МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Оружие Великой степи

Чем были вооружены предки современных казахов?

В рамках своего исторического исследования мы углубились в изучение вооружения, которым пользовались древние батыры.

Наследие воина

Для воина Великой степи оружие было не просто инструментом боя, но и предметом особого культа. На территории современного Казахстана со времен скифов, саков, сарматов и кипчаков к боевому оружию и снаряжению было почтительное отношение. Хороший конь, удобная сбруя, а также сабля и лук со стрелами являлись олицетворением высокого социального положения владельца.

Однако все это было не только привилегией, но и обязанностью. Например, мужчина, явившийся на курултай (собрание) безоружным, автоматически лишался права голоса, а младшие могли не оказывать ему знаков уважения.

Когда мы встречались с нашим экспертом по истории казахского вооружения, заслуженным деятелем искусств Азатом Акимбековым, он рассказывал, что в XVI-XVIII веках основным вооружением батыра были лук и сабля. Кроме того, у воина могли быть секира, кистень, одноручная или двуручная булава, длинное копье с крюком (идеально подходившее для стаскивания противника с коня), боевой топорик и нож. Защита воина обеспечивалась щитом, шлемом и кольчугой.

На протяжении почти двух веков, приблизительно с 1599 по 1750 год, наиболее грозными противниками казахов были джунгары, или ойраты. Этот народ тюркского происхождения, исповедовавший буддизм, достиг пика своего могущества в годы правления хунтайши Цевана-Рабдана и его преемника Галдана-Церена. Джунгары активно захватывали ценные пастбища и взяли под свой контроль ключевые торговые маршруты, включая знаменитый Шелковый путь.

Самое сокрушительное поражение казахские отряды потерпели весной 1723 года в междуречье Чу и Таласа. Из-за отсутствия единого командования конная лавина джунгар легко разбила их по частям. Последующие четыре года стали периодом тяжелейших потерь, когда было уничтожено до двух третей казахского населения.

Положение изменилось лишь благодаря мудрой политике Айтеке би, Толе би и Казыбек би. Они сплотили казахские жузы. В 1726 году в местности Ордабасы представители всех трех жузов избрали верховным сардаром (военачальником) Абулхаира. Будучи хорошим стратегом, он сумел найти ключ к победе над врагами.

Изначальные поражения казахов были вызваны не только разрозненностью, но и технологическим превосходством оружия джунгар.

Так, например, джунгары позаимствовали у тибетцев ружья с фитильным поджиганием порохового заряда. Казахи назвали это оружие пилте-мылтык. Оно имело кованый ствол длиной около полутора метров, деревянное ложе с прикладом.

Процесс заряжания был небыстр. Сначала в ствол засыпался порох, затем шомполом утрамбовывался войлочный пыж, за которым следовала круглая свинцовая пуля, а запечатывалось все это вторым войлочным пыжом. Стрелок поджигал фитиль, целился и нажимал на спусковой проволочный крючок. Убойная сила этого ружья впечатляла даже по сравнению с современным охотничьим оружием. Пуля могла поразить цель на расстоянии 200-300 метров, тогда как убойная сила охотничьих гладкоствольных ружей, которые продаются в оружейных магазинах, ограничивается лишь 130 метрами.

В тактике боя джунгары, как и казахи, следовали принципам Чингисхана. Главную роль исполняли лучники. Они осыпали врага градом стрел, после чего на пришедшего в замешательство врага набрасывалась конница. К такому сценарию казахские батыры были готовы. Однако неизвестное грохочущее оружие было им незнакомо и вызывало панику.

Джунгарские стрелки, выстроившись и направив длинные ружья, установленные на сошки, буквально косили первые ряды противника. Воины были шокированы не столько потерями, сколько непривычным грохотом. Налетая на опешивших противников, джунгарские всадники добивали их копьями и короткими саблями. Поняв критическую важность, казахские военачальники вскоре начали предпринимать попытки добыть образцы фитильного ружья.

Булатные клинки из Персии и новая тактика

Одной из ключевых заслуг казахских полководцев, прежде всего хана Абулхаира, историки называют решительный отказ от устаревшей боевой тактики.

Джунгары копировали стратегию Чингисхана, где основной упор делался на лук и копья, а сабля считалась второстепенным оружием для добивания бегущего врага. Абулхаир-хан, наблюдая за битвами, заметил, что джунгары избегают ближнего боя. В тот период обе стороны использовали короткие, легкие и тонкие сабли общей длиной около 70 сантиметров. Таким оружием было крайне сложно нанести смертельный рубящий удар. В ближнем же бою с его теснотой и давкой луки, копья и ружья становились практически бесполезными.

Прекрасно осознавая, что в конной сече побеждает тот, у кого длиннее и тяжелее клинок, Абулхаир-хан распорядился закупить у персидских купцов образцы знаменитых на Востоке сабель-шамширов.

В то время активная меновая торговля с персами велась на территории современной Западно-Казахстанской области. В обмен на шерсть и скот персы поставляли не только готовые дорогие шамширы, но и «полуфабрикаты» — раскованные полосы персидского булата. Казахские кузнецы изготавливали из них сабли, получившие за свою характерную форму название кайкы-кылыш (сабля-лодка). Ее общая длина составляла примерно 90 сантиметров, длина клинка — 74 сантиметра, а ширина — 3,5 сантиметра.

Отметим, сабля — это рубящее длинноклинковое оружие с сильным изгибом в нижней трети клинка. Лучшие образцы выковывались из булатной или дамасской стали.

Иногда верхнюю часть клинка специально делали шире и тяжелее. На 15-20 сантиметров лезвие имело обоюдоострую заточку, называемую елманью. Это позволяло воину наносить не только рубящие, но и колющие удары.

Еще одним преимуществом кайкы-кылыш (как и шамшира) было наличие не только крестовины для защиты руки, но и правого, и левого перехвата — стальных треугольников у основания клинка. Умелый воин мог захватывать ими вражеский клинок и вырывать его из руки противника.

Казахские кузнецы получали булатную сталь путем сплавления чистой железной руды с графитом, а позднее — железа с чугуном. Помимо кайкы-кылыш, выковывалась и более тяжелая и широкая сабля кара-кылыш (великая, или большая, сабля).

Хорошие клинки ценились невероятно высоко. За одну саблю могли отдать до десятка лошадей. Рукояти делались из дерева или кости. Иногда украшались серебром, золотом и камнями.

Получив это оружие, Абулхаир-хан приказал своим воинам провоцировать джунгар на ближний бой. Эта тактика известна как толгама (закручивание). Небольшой конный отряд выходил в степь и начинал кружить возле вражеского расположения. Кажущийся легкой добычей, он побуждал джунгар бросаться в погоню. В ходе преследования джунгары попадали в кольцо, где их окружали превосходящие силы казахских батыров.

Боевой топор и доспехи

Рядом с саблей, на поясе (кисе белдик), крепился боевой топорик ай-балта (лунный топор). Такое название он получил за форму лезвия, напоминающую полумесяц. Топор ковали из булатной стали, и он был небольшим (примерно 17 на 15 сантиметров) с толщиной лезвия до 1,5-2 сантиметров. Рукояти ай-балты изготавливали из чрезвычайно прочной древесины карагача двух видов: длинные — до одного метра и короткие — около 40 сантиметров.

Мощь ай-балты позволяла одним ударом прорубить шлем вместе с черепом. С распространением огнестрельного оружия на пояс, помимо топорика и сабли, цеплялись пороховница, мешочек с пулями и нож — пшак. Иногда именно пшак давал воину последний шанс на спасение. Тогда раненый батыр притворялся мертвым, а когда враг приближался для захвата трофеев, пронзал его ножом. Мастера также изготавливали камшы-пшак — острый клинок, спрятанный в рукояти плети. Булава-шокпар вырезалась из корней старого карагача, где утолщение древесины служило боевой частью.

Шлем-долога имел остроконечную форму, характерную для Центральной Азии, и изготавливался из меди, поскольку этот металл легче поддавался обработке. Внутри он выстилался толстым (до двух сантиметров) слоем войлока, который сваливался непосредственно в шлеме. Эта технология делала войлок настолько плотным, что он напоминал дерево. Даже если вражеская стрела пробивала медный корпус, ее наконечник часто увязал в войлочной прокладке. Лицо от поперечных ударов защищала медная полоска (стрелка), опускавшаяся от края шлема до кончика носа.

Кочевники использовали исключительно круглые щиты диаметром около 70 сантиметров из кожи или меди.

На лицевой стороне любого щита крепились четыре металлических шишака (медные или стальные конусы высотой до трех сантиметров) на мощных заклепках. Эти шишаки служили надежной защитой от ударов сабли. Обученный воин, наклонив щит под нужным углом, мог обезоружить врага. Клинок сабли, наткнувшись на шишак, ломался пополам. Внутренняя сторона имела четыре кольца, через которые щит тесемкой крепился к левому локтю.

Кольчуга (бадана козкi реуке) занимала особое место из-за сложности изготовления и высокой эффективности. Махмуд Кашгари в IX веке называл ее «кубэ йарык». У казахов встречались два типа: кобе сауыт (чешуйчатый доспех) из искусно наложенных друг на друга пластин и кiреуке сауыт (кольчатый панцирь), сплетенный из отдельных колец, концы которых скреплялись заклепкой. Для усиления прочности иногда использовались двойные кольца.

Кольчуги кiреуке сауыт делились по размеру колец. Бадана коз (крупные кольца, 10-15 сантиметров) и бадана козкi реуке (мелкие кольца, всего 1,5 сантиметра в диаметре). Позднее эти кольчуги были заимствованы русскими воинами, которые называли их басурманскими баданами.

С тех пор холодное оружие сохраняет в Казахстане почетное место и до сих пор является особым даром для важных гостей. Кривая булатная сабля и драгоценный кинжал — символы доблести.

Техника боя

Президент гильдии каскадеров «Жал» Баходир Джалметов, который, к сожалению, уже покинул этот мир, так характеризовал манеру боя казахских воинов. Кстати, он участвовал в постановке сцен боя на саблях в фильме «Кочевник».

«Казахская сабля значительно тяжелее шпаги или рапиры, поэтому воин стремился завершить конный бой максимально быстро, — рассказывал Баходир. — Кончик клинка был заточен для облегчения пробивания доспехов. Верхняя часть лезвия использовалась для рубки, а средняя и нижняя треть — для мощных ударов по шлемам и доспехам.

Воин отражал удар сабли врага своим клинком в районе эфеса. Там клинок наиболее прочен. В итоге противник либо ронял свою саблю, либо она ломалась.

На кончике рукоятки казахской сабли был выступ, называемый «птичкой». Опираясь на него мизинцем, воин мог довести рубящую фазу до конца, и рубящий удар получался сильнее.

В пешем бою широко использовался кистевой удар. Саблей не махали, а едва заметным движением кисти направляли кончик клинка в лицо или ключицу противника. Также имитировали атаку в голову, после которой казахский воин изменял направление удара и рубил врага по ногам». Используя эту передовую тактику и замечательное оружие, казахские батыры смогли нанести джунгарам тяжелое поражение и изгнали врагов из своих степей.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах