Плодотворный взаимообмен
Традиционно это событие помогает поставщикам отыскать новые каналы сбыта своей продукции и дает им возможность перейти на новый рынок. В свою очередь, закупщики имеют возможность пополнить ассортимент своих магазинов новыми товарами.
За всю историю в конвенте приняли участие более 7500 поставщиков из Казахстана, России, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Кыргызстана, Армении, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана, Латвии, Литвы, Словении, Ирана, Афганистана, Пакистана, Турции, Германии и Италии. Свыше одной тысячи поставщиков заключили контракты с торговыми сетями, а также расширили географию поставок своих продуктов.
Организованные B2B-переговоры между поставщиками и торговыми сетями прошли в двух режимах — онлайни офлайн. Выставка была представлена в традиционном формате и формате гипермаркета. То есть в виде стилизованного магазина, где участники имеют возможность не просто продемонстрировать, как их товар будет выглядеть на полках магазина, но и провести дегустацию среди представителей торговых сетей и дистрибьюторов.
В этом году алматинский конвент посетили от одной до полутора сотен ретейлеров из 10 стран. Наиболее известные из них Magnum, SMALL, Metro C&C, SPAR, INMART, Carefood, «Идеал Маркет», «Южный», «Дина», «Аян», «Вкусная корзинка», Leroy Merlin, A-store, «Тоймарт», «Сабыржан», «Светофор», GREENWICH, JLC, «Доброцен», Galmart, Arbuz.kz, Fresh Market, «Меркурий», «Комфорт», «Астыкжан», «Волна», GraMad, Colibri, Firkan, «Корзина», «Меломан», Marwin, SULPAK и другие.
«Сегодня торговля в целом имеет существенное значение для развития экономики страны. Но и мы видим с учетом непростой геополитической ситуации и постпандемийного периода, что сегодня идет трансформация торговых потоков и маршрутов, логистика меняется. В этих условиях конвент имеет особое значение. Мы имеем возможность посоветоваться с основными игроками на рынке, участниками–поставщиками по поводу того, какие перспективы в это непростое время мы должны увидеть с точки зрения и улучшения государственного регулирования и с точки зрения запроса на справедливость отношений между ретейлом и поставщиками. Это очень важно. Я уверен, что подобные мероприятия носят сугубо практический характер. Помимо обсуждения и обмена мнением, здесь проходят конкретные торговые операции, сделки. Все это нам дает оптимизм и уверенность в том, что развитие торговой сферы в Казахстане будет идти только по восходящей», — высказался о конвенте Арман Шаккалиев, первый вице-министр торговли и интеграции.
Нас становится больше
По мере совместных переговоров и проведения круглого стола на повестке появились интересные данные, говорящие о сегодняшних трендах.
Так стало известно, что на Wildberries количество активных казахстанских поставщиков выросло в 7,5 раза, а число новых местных брендов превысило 20 000 единиц. Об этом на XVII Международном конвенте «Мир торговли», который проходил в Алматы с 27 по 29 апреля, рассказал руководитель Wildberries СНГ Максим Губанов.
По словам эксперта, представленность местного бизнеса на Wildberries будет только расти, чему способствуют усилия компании в развитии инфраструктуры и логистики, в том числе уже анонсируемое строительство в Алматы крупнейшего логистического центра площадью 100 тысяч квадратных метров с объемом инвестиций в 100 миллионов долларов.
«Сегодня мы присутствуем почти во всех ключевых городах Западного, Восточного и Центрального Казахстана. У нас есть два складских комплекса в Астане и Алматы. Но помимо этого мы обеспечиваем поставки из России в Западный и Восточный Казахстан, что позволяет значительно увеличивать скорость доставки. Для поставщиков Западного и Восточного Казахстана мы также планируем развивать логистическую инфраструктуру для того, чтобы производителям из этих регионов можно было запускать свой бизнес через Wildberries, и необязательно для этого ехать в Алматы или Астану», — сказал Максим Губанов.
Интерес казахстанских компаний к маркетплейсам очевиден. Как отметил основатель и генеральный директор группы компаний INFOLine Иван Федяков, развитие маркетплейсов в Казахстане значительно опережает рост онлайн-продаж у омниканальных игроков: 90 процентов против 30 по итогам 2022 года.
Представленность казахстанских компаний также растет на онлайн–платформе Alibaba. По словам Марии Каданцевой, генерального директора компании MD-Insight, официального сервис-партнера Alibaba в России и СНГ, в 2023 году уже 7000 казахстанских товаров представлено на китайском маркетплейсе, и эти показатели растут в среднем на 20-25 процентов в год. Причем еда и напитки являются самой представленной категорией товаров казахстанских поставщиков на Alibaba и составляют 40,7 процента от общего объема товаров из Казахстана на платформе. На втором месте — сельское хозяйство (14,3 процента), на третьем — строительство и недвижимость (7,7). Одни из самых низких долей казахстанских товаров на маркетплейсе — мебель, обувь и бытовая электроника.
Согласно аналитике запросов по поводу казахстанской продукции на Alibaba, самыми популярными категориями товаров являются сельское хозяйство (28 процентов), еда и напитки (26) и бизнес-услуги (20).
По оценкам экспертов, рынок e–commerce в Казахстане будет расти более высокими темпами, чем розничная торговля.
Цены вырастут
«За последние четыре года рынок электронной торговли в Казахстане вырос в четыре раза. Так, в 2019 году он составлял 300 миллиардов тенге, в этом году — уже 1,3 триллиона тенге», — дал характеристику рынка Иван Федяков.
По его словам, в 2023 году в Казахстане показатель интернет-продаж в розничной торговле находится на уровне 10–11 процентов. К 2025-му объем рынка электронной торговли в рознице составит около 15 процентов от общего объема продаж.
Конвент «Мир торговли» — событие, ставшее традиционным в календаре ритейл-отрасли и ежегодно вносящее важный вклад в развитие индустрии в целом. В текущем году мероприятие собрало на одной площадке более 250 игроков рынка в целях обмена опытом и новейшими тенденциями бизнеса, а самое главное — для налаживания качественных контактов между ведущими ритейлерами и производителями товаров, оборудования и технологий для рынка торговли.
«Мы стремимся создать мероприятие, которое не только представит новые идеи и технологии, но и станет платформой для обмена опытом и установления новых деловых связей. Мы хотим, чтобы участники почувствовали себя частью сообщества лучших ретейлеров и поставщиков и получили максимум пользы от нашего мероприятия», — рассказала Елена Саргалдакова, организатор конвента «Мир торговли».
В ближайшие три месяца около 77 процентов производителей планируют повышать цены на товары.
Сорок восемь процентов опрошенных казахстанских покупателей уже ждут повышения цен в ближайшие месяцы. Каждый пятый ожидает роста цен на товары повседневного спроса более чем на 20 процентов в следующие три месяца.
Семьдесят семь процентов производителей планируют запуск новых продуктов, а большинство — именно в премиум-сегменте.
Такие данные были озвучены Мадиной Сейсенгалиевой, коммерческим директором компании NielsenIQ Kazakhstan, на конвенте «Мир торговли».