К сожалению, мы отстаем...
— На каком уровне находится наша ювелирная отрасль по сравнению с другими странами?
— К сожалению, в Казахстане она развита очень слабо. По оценкам наших ученых, в республике около 595 видов драгоценных камней и цветных минералов, а также большие запасы золота.
Но на внутреннем рынке доля отечественной продукции, согласно официальной статистике, от всей реализуемой ювелирки составляет всего один процент и один процент — официально ввезенный импорт! А остальные 98 процентов — это нелегальный импорт из Китая, России, Турции и других стран, местное подпольное производство.
Сегодня в Казахстане работают лишь два крупных предприятия — «Казахювелир» и завод «Жемчужина». Есть еще несколько десятков средних и мелких ювелирных мастерских, в которых изготавливают украшения вручную и продают их через социальные сети. Производя такой незначительный объем ювелирной продукции, РК, разумеется, не может конкурировать с импортом.
Однако главным конкурентом для отечественных производителей являются вовсе не поставки из-за границы. Главный враг нашей ювелирной отрасли — это подпольные производства и контрабандисты. Именно они заполняют почти 99 процентов казахстанского рынка. И происходит это из-за неорганизованности продаж драгоценных металлов и камней внутри республики, а также из-за необходимости уплаты НДС при реализации собственных, отечественных, изделий. Наряду с этим развитие тормозят и высокие таможенные пошлины на ввоз драгоценных камней, расходного материала, оборудования и инструментов, отсутствие собственных профессиональных кадров, недостаточный контроль за ювелирным рынком со стороны уполномоченных государственных органов.
— Выгодно ли Казахстану развивать ювелирную отрасль и почему?
— Конечно, выгодно. Она является выгодной как для предпринимателей с точки зрения доходности, так и для государства в плане создания рабочих мест и увеличения поступления налогов в бюджет. Об этом свидетельствует статистика регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных как производители ювелирных изделий (ОКЭД 32.1). Цифры говорят сами за себя: в 2015 году — 258; в 2016-м — 290; в 2017-м — 308; в 2018-м — 314; в 2019-м — 351; в 2020-м — 359; в 2021-м — 420; в 2022-м — 566; в январе 2023-го — 585; в феврале 2023-го — 602.
В сфере розничной и оптовой реализации ювелирных изделий (ОКЭД 46.48, 47.77.1, 47.77.2): в 2015 году — 1289; в 2016м — 1390; в 2017-м — 1523; в 2018-м — 1585; в 2019-м — 1655; в 2020-м — 1771; в 2021-м — 2144; в 2022-м — 2490; в январе 2023-го — 2564; в феврале 2023-го — 2610.
По анализу рынка на 1-й квартал 2023 года предпринимательскую деятельность в ювелирной отрасли осуществляли 3063 субъекта.
Предположив, что минимальное количество трудоустроенных на каждом предприятии составляет два человека, включая самого собственника, нетрудно подсчитать, что в сфере ювелирной отрасли трудится более 6 тысяч человек. И, разумеется, все они платят налоги.
Производство украшений растет
— Растет ли в Казахстане объем производства и реализации ювелирных изделий за последние годы?
— Да, и довольно значительно. Взять хотя бы данные за истекшие три года.
Так, в 2020-м ювелирной продукции произведено на 982,9 миллиона тенге. Некоторое снижение объемов производства в целом по РК можно объяснить ковидными ограничениями, но в последующие периоды производство еще возрастет. В то же время увеличили рост производства ювелиры Алматы, они произвели продукцию на 478,1 миллиона тенге, в Астане — на 131,4 миллиона, в Карагандинской области — на 176,2.
В 2021-м казахстанские ювелиры произвели продукции на сумму 1,7 миллиарда тенге, из которых на 768,2 миллиона тенге — ювелирные изделия, изготовленные в Алматы; на 295,3 миллиона — в Астане; на 145,2 миллиона — в Восточно-Казахстанской области; на 123,7 миллиона тенге — в Шымкенте.
В 2022 году объем произведенной продукции составил 1,5 миллиарда тенге, из которых на 671,4 миллиона тенге произведено в Алматы; на 259,8 миллиона — в Астане; на 224,2 миллиона — в Карагандинской области; на 111,2 — в Восточно-Казахстанской; на 89,2 — в Шымкенте; на 43,4 миллиона — в Павлодарской области.
Таким образом, за 1-й квартал 2023 года объем произведенной ювелирной продукции составил 352,4 миллиона тенге, что свидетельствует о продолжающемся росте производства.
Традиционно большую долю занимают изделия, изготовленные в Алматы, на сумму 136,4 миллиона тенге, в Астане — на 55,4 миллиона, в Шымкенте — на 30,9, в Карагандинской области — на 57,8 миллиона.
Во многом это стало возможным благодаря отмене НДС при приобретении золота и серебра. Согласно данным ТОО «Тау-Кен Алтын», только за четыре последних месяца 2023 года приобретено 4,5 килограмма золота и 83,5 килограмма серебра. Тогда как в предыдущие годы эти показатели составляли до одного-двух килограммов золота и нескольких десятков килограммов серебра.
— Экспортируют ли свои изделия казахстанские ювелиры за рубеж?
— Есть некая статистика о том, что, например, в 2022 году из Казахстана в другие страны было экспортировано ювелирной продукции на сумму 1 078 770 тенге (по курсу 462,82 тенге за доллар) — это на 2330 долларов США. Мизерная сумма для экспорта. Но и она не отражает картины. Насколько известно, ни один казахстанский предприниматель-ювелир не вышел на зарубежные рынки. По мнению Лиги ювелиров, под видом ювелирных изделий фактически экспортируется лом драгоценных металлов, что дает не только налоговые и таможенные преференции, но и позволяет обходить ограничения по вывозу драгоценных металлов.
Этот вопрос неоднократно поднимался перед профильным министерством. Но вместо того, чтобы разобраться с этим, помочь в развитии экспортного потенциала, чиновники начали создавать различные препятствия.
Большую надежду возлагали отечественные ювелиры на Соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза, ратифицированное Республикой Казахстан 19 апреля 2021 года. В случае выполнения его условий на всей территории ЕАЭС признавались бы клейма и пробы союзных государств. Это позволило бы казахстанским ювелирам выходить на рынки стран ЕАЭС со своей продукцией. Однако оно не заработало только потому, что Министерство индустрии и инфраструктурного развития с 2021 года не выполняет рекомендации по приведению законодательства в соответствие с вышеуказанным соглашением. Тогда как, к примеру, Республика Армения, действительно заинтересованная в продвижении собственной продукции, устранила все замечания, высказанные заинтересованными сторонами. Позиция же некоторых наших чиновников вступает в противоречие с мнением Президента Казахстана. Ведь он не раз отмечал важность интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.
— Существует ли у нас теневой рынок ювелирных изделий? Если да, то как вы оцениваете его годовой оборот?
— Для того чтобы понять, из чего состоит теневой ювелирный рынок, мы сравнили объем продаж ювелирных изделий с объемом производства и импорта, то есть с объемом ввезенных к нам ювелирных изделий за истекшие несколько лет. Реализация показала 98 процентов, производство и импорт — по одному проценту.
Откуда тогда берутся эти ювелирные изделия, которыми торгуют в Казахстане, если объем собственного производства не достигает и одного процента, импортной продукции — тоже всего один процент, а продается в стране ювелирных изделий в сто раз больше?
Было бы понятно, если бы общий объем продаж совпал с суммой производства и импорта, но все не так. И это только цифры официальной статистики.
Контроль не на должном уровне
— Как же можно определить, хотя бы приблизительно, объем теневого рынка в Казахстане?
— Возьмем самые простые и удобные примеры для его определения, к которым мы часто прибегаем.
Согласно официальной статистике, в 2021 году было зарегистрировано 140 327 браков. По традиции каждая пара, вступающая в брак, приобретает обручальные золотые кольца. Итого в 2021-м в Казахстане было продано 280 654 обручальных кольца.
Вес кольца не зависит от пола его носителя. Но, поскольку парные обручальные кольца в силу своей специфики имеют похожий классический дизайн, разница между мужским и женским кольцами будет совсем небольшой.
Если женское кольцо весит в среднем от двух до четырех граммов, то вес мужского составит от 2,5 до пяти. Оптимальный вес обручального кольца 18-го размера — не менее 4,2 грамма при ширине пять миллиметров. Этот вес мы и возьмем за точку отсчета.
Таким образом, получается, что на 256 800 колец ушло 1 178 746,8 грамма, то есть больше тонны золота казахстанцы купили в преддверии радостного события.
Самая популярная проба золота — 585-я. Конечно, кто-то покупает ювелирные изделия и с большим содержанием этого металла, но как усредненную пробу возьмем названную. Средняя биржевая цена одного грамма золота 585-й пробы в 2021 году составляла 18 200 тенге. Таким образом, только объем продаж обручальных колец в стоимостном выражении без учета торговых наценок и других расходов составил 21 453 191 760 тенге. В 2021-м общий объем продаж составлял 123,8 миллиарда тенге, то есть практически каждая пятая продажа — обручальное кольцо.
Другой пример. В Казахстане 10 151 065 женщин. Каждая из них хоть раз в году, но позволит себе приобрести пусть и недорогую, но золотую вещицу. Серьги — обязательный атрибут любой представительницы прекрасного пола. Их приобретают не только взрослые женщины, но практически каждая девочка получает в подарок золотые серьги, пусть даже «гвоздики», как правило, 585-й пробы. Средний вес пары золотых женских серег составляет четыре грамма.
Таким образом, казахстанские женщины в 2021 году могли приобрести серег общим весом 40 604 260 граммов на общую сумму 738 997 532 000 тенге, то есть больше чем на 739 миллиардов.
Теперь отнимем от общего официального объема продаж 123,8 миллиарда тенге в 2021 году объемы продаж обручальных колец, затем — женских серег. В итоге мы получим цифру 636,5 миллиарда тенге, и это только два наименования ювелирных изделий. Мы не говорим о цепочках, браслетах, не обручальных кольцах и других ювелирных украшениях из золота, в том числе более высокой пробы.
Можем ли мы говорить об обороте казахстанского ювелирного рынка свыше триллиона тенге? Даже если снизить количество женщин, покупающих ювелирные украшения, в два раза, все равно цифры говорят сами за себя.
Поэтому приводимые нами официальные статистические данные, кроме отображения общих тенденций в отечественной ювелирной отрасли, не отражают действительной ситуации на рынке.
Нет официальных статистических данных и о развитии онлайн-торговли ювелирными изделиями. Хотя именно такой вид торговли спас ювелирную отрасль в ковидные годы. Никто не контролирует эту сферу.
«Инстаграм» и «ВКонтакте» заменили собой офлайн-магазины, и именно через них реализуется большая часть контрабандных и контрафактных изделий. А налоговые органы, понимая, что выявление недобросовестных налогоплательщиков в интернете — работа сложная, проверяют только добросовестных предпринимателей. Так что теневой рынок ювелирных изделий у нас есть, и объем его огромен. Причем никто даже приблизительно не может сказать, о каких суммах идет речь, ведь мы выше привели примеры лишь с двумя видами изделий.