации профильных врачей, выявление и массаж «проблемных зон» и гарантированные подарки. Велеречиво уговаривают прийти, чтобы позаботиться о своем здоровье. То есть задействуют элемент заботы: мы это делаем для вас и ради вас! Если клиент колеблется, мягко укоряют, что место в зале уже отдано вам и только вам: если бы мы знали, что вы не пойдете, мы бы пригласили кого-то еще! Приходите! И клиент сдается.
А затем отыгрывают хорошо отрепетированный спектакль актеров-манипуляторов. Они акт за актом ведут аудиторию к состоянию, в котором некоторые теряют способность сомневаться и мыслить критически. Потенциальных клиентов и тех, кто уже созрел до покупки, в этой среде называют «креветками», «креветосами». Это состояние длится недолго. Если не успеть заключить сделку, «креветка» соскочит. Поэтому людям рта не дают раскрыть, а только сыплют и сыплют аргументами.
Чтобы «креветок» казалось больше, в аудитории присутствуют другие сотрудники компании. Одни внимательно наблюдают за реакциями, пытаются вычислить платежеспособных простаков или просто безвольных. И обмениваются информацией с другими сотрудниками, успевают обсудить обстановку, чтобы наметить «жертву-креветку». Другие находятся в зале и делают вид, что тоже приглашены на презентацию. Их задача — создавать атмосферу, изображать счастливчиков, выигравших скидку.
С одной стороны, все замешано на эксплуатации низших инстинктов самих гостей, будь то зависть или алчность. С другой — идет хорошо завуалированный обман, поскольку на самом деле клиенту удается «впарить» товар, который отвечает заявленным качествам лишь отчасти. Но примерно раз в пять дороже его реальной рыночной стоимости. Произведено все преимущественно в одной известной стране. И лишь меняет названия. Аналогичные и подобные вибромассажные накидки уже продавали как Hakuto, «Кунхо». Главное, чтобы звучало немного «по-японски». Да и Trikli выпускают совсем не в Турции.
Тех, кого не удалось втянуть в кредитную кабалу, просят вписать в специальный бланк как можно больше номеров телефонов знакомых и родственников, чтобы их тоже пригласили на презентацию. Списки новых потенциальных «креветок» — тоже профит. Так что, если вам звонят и приглашают на что-то подобное, можете не сомневаться — кто-то из вашего списка контактов тут уже побывал.
А теперь представьте состояние человека, который шел на презентацию медицинского центра, а вечером у него дома ворох каких-то товаров, которые он совершенно не собирался приобретать, и начало весьма обременительной кредитной истории примерно на 1,2 миллиона!
Экспертиза
Теперь конкретно. Коллеги из Санкт-Петербурга проверили «шерстяное белье». Привлекли сторонних производителей текстиля и натуральных шерстяных изделий, химиков.
Италия, говорите? Наборы «Венецианский сон» от Doromerino производят в России. Предприятие находится в Пермском крае. Химический анализ волокон и текстиля показал наличие 44 процентов синтетики. Остальное — волокно из шерсти. Шерсть овец породы меринос действительно имеет высокую стоимость. Но из этой ли шерсти производят «белье» в Пермском крае? Подушки наполнены холофайбером.
Сейчас Doromerino и вибромассажные накидки все чаще появляются на интернетбарахолках типа avito.ru, olx.kz и подобных. Люди пытаются избавиться от ненужных вещей и побыстрее закрыть кредит. Мы звонили двум продавцам. Ответивший мужчина, хоть и не сразу и нехотя, рассказал, что приобрел накидку на презентации. В кредит. «Как в тумане! Домой приехал — кредитный договор, первая оплата через месяц. Одеяло это... подушки... пылесос... Не хотите посмотреть на другие мои объявления?». Женщина же, едва узнав, что нас интересует не сам товар, а обстоятельства его приобретения, разразилась гневной отповедью в адрес продавца и слезно интересовалась, не инициируем ли мы кампанию по привлечению его к ответственности и возврату средств.
К слову, сайт askardo.kz заблокирован. Одной из причин провайдер хостинга указал нарушение условий предоставления услуг. Но мерзавцы работают, поскольку за недобросовестную рекламу у нас никого не сажают. Даже штрафуют редко. Поэтому единственное, что следует взять на вооружение, чтобы не отдавать свои деньги непонятно кому и непонятно за что, — это здравый смысл. Или придется платить за хлам.