МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Сможет ли туризм приносить прибыль в казахстанский бюджет

Тема развития туристической отрасли в республике — одна из самых обсуждаемых. Поднимают ее регулярно, вспыхивают горячие дискуссии. Что-то в этой сфере делают и власти, и бизнес, но в целом ситуация при этом существенно не меняется. И хотя сегодня эта тема отошла на второй план в связи с известными событиями, мы обязательно к ней вернемся.

Есть все, вы только приезжайте!

В начале этого года на заседании правительства заявили о том, что к 2025 году доля туризма в ВВП страны должна равняться восьми процентам. Хотя сейчас она составляет всего один процент. И для того, чтобы достичь желаемого, в правительстве хотят увеличить число иностранных туристов: в Нур-Султане — до одного миллиона в год, а по республике — до двух миллионов. Ну и, конечно, планируют для этого выделить соответствующие бюджетные средства. Пока сумму не называют, но будет она, судя по всему, не столь значительной, как ожидалось. По многим причинам.

Как и следовало ожидать, мнения по этому поводу сразу же разделились. Сторонники точки зрения, что намерения правительства вполне реальны и поставленные задачи решаемы, приводят в качестве аргументов уже предпринятые шаги в этом направлении: безвизовый въезд для граждан 55 стран, 72-часовое транзитное посещение китайскими туристами Казахстана, ADS-соглашение по выдаче групповых виз китайским и иранским туристам. Эти шаги и заложенные в них механизмы позволяют надеяться, говорят они, что ожидаемая доля от туризма в ВВП страны вполне для нас реальна.

Кроме того, утверждают оптимисты, существует неверный стереотип о том, что туризм — это обязательно пляжный отдых, а в Казахстане его быть не может за отсутствием моря как такового и, соответственно, пляжей. Но ведь есть и иные виды туризма: так называемый этно-экологический, когда туристы из дальних стран хотят побыть в совершенно непривычных условиях далекой страны, в которой остались чистые уголки природы и сохранились быт, культура местных жителей.

Есть еще экстремальные туристические развлечения, есть автотуризм, когда люди путешествуют на трейлерах. Это тоже, по утверждению тех же оптимистов, очень перспективные виды путешествий в Казахстане — просторы у нас огромны; мест, где люди вполне смогут подвергнуть себя экстремальным испытаниям — хоть отбавляй. Не каждая страна сможет похвастать таким разнообразием самых неожиданных ландшафтов и безлюдных просторов.

То есть в Казахстане для развития туризма есть все, что нужно, кроме разве что обилия исторических памятников, но и без этого заманить сюда издалека богатеньких или просто состоятельных путешественников вполне возможно.

Но есть, однако, и препятствия, и они кроются в непонимании тех же чиновников важности этой отрасли для народного хозяйства. И это, несмотря на то, что руководство страны постоянно ставит задачи перед ответственными структурами повысить доходность туристической сферы, помочь частным туристическим организациям привлекать клиентов.

Все руководители туристических фирм отмечают, что в Казахстане по-прежнему не разработано законодательство в сфере туризма. К примеру, казахстанским операторам не разрешено работать с физическими лицами, тогда как это явное препятствие для развития этого бизнеса. Есть понятие оптовой и розничной торговли, и у предпринимателя должно быть право выбора — работать с физическими или юридическими лицами.

Таких недоработок в законодательстве очень много. Поэтому бизнесмены, работающие в этом секторе, ожидают изменения законодательной базы, чтобы им было ясно и понятно, как выстраивать свой бизнес, и чтобы государство показало хотя бы на среднесрочную перспективу свои стратегию и тактику.

Однако даже в этом случае, и с этим согласны даже оптимисты, Казахстан не сможет стать страной массового туризма, а под силу нам развивать лишь некоторые сегменты в этой сфере.

Почему же они не едут?

Таков вывод, если суммировать мнения оптимистов. Им оппонируют, назовем их так, пессимисты. И среди их контраргументов — наше отношение к туристам как к таковым. То есть наша культура гостеприимства. Казалось бы, уж тут-то у казахстанцев с их древними традициями приема гостей и путников должно быть все в полном порядке. Но, оказывается, гость или путник — это одно, а «экономическая единица» в виде заморского путешественника — совсем другое.

По мнению, например, Виктора Ямбаева, президента Алматинской ассоциации предпринимателей, у нас на таких посетителей страны смотрят как на своеобразную добычу, и свидетельство тому — многочисленные скандалы во время проведения выставки ЭКСПО в столице страны. Иностранцев обирали, по его словам, уже в аэропорту, когда они садились в такси и вынуждены были платить втридорога за проезд, а также на подходе к территории выставки они выкладывали немалые суммы за совершенно «левые» сувениры и какие-то навязанные, выдуманные услуги.

Поэтому, по его мнению, нужно как-то повышать туристическую культуру нашего населения, проводить с ним соответствующую работу. Кроме того, есть и проблема безопасности туристов в Казахстане. Конечно, в этом отношении наша страна не выглядит столь неприглядно, как, например, некоторые южноамериканские или африканские страны, где туристы и вовсе подвергаются куда чаще и куда более опасным испытаниям, но ведь мы ставим перед собой цели привлекать как можно больше приезжих из богатых государств, а там к вопросам безопасности относятся скрупулезно.

И потом — Казахстан еще формирует свою туристическую привлекательность, свой международный авторитет в этом бизнесе, и поэтому с самого начала следует обращать внимание на вышеперечисленные, краеугольные его проблемы.

Действительно, в стране мало памятников материальной культуры, и к ним должно быть предельно бережное отношение, которого не было и нет. Постоянно поступают сообщения о том, что где-то сносят исторические здания ради возведения автомобильной развязки или торгово-развлекательного комплекса. И в целом государство выделяет явно недостаточно средств для поддержания имеющихся исторических объектов в должном, привлекательном состоянии.

Существует также такое понятие, как плотность туристических объектов. Казахстан здесь находится в одной из самых невыгодных позиций среди других стран мира. Между нашими привлекательными туристическими объектами слишком большие расстояния, это явно неудобно для туристов.

И, конечно, все та же наша пресловутая коррупция как среди сотрудников правоохранительных органов, так и среди служителей таможни — о проявлениях ее говорят постоянно, причем сообщают об этом те же иностранные туристы.

Кроме того, имидж Казахстана как страны, чуть ли не образцовой для туризма — это только наш взгляд, тогда как за пределами он, мягко говоря, далеко не такой. В мире есть множество государств, в которых природа куда более привлекательна по своей экзотичности и уникальности. А о странах, в которых множество исторических памятников, и говорить не приходится. Мы им явно не конкуренты.

И, наконец, для государства и крупного бизнеса реальный массовый туризм — не та сфера, где можно заработать. Это возможность заработать для населения, малого и среднего бизнеса, а значит, на реальный туризм государство, мягко говоря, больших денег выделять не станет. Но попытки регулярно делают.

Например, вместо того, чтобы развивать внутренний туризм, привлекать туристов из Китая и России, соседних стран Центральной Азии, Индии, Ирана и Пакистана, у нас придумывают большие проекты, рассчитанные на привлечение туристов из Европы и США. Из расчета, что в этих проектах можно «освоить» больше бюджетных средств.

Но туристов оттуда как не было, так и нет, а бюджетные средства на их привлечение регулярно, тем не менее, выделяют и, соответственно, осваивают...

Кому — туризм, кому — природа

К тому же, оказывается, есть совсем уж принципиальные противники массового туризма в нашей стране. Их, скажем прямо, не так много. И аргументация этих ортодоксов базируется на том, что привлечь сюда «рыночное» число туристов из богатых западных стран все равно не удастся в силу многих причин. А те, кто будет сюда приезжать, окончательно погубят немногочисленные и предельно ранимые природные уголки нашей страны.

В качестве примеров они чаще всего приводят судьбу сравнительно близких к Алматы Чарына и Кольсайских озер.

Чарынский каньон и впрямь место уникальное, вернее, оно таковым когда-то было. Сейчас же это туристический аттракцион, где все постепенно приобретает сугубо «товарный вид». Даже знаменитая лощина, названная кем-то когда-то Долиной замков, с величественными и живописными песчаными скалами-столбами утратила свой мистический флер, превратившись в обычный туристический маршрут, по которому каждые выходные идут сотни и сотни людей, тогда как в иные времена тут впору было снимать вестерны про дикий американский запад.

В туристических проспектах сообщают, что на территории Чарынcкого национального парка обитают и находятся под охраной 34 вида животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также более 60 видов млекопитающих, 300 видов птиц, 20 видов земноводных и 800 видов членистоногих. Но это уже не так.

Окружающая природа не может не испытывать давления, уникальная местная фауна уже исчезает, о чем свидетельствуют многочисленные и тревожные сигналы экспертов-энтомологов и биологов, и ведь это лишь начало «освоения» Чарына нашими туристическими фирмами. Планируют расширение ареала их работы. Построят новые объекты, кемпинги, бунгало, рестораны, даже площадки для автостоянок. Однако, как недавно написала одна французская туристка, посетившая уникальный каньон, до сих пор не хватает туалетов, мест, где можно оставить мусор...

То же самое можно сказать и о Кольсайских озерах, до которых в прежние времена можно было добраться с трудом и куда редко ездили горожане, за сутки встречая там разве что одного местного егеря. Теперь это тоже одно из самых популярных туристических мест, куда регулярно завозят сотни и сотни людей. И это уже отнюдь не заповедный уголок Заилийского Алатау, а озера давно перестали быть уникальными уже в силу того, что выставлены на, так сказать, потребление широкой публике.

Да, скажут оптимисты от туризма, и что тут такого? Наши уникальные природные места могут и даже должны приносить рыночную прибыль. На то он и рынок, в том числе туристический. Наши люди зарабатывают на этом, платят налоги, привлекают, в конце концов, туристов из-за рубежа, чем повышают имидж страны.

Вот, например, тот же Чарынский каньон — еще лет сорок назад даже не все алматинцы знали, что не так далеко от их города существует такое первозданное место, а сегодня его узнает чуть ли не весь мир. Разве это плохо?

Тут уж каждый выбирает свое. Беречь свою уникальную природу — это одно. Эксплуатировать ее — совсем другое. Привлекать туристов — это, наверное, нелишне, тем более что на этом могут заработать некоторые наши сограждане. А вот создать целую туристическую отрасль с инфраструктурой, своей сервисной культурой и, как следствие, осязаемой прибылью не только для тех, кто в ней трудится, но и для бюджета страны — это совсем другое.

Об этой отрасли, повторяем, говорят уже не менее четверти века, а ее как не было, так и нет, да и близких перспектив ее возникновения все еще не видно даже на горизонте. И будет ли она создана: цивилизованная, продуманная туристическая отрасль нашей экономики — это вопрос, обращенный попрежнему в туманное будущее. А вот вопрос сохранности нашей, как оказалось, очень уязвимой природы — вопрос сегодняшний, острый, актуальный.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах