Инициатива эта достаточно необычна — такого нет ни у одного города республиканского значения в РК. Однако довольно интересная. Хотя бы потому, что теперь в случае принятия проекта районные акиматы станут ответственными за действия подрядчиков. Да и в целом ожидается некая конкуренция за бюджеты между районами, а это в свою очередь обещает стать дополнительным стимулом развития.
На встрече с активом Алматы, которая прошла в понедельник, Ерболат Досаев, аким города, высказался за решение наделить районные акиматы «своими полноценными бюджетами». В качестве причины введения такой реформы аким обозначил ситуацию с отсутствием полномочий районных акиматов в решении тривиальных задач, которые, по словам градоначальника, должны быть в их компетенции. «Сегодня акимы районов ведут активную работу, но у них нет возможностей и полномочий решать текущие вопросы наших жителей. Это удивительно: у районных акиматов не предусмотрен бюджет во всех городах республиканского значения, областных центрах», — цитируют СМИ Досаева.
Фактически приходит новая модель управления и решения социальных и инфраструктурных задач. По замыслу разработчиков проекта, на первом этапе в районы передадут: текущий ремонт дорог, в том числе ямочный; вопросы начисления адресной социальной помощи; вопросы, связанные с дошкольным образованием;, санитарную обрезку деревьев. По мере обкатки появятся, как сказал аким, «еще несколько пакетов». Про разрешение на строительство пока во всеуслышание сказано не было. Впрочем, уже сегодня видно, какого плана будут эти направления. Ведь стоит напомнить, что на создание такой модели распределения и управления средствами решились по итогам проведенных отчетных встреч с населением. По идее это должно сократить время реагирования на конкретные и обоснованные запросы горожан. Собственно, теперь в случае принятия нового порядка распределения средств у районных акиматов более не будет, скажем так, «форточек» в виде объяснения своего бездействия многоступенчатой бюрократической системой принятия решений, где «главную подпись», условно, ставит городской акимат. Опять же, такой порядок разгрузит администрацию города и избавит от микроменеджмента.
Впрочем, есть независимые эксперты, которые во внедрении такого решения видят реальную попытку изменить старый порядок. Это когда администрация города по совершенно разным причинам была заинтересована находиться в курсе решения абсолютно всех вопросов. И это имело определенные результаты — мы помним, что некоторые бывшие градоначальники Алматы до сих пор находятся под следствием и за пределами Казахстана. К слову, инициативу с организацией бюджета для каждого района города, по словам Досаева, поддержал глава государства.
Новый порядок интересен городу, на наш взгляд, также по части ремонта дорог. Известно, что каждый подрядчик обязан предоставить гарантию на свою работу. Собственно, контролем над соблюдением условий договора по логике и должны заниматься районные акиматы. Ожидаемо, что этой части расширят полномочия — наделят дополнительными репрессивными инструментами. Например, при несоблюдении условий гарантий на то же полотно и при несвоевременном устранении нарушений автоматически лишать возможности сотрудничать с любой из районных администраций. Конечно, наше законодательство позволяет по решению суда в том числе и лишать лицензии, но теперь пусть всеми этими вопросами занимается именно районное подразделение без привлечения города. Естественно, с возложением ответственности за подбор подрядчика, за исполнение проекта и за соблюдение гарантийных обязательств конкретно на руководителей районов. Иными словами, персонализировать ответственность «за каждую яму».
Кстати, насчет дорог. Это, судя по всему, является для города довольно чувствительным моментом. Отдельно Досаев отметил, что при строительстве многих дорог Алматы были допущены существенные нарушения техпроцессов. Теперь обещает, что все будет иначе. «Я сниму вопрос плохих дорог. У меня нет обязательств перед подрядчиком. Мне нужны просто нормальные дороги. Будем перенимать современные материалы и технологии. Мы сейчас определили три пилотных участка, на которых проложим асфальтобетон на полимерном битуме. Таких дорог хватит как минимум на 10 лет», — отмечает Досаев. Конечно, он также упомянул, что стоимость при этом увеличится примерно на 20 процентов. Но за счет качества, ожидается, «у дорожников будет меньше работы».
В то же время по ходу презентации нового порядка возникают определенного рода вопросы. В частности, пока не представлено, по какому принципу будут определять объемы районных бюджетов. Можем предположить, что расширит свои влияние и полномочия, скажем так, бюджетная комиссия, где теперь каждый район будет защищать свое видение развития, обосновывая каждый тенге. Очень неплохой вариант, если все же примут решение. Ведь при таком раскладе районная администрация должна быть в курсе всех наиболее уязвимых направлений, то есть глубже вникать в нюансы подшефной территории, понимая, что потом придется отвечать за процесс и итог решения конкретной задачи. Ну и не до конца понятно, как будут спускать, условно, срочные «задания» сверху при утвержденном бюджете. Впрочем, эти механизмы работы с бюджетными средствами известны, и ближе к дате, мы уверены, общественности представят новый порядок, положения которого ожидаемо будут закреплены законодательно. Интересно, есть ли планы по распространению нового порядка и на другие города республиканского значения? Примут ли такое ноу-хау другие градоначальники, например, столицы? Эдакую диверсификацию полномочий, компетенций.
Чем еще интересна эта структура, так это довольно примечательной системой работы в условиях возникновения возможных коррупционных моментов. По ожиданиям теперь, если вдруг случится какая-то спорная с точки зрения закона ситуация, то только на отдельно взятом участке. Опять же, ввиду персонализации сначала приятия решения, а потом и ответственности. Что, в свою очередь, позволит просто «задраить люк» в скомпрометировавший себя «отсек» и продолжить всей системе плодотворную работу на благо общества.