Было бы желание
АХБК, АЗТМ, «Плодик». Для большинства людей из числа современной молодежи эти аббревиатуры видятся неким ребусом, разгадать который под силу только с помощью Google. При этом у многих алматинцев эти названия по-прежнему вызывают чувство гордости, навевают ностальгию, которая в том числе сменяется обидой, печалью, даже злостью. Ведь до начала 90-х названия указанных промышленных предприятий гремели далеко за пределами Казахстана. Они обеспечивали рабочими местами десятки тысяч казахстанцев, что и позволяло Алма-Ате бурно развиваться.
Отметим, что уже на этапе зарождения и становления города, тогда еще Верного, в конце ХIХ — начале XX века действовало много малых предприятий. Это было производство алкогольной и табачной продукции, а также суконные мастерские. К 1913 году в городе насчитывалось 59 промышленных предприятий. Он степенно развивался, однако переломный момент произошел в начале 40-х. После начала Великой Отечественной войны многие фабрики из европейской части СССР были эвакуированы за Урал, в том числе и в Казахстан. Многие оказались в Алма-Ате, что привело к резкому росту промышленных мощностей, значительному экономическому развитию города на десятилетия вперед и благосостоянию горожан. Но обо всем по порядку.
Первое место в списке и, пожалуй, по значимости занимает Алма-Атинский хлопчатобумажный комбинат (АХБК). Это, кстати, одно из немногих предприятий, которое появилось в Алма-Ате планово, а не вследствие эвакуации. Строительство предприятия, расположившегося на западной окраине города, началось уже после войны в 1961 году, а в 1965-м была выдана первая продукция. Уникальность АХБК заключалась в том, что это было единственное предприятие в стране, которое перерабатывало хлопковолокно в ткань.
Тогда годовой план по реализации продукции составлял 261,3 миллиона советских рублей. Если сравнить стоимость товаров/ услуг относительно реальной средней заработной платы, то выйдет, что по предметам первой необходимости соотношение советского рубля к тенге равняется один к 2000. Другая цифра для сравнения — средняя зарплата в Казахской ССР была 120 рублей.
Для многих АХБК стал настоящим социальным лифтом, дающим возможность получения жилья, прописки (регистрации по месту жительства), стабильной зарплаты, социальных гарантий и перспективу подняться по карьерной лестнице. Многие казахстанцы из тех, кто приехал покорять столицу, но так и не смог попасть в вуз, по направлению могли устроиться на фабрику. А дальше те, кто желал добиться успехов и показывал отличные результаты, получали не только премии, но и возможность профессионального роста.
Работы хватало для всех: комбинат функционировал круглосуточно, процесс производства никогда не останавливался. Рабочий день на АХБК был поделен на три смены. Первая — с 07.00 до 15.20. Вторая — с 15.20 до 23.40. Третья, ночная, выходила на работу в 23.40 и работала до 07.00. До 1992 года численность работников предприятия составляла почти 10 000 человек.
Ничего личного, просто бизнес
График 24/7 был установлен неслучайно, ведь спрос на продукцию предприятия был колоссальным. Лишь 30 процентов тканей, выпускаемых комбинатом, оставались в Казахской ССР. Остальная продукция отправлялась для производства одежды и постельного белья в другие республики Союза и на экспорт за рубеж. Пожалуй, лучшим индикатором качества является тот факт, что ткани с биркой АХБК можно было найти на итальянских фабриках. Другой аргумент в пользу качества и высокотехнологичного производства — контракты с Западом. В 90-е годы было создано совместное с канадской компанией Good Bye предприятие. По ее заказу на АХБК шили рубашки и белье, которые затем продавали в Канаде. Помимо этого у АХБК были контракты на поставки в Италию, Испанию и США, не говоря уже о республиках, входивших в Союз.
Все резко поменялось с распадом единой страны. Предприятие было приватизировано, и после перехода комбината в частные руки началось сокращение работников, которое неминуемо привело к уменьшению объемов производства. Понятно, что многие логистические цепочки, как и каналы реализации, были оборваны. Но! В стране было свое сырье, а АХБК мог производить из него как материалы, так и конечный продукт. То есть полный производственный цикл, не зависящий от внешних факторов.
В открытых источниках есть информация, согласно которой эта самая продукция не выдержала конкуренции китайского ширпотреба, который хлынул в страну. Но другие факты говорят об обратном, ведь так называемое челночество как таковое развивалось в течение нескольких лет, а массовые увольнения начались сразу. В конце 1991-го — начале 1992-го. Между тем на предприятии было более 6000 единиц высокотехнологического оборудования. При этом более 90 процентов станков работало в автоматическом режиме. То есть от человека требовались лишь контроль и навыки пользования станками. Их, как гласят городские легенды, продали в первую очередь. Это позволило новым владельцам за короткий промежуток времени сильно обогатиться.
В сухом остатке к началу 2000-х комбинат работал на 10 процентов мощности. Часть его площадей была сдана в аренду под различные склады. Другая была попросту разграблена и представляла собой бетонный остов.
По другой версии, новые хозяева АХБК взяли в банке многомиллионный кредит под невероятную ставку 40 процентов. В залог пошел весь производственный комплекс комбината. Понятно, что кредитные средства не использовались на его развитие, а попросту исчезли. Нельзя исключать и того, что фабрика пережила оба сценария.
В дальнейшем была еще одна попытка ее перезапуска, но до былых достижений было далеко, и на предприятии попросту поставили крест. В 2005 году в одном из бывших производственных цехов был устроен торговый центр ARMADA, а еще спустя десять лет на остальной части бывших цехов создали торгово-развлекательный центр Grand Park.
АХБК можно было сохранить, ведь это был готовый и понятный бизнес-кейс, способный приносить прибыль. Вмешалось одно маленькое «но», выраженное в сверхприбыли, получить которую можно было одномоментно через целенаправленное уничтожение предприятия. Ну а то, что около 10 000 человек осталось без работы, видимо, новоиспеченных собственников особо не волновало.
Без консервации. На свалку
Параллельно проходило другое, еще более спорное по своей логике убийство промышленности, в данном случае пищевой, — разорение Алма-Атинского плодоконсервного завода. Первый кирпич в строительстве мощнейшего продпредприятия страны был заложен еще в 1936 году. Специальное оборудование для комбината поступало со всего Советского Союза: из Ереванского завода гидронасосов, Московского завода имени Ярославского, Сумского завода насосов, Симферопольского машзавода и Куйбышевского завода Продмаш.
Значительный прирост мощности «Плодик» получил в 1942 году, когда в Алма-Ату был эвакуирован Симферопольский консервный комбинат имени Кирова. Тогда предприятие начало выпускать мясные и плодоовощные консервы для фронта.
Уже в послевоенные годы в названии предприятия закрепился статус «комбинат» вместо «завод». Небезосновательно, ведь на большом предприятии была налажена работа сразу нескольких проднаправлений: томатного, фруктового, халвичного цехов, по производству овощных консервов, детского питания, фруктово-ягодный и другие. Плодоконсервный комбинат выпускал овощные и фруктовые консервы, подсолнечную халву, горчицу, варенье, натуральные соки, повидло и другие виды продукции — около 80 наименований. На предприятии постоянно внедряли прогрессивную технику и технологии.
В 1982 году началась реконструкция одного из ведущих цехов по переработке томатов, мощность которого была доведена до 100 тонн продукции в сутки. Предприятие априори было прибыльным, поскольку на нем производили продукты питания, а тот ассортимент, который был представлен на комбинате, позволял вообще не задумываться о продбезопасности как таковой. Все необходимое было свое, никакого импорта. Но в том же 1993 году плодоконсервный комбинат был выведен из государственной собственности и преобразован в акционерное общество, а еще через три-четыре года оказался банкротом. Понятно, что банкротство пришло не само собой, ведь в отличие от продукции АХБК, которая не входила в корзину товаров первой необходимости, здесь спрос намного превышал предложение. Есть экспертное мнение, что сохранение плодоконсервного завода позволило бы национальной пищевой промышленности практически полностью обеспечить замещение импорта. Однако и в этом рабочем кейсе не было сверхприбыли.
Комбинат был уничтожен, его цеха превратились в места для паломничества сталкеров и любителей различных страшилок. Позже на территории запускались локальные заводы по производству напитков, организовывались складские помещения и стоянки для фур.
Кстати, события, которые развивались на месте, где покоится дух плодоконсервного комбината, уже не раз становились поводом для критики и возмущения со стороны горожан. Именно там одна из строительных компаний хотела возвести комплекс многоэтажных домов, расположенных так близко друг к другу, что его сразу прозвали человейником.
Напомним, что изначально в 2008 году на месте «Плодика» было запланировано строительство 17 жилых домов на площади 13 гектаров. Однако ближе к реализации их численность была увеличена до 57. По 17 этажей каждый все на тех же 13 гектарах. После сильнейшего резонанса и общественных слушаний в 2021 году был представлен новый план, согласно которому количество жилых блоков сократили с 57 до 37, а этажность ряда из них должна была уменьшиться с 17 до 13. Сейчас уже большая часть ЖК завершена, и, как обещают застройщики, по завершении строительства будет проведено озеленение и даже построена школа (решения были приняты после давления со стороны общественности. — Ред.).
Вот и получается, что на месте перспективного предприятия сейчас вырос комплекс, за который город точно спасибо не скажет. Не нужно быть экспертом градостроительства, чтобы понять, какой коллапс возникнет во всем районе после того, как весь ЖК, а это без малого 3000 квартир, сдадут в эксплуатацию.
Потеря предприятий такого масштаба, как АХБК и плодоконсервный комбинат, — это не только боль в моменте, выраженная в потере рабочих мест, но и крест на системе образования, которая готовила профильных специалистов. Сейчас уже сложно подсчитать, сколько студентов из числа выпускников и тех, кто еще учился в вузах и ПТУ, в тот период осталось не у дел.
Зато теперь у нас на полках в основном импортная плодоконсервная продукция и ткани, завезенные из ближнего и дальнего зарубежья. Ничего личного, просто бизнес.