От изобилия к забвению
Самые ранние свидетельства виноградарства в Казахстане появляются в VII веке н. э. вокруг Шымкента и у подножия Тянь-Шаня в Алматинской области, недалеко от казахстанско-киргизской границы. Считали, что лоза завезена в этот район торговцами из китайской провинции Синьцзян, а также из Ферганской и Самаркандской областей Узбекистана. В современном Казахстане виноделие зародилось в начале 1950-х годов и планомерно развивалось. Если в 1950 году площадь виноградников в республике составляла четыре тысячи гектаров, то в 1968 году она увеличилась до 18 тысяч гектаров. Активно давали урожай виноградники на 12 тысячах гектаров. Валовый сбор за этот период вырос с четырех до 82,8 тысячи тонн. Казахстанские виноделы использовали достижения знаменитого института виноградарства и виноделия «Магарач» в Ялте. Не последнюю роль играли благоприятные климатические условия для выращивания винограда на юге и в предгорьях Заилийского Алатау. В начале XX века государственные виноградники в Алматы, Шымкенте и Таразе были крупнейшими производителями. К концу существования отрасли в Казахстане числилось 26 специализированных хозяйств, в которых с 27 тысяч гектаров в «плодородные» годы собирали до 200 тысяч тонн солнечных ягод (в 1981 году), а вина производили 10 миллионов литров. Была развита специализация: в Алматинской области выращивали виноград для шампанских и натуральных вин, в Шымкентской — для десертных и сладких. Выводили новые сорта винограда («каракоз», «алма-атинский ранний»). Селекцией занималось научно-производственное объединение «Алмалы». Мировую известность получили производимые в Казахстане вина «Иссык», «Чиликское», «Целинное», «Акбулак», «Мускат фиолетовый», «Капланбек».
В 1985 году в Казахстане, как и во всех остальных республиках Советского Союза, началась антиалкогольная кампания. Виноградники не вырубали, но винодельческие предприятия обязаны были перепрофилироваться, реконструироваться под выпуск соков. Но производство соков существенно отличается от винопроизводства. Невостребованность виноградников в течение нескольких лет загубила сырьевую базу. Приватизация, разделившая совхозы с виноградниками и предприятия первичного виноделия, также отбросила винную отрасль назад.
Со временем интерес к казахстанской винодельческой промышленности возобновился. Начиная с 2005-2006 годов принят ряд мер по восстановлению товарного садоводства и виноградарства. На закладку интенсивных садов и виноградников начали выделять субсидии. Сейчас казахстанское виноделие в основном сосредоточено на производстве десертных вин. В стране выращивают более 40 сортов винограда, хотя более половины используют для производства столового винограда, а не для виноделия.
Кто ВИНОват?
По словам экспертов, для восстановления прежней площади необходимо заложить в республике около 15 тысяч гектаров насаждений. Но площадь товарных виноградников растет медленно. Сегодня площадь виноградников в республике сократилась до 12 тысяч гектаров. Значительную часть этой площади возделывают мелкие крестьянские хозяйства, которые не имеют возможностей для соблюдения агротехнологий, и от этого и низкая урожайность, и низкое качество винограда. Развитие и рост винодельческой отрасли напрямую зависят от государственного финансирования и интереса инвесторов. Ни того, ни другого сегодня нет. Вложения на закладку одного гектара винограда и уход за ним в течение четырех лет до вступления в товарное плодоношение составляют более 2,5 миллиона тенге. К тому же виноделие относится к рискованному виду хозяйственной деятельности. Виноград в предгорьях Заилийского Алатау требует больше заботы, чем на Кавказе, в Крыму или Испании, поскольку зимы у нас более суровые. От того, как сумеют сохранить лозу в холода, зависят перспективы отрасли минимум на десятилетие.
Необходимо заинтересовать крестьянские хозяйства и крупные сельхозфирмы в целесообразности занятий виноградарством. Но тут есть большое «но». Если расходы на постройку теплицы окупают за один-два года, то виноградники закладывают неохотно в связи с высокой трудозатратностью технологии выращивания. Надо ждать отдачи от вложенных средств, и тут без долгосрочных кредитов не обойтись, а их почти не выдают. Из-за холодных зим насаждения ежегодно должны укрывать землей, а весной открывать, что изначально определяет более высокие затраты, чем в странах с более теплым климатом. Да и немало тонкостей в сборе винограда, его доставке и хранении, непосредственно в самом производстве вина. Поэтому виноделие — дорогостоящий проект, требующий долгосрочного инвестирования и терпения. Первый возврат от вложенных средств можно получить лишь через 5-10 лет. Выделяемые государством субсидии очень малы и не компенсируют затраты. Это одна из причин, замедляющих развитие отрасли в стране.
Но рискованное земледелие — это лишь часть проблемы. По итогам трех кварталов 2021 года производство вина в Казахстане снизилось на 11 процентов, до 19,4 миллиона литров, которые реализованы на внутреннем рынке. Экспорт составил всего 1000 литров. Также на 24 процента сократились собственные ресурсы. Потери частично компенсировал рост поставок импортного виноматериала, доля которого в общем объеме повысилась до 44 процентов. Положительная динамика наблюдалась в производстве водки (экспорт — 10 процентов) и пива (экспорт — два процента), промышленное изготовление последнего составило 90 процентов всех алкогольных напитков.
Между тем казахстанское вино вполне способно конкурировать с мировыми брендами. Вино каждого региона уникально по-своему и этим ценно. Почвенно-климатические микрозоны (так называемые терруары) юга Казахстана своеобразны, ни на что не похожи, благодаря чему местные вина представляют интерес для «мировой винной карты».
Качество и количество
Но кому-то не выгодно, чтобы в стране делали свое — и качественное — вино. А вот подделки при этом — пожалуйста! Сейчас преимущественно на отечественных прилавках представлена низкокачественная импортная продукция. Основными поставщиками алкогольной продукции в Казахстан являются Молдавия, Грузия, Франция, Италия, Россия и Украина. В допандемийном 2019 году Казахстан был в лидирующей тройке покупателей грузинского вина. Но зачастую представленные вина трудно назвать «настоящими». Нередки случаи, когда под маркой отечественных и импортных вин в розлив идут низкокачественные импортные виноматериалы или суррогаты, приготовленные из порошков.
Соседи-партнеры по ЕАЭС, понимая, что рынок алкоголя необъятен, серьезно его защищают путем ограничения доступа иностранных игроков. Казахстан мог бы поставлять свою винную продукцию в Россию или Белоруссию, тем более что рестораторы российских сетей оценили вино иссыкского завода и готовы были включить его в свои винные карты. Но наши соседи, декларируя, с одной стороны, полное равноправие в рамках ЕАЭС, с другой — выстроили бастионы из сертификационных и прочих запретов, запрещающих поставки. При этом вино российского производства беспрепятственно завозят на казахстанский рынок. Такие неравные возможности участников союза ограничивают казахстанских производителей, и в этом случае говорить об экспорте вина made in Kazakhstan сейчас не приходится.
Акцизная политика Казахстана, которая из года в год только увеличивает ставки акцизов, также не помогает развитию отрасли. Принято считать, что повышение акциза на алкоголь существенно снизит контрафакт продукции. Но на деле же ситуация складывается наоборот — чем выше стоимость продукции, тем больше вероятность того, что нелегалы переключатся с малоизвестных марок алкоголя на подделку популярных у потребителя брендов.
Именно здесь нужно наводить порядок — вводить единые винные стандарты и заставлять участников рынка строго их придерживаться. В этом случае у отечественных виноделов есть шанс потеснить «бормотуху», и Казахстан может примкнуть к странам, где развита винная культура.
Сдерживающим фактором обширного участия предпринимательства в развитии отрасли является закон о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Да, он наводит порядок на рынке водки и спирта. Но нормы, работающие на пользу государства с крепкими спиртными напитками, представляют серьезные препятствия и проблемы в производстве вина. Это консервативная отрасль, которая требует долгосрочных инвестиций и законодательной стабильности.
Уже второй десяток лет в Казахстане запрещена реклама алкогольной продукции на телевидении, радио и в других СМИ. Как потребитель будет узнавать об отечественных винах? Ведь ему нужно ориентироваться в том разнообразии, которое сегодня представлено на прилавках. Но рассказывать ему об этом некому. Заявив о себе, казахстанские производители вина могли бы отвоевать свою нишу у импорта.
Винная культура
Одна из проблем в том, что в Казахстане пока не развита культура употребления марочных натуральных вин. К слову, в пандемийные годы мировое потребление вина снизилось. В 2020 году — на три процента. Это минимальный показатель с 2002 года. На ситуацию повлияло то, что власти были вынуждены ограничивать работу ресторанов, закрывать границы для туристов. Объемы потребления вина в стране — 2,5 литра на душу населения.
Многие страны, борясь с пьянством, находят альтернативу и внедряют так называемую «винную культуру», приучая людей вместо крепких алкогольных напитков пить натуральное, безопасное и в чем-то даже полезное вино. Винная культура зародилась в районе Средиземноморья. Частота и дозы употребления «напитка богов» регламентированы. Логика проста — если народ будет пить не «горькую», а красное, как в странах старинной винной культуры, то и алкоголизма как социальной проблемы не будет. Все больше стран приходят к такому пониманию. Развитие отрасли даст хороший импульс к развитию культуры потребления вина в Казахстане, если на прилавках появится качественная отечественная продукция по хорошей цене, а не нынешний суррогат.
Успешный опыт соседей
К слову, такой целью задалась соседняя Россия. По прогнозам Министерства сельского хозяйства РФ, на восстановление виноградных насаждений до уровня 1984 года потребуется 20-25 лет при условии поддержки государства и ожидаемого ускорения динамики увеличения площадей на 4-7 процентов в год. После чего Россия сможет войти в топ-10 винодельческих стран мира. За 10 лет в России удалось буквально поставить на ноги виноградарско-винодельческий сектор. С 2016 года можно говорить, что в официальной рознице нет контрафактного вина. Да, продукт изначально невысокого качества может быть, но изготовленный в соседнем подвале напиток уже точно не будет называться в продаже вином. Все благодаря запуску Единой государственной информационной системы (ЕГАИС), которая призвана отслеживать содержащую алкоголь продукцию по всем этапам производства и продажи. Производитель теперь наклеивает на каждую бутылку специальный двумерный код. Покупателю выдают чек с QR-кодом, с помощью которого он может узнать всю информацию о своей покупке — в том числе о подлинности приобретенного алкоголя. Также в конце декабря 2019 года приняли важный Закон «О виноградарстве и виноделии». Это не отдельные поправки в действующие законы, а по сути, новые правила игры в отрасли. В числе важных нововведений: с 1 января 2020 года для вина введены новые ставки акцизов. Акцизы установлены для винограда и виноматериала: если вино производится из винограда, акциз будет снижаться, а акцизы для российского и зарубежного вина уравнены. К тому же насчет российских вин нет такого строгого запрета на рекламу, как в Казахстане. Чтобы увеличить продажи, разрешено рекламировать вино, произведенное исключительно из местного винограда, но без указания брендов и производителей.