По информации пресс-службы комитета государственных доходов Минфина РК, транспортный коллапс на границе Казахстана с Китаем возник из-за того, что граждане пытаются заехать с товарами без регистрации в системе электронной очереди.
На автомобильном пункте пропуска "Нұр жолы" через электронную очередь заезд в Китай ожидают 600 фур с казахстанской продукцией: подсолнечное масло, маргарин, шерсть. Также 8 тысяч порожних автотранспортных средств для импорта китайской продукции. Аналогичная ситуация складывается на пункте пропуска "Достык".
Также, по информации КТЖ, на казахстанской железной дороге скопилось порядка 12 тысяч вагонов с экспортной продукцией – руда, зерно и другие грузы, из которых 8 тысяч уже брошены из-за невозможности пересечь границу, что влечет еще одну проблему – нехватку вагонов.
Более того, как сообщили в КТЖ, в декабре китайская сторона намерена сократить прием вагонов на 50%. При заявленном объеме свыше 26 тысяч вагонов будут приняты только 15 тысяч.
Как сообщает zakon.kz, основной причиной сложившейся ситуации казахстанские предприниматели называют ужесточение и усиление мер санитарного контроля государственными контролирующими органами КНР. Из-за пандемии китайская сторона сократила количество приема грузового транспорта. Все эти обстоятельства существенно повлияли на пропускную способность КПП, на сроки согласования плана подачи вагонов и возможность беспрепятственного прохождения пограничных контрольно-пропускных пунктов при транспортировке грузов, а также замедлили прохождение таможенных процедур.
При этом бизнесмены утверждают, что китайская сторона ввела ограничительные меры только для казахстанских грузов, а грузы, которые следуют транзитом в Европу, проходят без проблем.
За прояснением ситуации эксперт Денис Кривошеев обратился к чрезвычайному и полномочному Послу КНР в РК Чжан Сяо.
«Действительно, сейчас на границе Китая наблюдается большая очередь из грузового транспорта. Это связано с дезинфекцией грузов, импортируемых из-за рубежа в Китай. С июня нынешнего года мы начали обнаруживать на упаковках импортных грузов COVID-19. Первый такой случай был зафиксирован в Пекине 11 июня. Таможня Китая обнаружила на упаковке импортной рыбы COVID-19. Второй случай произошел ровно через месяц, 10 июля, уже другом городе. COVID -19 был обнаружен на упаковках импортируемых из Эквадора креветок. Третий случай зафиксирован 21 сентября: на упаковке замороженных морепродуктов, импортируемых из России, тоже был обнаружен COVID -19. Еще через месяц, 17 сентября, в городе Циндао на упаковке импортной замороженной трески тоже был найден коронавирус, - отметил посол. - Что касается очередей на КПП для грузов из Китая, то они связаны с резким увеличением экспорта КНР за последние 2-3 месяца. На самом деле еще с лета нынешнего года экспорт Китая начал увеличиваться. А с октября наблюдается его резкий рост – на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ноябре экспорт увеличился на 21%. Больше 15 лет в Китае не было такого резкого увеличения экспорта товаров за один месяц.
Дипломат указал на то, что инфраструктура на границах была построена 10 лет назад. И за все эти годы она еле-еле справлялась. А к такому резкому увеличению экспорта товаров оказалась не готова.
«Напряженная ситуация наблюдается на всех КПП. И пограничная, и таможенная, и карантинно-санитарная службы переведены в режим чрезвычайного положения, круглосуточной работы без выходных. Но все-таки за короткое время они вряд ли смогут справиться с таким резким увеличением. Эксперты считают, что в течение ближайшего месяца или двух ситуация не улучшится, потому что впереди Рождество, Новый год, предприятия Китая получают большие заказы от европейских заказчиков. Производство в Китае уже полностью восстановлено, а в других странах – нет. Поэтому они вынуждены размещать заказы в Китае. Китай тоже не ожидал такого резкого увеличения. У меня есть информация, что на юге страны предприятия уже начинают отказываться от заказов – их производственные мощности не справляются», - уточнил посол.