МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Аудиторы из России рвутся на казахстанский рынок

Аудиторы Казахстана бьют тревогу: коллеги из России нацелились на местный рынок и могут отнять три его четверти. Пора бить в колокол или нет повода для беспокойства? Разбираемся.

Откуда ветер дует

Практически месяц назад, 4 октября, Мажилис Парламента РК ратифицировал Соглашение об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС и передал его в Сенат. Целями соглашения является создание единого рынка аудиторских услуг на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и обеспечение единых подходов к организации, осуществлению регулирования и контроля аудиторской деятельности.

На первый взгляд ничего экстраординарного в этом шаге нет, ведь единый рынок подразумевает как совместную работу, так и здоровую конкуренцию, а она, как известно, всегда играет в пользу конечного потребителя. Однако далеко не все аудиторы и депутаты считают, что соглашение принесет реальные выгоды для Казахстана.

«Участники рынка отмечают угрозу полной утраты независимого аудита, сделав аудит зависимым от властей северного соседа», — с таким заявлением выступили казахстанские эксперты сферы аудита в ходе онлайн-пресс-конференции на площадке «Интерфакс-Казахстан».

Как было озвучено в ходе телемоста, еще в конце сентября Коллегия аудиторов заявила о необходимости отложить ратификацию соглашения до 2026 года. На тот момент аудиторов услышали в Администрaции Прeзидента РК и отложили ратификацию соглашения до внесения изменений в Закон об аудите. Главным в их числе была ликвидация Профессионального совета по аудиторской деятельности (ПСАД). Однако, как утверждают в коллегии, эти поправки так и не были внесены по причине... противодействия Минфина.

«Любопытно, что ратификация соглашения совпала с началом обсуждения Правительством РФ и Центробанком вопроса работы российских аудиторов в дружественных странах. При этом инициатор — российская саморегулируемая организация «Содружество» — прямо заявляет, что решение госорганов РФ позволит расширить присутствие аудиторских фирм в дружественных странах и «позволило бы создавать международные группы, подконтрольные российским аудиторским компаниям». Так говорится в релизе.

Постановка вопроса под таким углом действительно наталкивает на не самые позитивные мысли. Но здесь хотелось бы сделать небольшую ремарку. Обрывок о «подконтрольности» взят из статьи российских СМИ, где действительно говорится о теме расширения возможностей аудиторов. Но из того же материала следуют два важных момента.

Во-первых, на данном этапе речь идет о том, что аудиторы только отправили письмо в ЦБ и Правительство с просьбой изменить действующие ограничения. Говорить о том, взято оно в работу или для обсуждения, преждевременно.

Во-вторых, что более важно, в тексте говорится о вполне конкретном сегменте предполагаемой деятельности. В частности, СРО «Содружество» уточняет, что в данный момент «растет запрос на аудиторско-консалтинговые услуги со стороны российских фирм с дочерними структурами за рубежом, компаний, которые собираются выходить на международный рынок, и аудируемых лиц, работающих в ЕАЭС и дружественных странах».

Как бы «свои» хотят работать со «своими». Другое дело, ограничатся ли они проверкой исключительно российских компаний или будут проявлять интерес ко всему рынку? Ведь предложенный текст Соглашения об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС не является постоянным, а значит, допускает изменения положений в ту или иную сторону, что также тревожный звонок.

Лакомый кусок

Понятно, что казахстанские аудиторы не хотят делиться тем объемом работы, который сохраняется сегодня, тем более что как раз за счет релокантов он существенно вырос. Согласно данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, по итогам 2022 года объем услуг в области бухгалтерского учета и аудита, а также консультирования по налогообложению составил 101,8 миллиарда тенге (в 2021-м — 70,3 миллиарда). Это абсолютный рекорд за все время. Очевидно, такой скачок не мог произойти за счет моментального роста числа и активности исключительно казахстанских предпринимателей и бизнеса. Существенный вклад в данную динамику внесли именно релоканты.

Но вернемся непосредственно к соглашению. Тема интеграции сохраняется уже не первый год. Отчетливо видны как ее преимущества, так и серьезные недостатки. Однако, по мнению казахстанских аудиторов, в министерстве их игнорируют.

«Разумеется, интервенция российских аудиторов невозможна без ослабления конкуренции на казахстанском рынке аудита. Таким образом, становятся понятными действия Минфина РК и близкого партнера российского объединения в Казахстане — Палаты аудиторов. Напомним, что именно Палата аудиторов РК учредила так называемый ПСАД, который и возглавил вице-министр Даурен Кенбеил», — сказал Данияр Нурсеитов, эксперт НИИ аудиторской деятельности и финансовой отчетности.

С его слов, в прошлом году Коллегия аудиторов направляла свои возражения к проекту закона РК о ратификации соглашения. Коллегией аудиторов было указано, что Министерством финансов не приведены социально-экономический эффект и последствия от ратификации соглашения.

Министерство финансов обещало включить такой анализ в пояснительную записку к проекту, однако это так и не было сделано. Как отметил спикер, аналогичные вопросы поднимались некоторыми депутатами Мажилиса, но Минфин не дал вразумительных ответов. Это, впрочем, не помешало провести соглашение через Мажилис.

В свою очередь, Гульмира Жармухамбетова, исполнительный директор ПАО «Институт аудиторов и аудиторских организаций», отметила, что у Казахстана есть негативный опыт непродуманной ратификации различных соглашений в рамках ЕАЭС.

«В частности, сертификаты соответствия техническим регламентам ЕАЭС стали инструментом по ограничению конкуренции и предпринимательской деятельности в сфере подтверждения соответствия продукции. Ратификация Соглашения об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС аналогично приведет к сокращению рынка для казахстанских аудиторских организаций, а казахстанский рынок будет открыт для некачественного аудита», — утверждает она.

Стоит ли овчинка выделки? Так ли интересен рынок Казахстана? И вот здесь открываются достаточно любопытные цифры. Санкционное давление оказало существенное влияние в том числе на российский аудит. Это явно включает определенный спад предложения. В частности, по разным оценкам, потери российских аудиторов в этом году составят от 0,7 до 1,2 миллиарда рублей (от трех до шести миллиардов тенге). При этом показатели аудиторской деятельности РФ составляют чуть более 62 миллиардов рублей (311,7 миллиарда тенге). В рамках РФ потери не кажутся столь большими. Но обратимся к местным показателям. В РК эта цифра составляет 11,8 миллиарда тенге, что чисто математически могло бы полностью перекрыть все потери российского рынка.

Очевидный барьер

Данияр Нурсеитов озвучил пессимистичный прогноз для казахстанских аудиторов, согласно которому они могут потерять около 60 процентов рынка.

«Министерством финансов РК продолжается политика по переделу аудиторского рынка посредством аффилированного с государственным органом ПСАД. Фактически Министерство финансов РК расчищает казахстанский рынок аудита в первую очередь для российских аудиторов. Возглавляет профсовет вице-министр Даурен Кенбеил, который недавно утвердил прайс-лист для аудиторских организаций, обязав их платить свыше 500 000 тенге за прохождение контроля качества. Это в три раза больше, чем при контроле качества в профессиональной организации. Аналогично им утверждены взносы для лиц, желающих стать аудиторами. При этом взнос для кандидатов составляет 414 000 тенге за шесть экзаменов, что также в три раза больше, чем сумма, которую платили кандидаты до создания ПСАД. Тем самым созданы барьеры не только для действующих аудиторских организаций, но и для выпуска новых аудиторов», — сказал эксперт.

Хотелось бы верить в то, что озвученные казахстанскими экспертами риски избыточны, однако тот факт, что давление обретает системный характер, говорит об обратном. Еще год назад зампредседателя правления коллегии Владимир Мурашов указывал на то, что казахстанские аудиторы находятся под жестким прессингом.

«В Казахстане в течение года не проводятся экзамены по аттестации кандидатов в аудиторы вследствие введения в действие нежизнеспособного ПСАД, создание которого также пролоббировано Министерством финансов. Количество дисциплин для получения квалификационных свидетельств увеличится с девяти до 15», — рассказал тогда он.

Также он отмечал, что для выхода на рынок ЕАЭС в штате должно быть не менее трех аудиторов, однако в Казахстане этот показатель составляет не менее двух. На тот момент число казахстанских компаний, соответствующих требованиям для оказания аудиторских услуг в соответствии с соглашением, составило всего 28 процентов от всех имеющихся в стране.

Подчеркнем, что по сравнению с остальными странами ЕАЭС казахстанский рынок действительно выглядит наиболее желаемым. Судите сами — в 2021 году компании Узбекистана проаудировали отчетность 6344 организаций, Беларуси — 4504, Азербайджана — 3837, Армении — 900. По Киргизии и Таджикистану этот показатель составил и того меньше — 403 и 200 проаудированных клиентов соответственно. В Казахстане аналогичный показатель составил 19 850 клиентов.

Сама идея единого рынка открывает большие перспективы, однако, как показывает практика, далеко не всегда игра ведется на равных.

«Показательным примером односторонней экспансии российского бизнеса является сфера IT. Например, количество российских IT-предприятий в Казахстане в 2022 году выросло в три раза (с 415 до 1,1 тысячи), но при этом с 2016-го Правительство России своим постановлением создало барьер для казахстанских поставщиков программного обеспечения на российском рынке государственных закупок. РФ созданы и другие ограничения в сфере закупок товаров и услуг из стран ЕАЭС. Например, в 2020 году приняты законы, согласно которым РФ может устанавливать лимит на долю госзакупок товаров и услуг из стран ЕАЭС. При этом казахстанскими правилами госзакупок такие ограничения не предусмотрены», — подчеркнула Гульмира Жармухамбетова.

Получается, игра в одни ворота? Можно ли такие условия назвать здоровой конкуренцией? Конечно, нет! В том, что Россия ограничила деятельность своих компаний, вины казахстанских аудиторов нет, как и в том, что в силу определенных обстоятельств российские бизнесмены релоцировались в Казахстан. То есть если и допускать российских аудиторов на казахстанский рынок, то только при равноправных условиях, чтобы главными критериями выступали качество, стоимость и время оказания услуг.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах