МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Зарождение искусства в Алма-Ате

Имена тех, кто создавал в Казахстане профессиональное искусство, забывать нельзя!

Центр Алматы, его сердце, золотой квадрат. Знакомые с детства памятники Абаю, Валиханову, Сатпаеву, Джамбулу... А напротив, у одной из старейших гостиниц бывшей столицы, теперь сидит на скамейке улыбающийся Шакен Айманов. Неподалеку, на улице Тулебаева, на фасадах жилых домов установлены многочисленные мемориальные таблички.

До революции художественное творчество казахского народа представляло пение акынов — певец-слагатель импровизировал под звуки домбры. Веками сольное пение и игра на домбре, кобызе и сыбызге были в казахской степи основными видами музыкального исполнения. Для излюбленного, подлинно народного музыкального инструмента домбры безымянные степные музыканты создали множество чудесных кюев. После революции таланты выявлялись на конкурсах и айтысах, им предлагали заниматься в хоровых и инструментальных кружках.

Путь к творчеству народных масс открыла революция

В книге Е. Дуйсенова «Алма-Ата сегодня и завтра» (1963 г.) сказано: «Накануне Великой Октябрьской социалистической революции Верный располагал лишь городской библиотекой-читальней имени Л.Н. Толстого, мусульманской библиотекой и небольшими библиотечками при клубах военного и общественного собраний. Перед Первой мировой войной в городе появился кинематограф. Беднота не могла посещать даже Казенный сад, куда пускали только в чистой одежде. После революции в городе стали открываться пункты по ликвидации неграмотности и школы, готовились педагогические кадры. В двадцатые годы Алма-Ата становится культурным центром Семиреченской области, здесь ведется политико-просветительская работа и антирелигиозная пропаганда, работает областная библиотека с большим книжным фондом. Быстрыми темпами развивалась сеть культурно-просветительских учреждений Алма-Аты в годы довоенных пятилеток. В 1940 году в столице республики работало уже пять профессиональных театров: казахский и русский академические театры драмы, казахский музыкальный театр, впоследствии преобразованный в академический театр оперы и балета, музыкальный уйгурский театр, Казахская государственная филармония».

О том, что театр прочно вошел в жизнь города, написано в книге «Город мой АлмаАта» (1971 г.): «Открытие в 30-х первого профессионального казахского театра имело важнейшее значение для строительства в республике новой культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию». Зарождались национальная драматургия и казахская советская литература. В степи строилась новая жизнь, и это звучало со сцены. «В пьесах С. Сейфуллина и Б. Майлина, Ж. Шанина и Т. Жарокова, ставших основой репертуара, получили яркое воплощение темы индустриализации, колхозного строительства».

В 1932 году открылся первый в Казахстане музыкально-драматический техникум, появилась музыкально-актерская студия.

«В 1934 году открылась музыкальная школа и Государственный оркестр казахских народных инструментов, которому впоследствии было присвоено имя Курмангазы». В 33-м было принято решение о создании в Алма-Ате русского драматического театра и русской оперы, в областных центрах предусматривалось создание театральных трупп. «Труппа Казахского драмтеатра была переформирована: все вокалисты и танцоры перешли в открытую при театре музыкальную студию. Среди них были ныне известные мастера казахского искусства Куляш Байсеитова, Канабек Байсеитов, Курманбек Джандарбеков, Шара Жиенкулова и другие. Часть артистов перешла в открывшуюся государственную филармонию».

Годом рождения казахской национальной оперы стал 1934-й. Оперная певица Куляш Байсеитова одной из первых удостоилась звания народной артистки СССР. «Оперой «Кыз-Жибек» было положено начало многолетнему и в высшей степени плодотворному творческому содружеству композитора Е.Г. Брусиловского с коллективом театра оперы и балета».

В годы войны в городах Казахстана давали спектакли артисты эвакуированных театров Москвы, Ленинграда и других городов. Оперной труппой казахского театра было поставлено немало героико-патриотических спектаклей. В 1944 году зрители слушали оперу «Абай», написанную по либретто М. Ауэзова композиторами А. Жубановым и Л. Хамиди.

«Искусство Казахстана многонационально, — сказано в книге. — Наряду с казахскими в республике работают русский, уйгурский и корейский театры. Ведущим русским театром является Республиканский театр драмы имени Лермонтова, основанный в 1933 году». В театре работали такие мастера сцены, как В.Б. Харламова, Е.Я. Диордиев, народный артист Ю.Б. Померанцев.

После войны в Алма-Ате открылся Республиканский театр для детей и юношества. ТЮЗ стал любимым театром детей и школьников. Появилась хоровая капелла, государственный ансамбль песни и танца Казахской ССР, Большой симфонический оркестр, Хоровое общество Казахстана на общественных началах.

Казахское кино

В музее города Алматы есть стенд, посвященный казахскому кино. Здесь звучат песни из кинофильма «Наш милый доктор», Ермек Серкебаев поет: «Надо мной небо синее, облака лебединые...», а в кадре — панорама гор.

«В 1938 году на экраны страны вышел первый казахский художественный фильм «Амангельды», отснятый студией «Ленфильм» по сценарию Габита Мусрепова, Беимбета Майлина и Всеволода Иванова. Художественные и документальные фильмы студии «Казахфильм» получили высокую оценку на первом Всесоюзном кинофестивале в 1958 году и на кинофестивале стран Азии и Африки в Ташкенте. Кинокартины «Джамбул», «Дочь степей», «Его время придет», «Ботагоз», «Березы в степи», «Наш милый доктор», «Мы здесь живем» были тепло приняты советскими зрителями, с успехом демонстрировались за рубежом».

Любопытный факт. Когда Шакен Айманов снимал музыкальную комедию «Ангел в тюбетейке», он приехал на каток «Медео» и сказал конькобежцам, что должен снять Алма-Ату с таким прицелом, чтобы однажды здесь провели зимние Олимпийские игры.

Об этом мне рассказывала Людмила Валерьяновна Воронина, которая в 60-х бегала за сборную. Она вспоминала, как снималась в фильме. В эпизоде с ее участием Амина Умурзакова в поисках невесты для сына приезжает на каток «Медео» и болеет за девушку Лену. Она кричит: «Молодец! Эта как раз нам подходит! Золото, золото!» «Какое там золото, — возмущается сосед на трибуне, — ей даже бронзы не видать».

Е. Дуйсенов пишет в своей книге: «До 1936 года в Казахстане не было своего киноискусства. От короткометражной киносъемки «Прибытие первого поезда в Алма-Ату» до больших художественных полотен — таков творческий путь киностудии «Казахфильм». Режиссерская деятельность Шакена Аймановаполучилавысокуюоценку советского и зарубежного зрителя. В Алма-Ате много зимних и летних кинотеатров, в профсоюзных клубах и домах культуры работают 32 киноустановки, действуют 78 учебно-школьных установок и девять принадлежат различным организациям».

Вклад Хлудова в изобразительное искусство

Художник Н.Г. Хлудов приехал в Верный в 1877 году и прожил на этой земле почти 60 лет. Коллекция его работ выставлялась в центральном музее республики, и это настоящее проникновение в жизнь кочевников. Хлудов писал картины о жизни кочевого народа.

«Своим необычайно острым чутьем художник Хлудов угадал, какие бесценные таланты таятся в гуще трудолюбивого степного народа. Ислам строго запрещал изображать животных и людей, поэтому единственной доступной для этого народа формой изобразительного творчества было прикладное орнаментальное искусство.

Скот был единственным богатством кочевника, поэтому в произведениях народных умельцев наблюдались сплетения бараньих рогов, характерные для национального орнамента, — пишет автор статьи Н. Зверев. — Хлудов хотел создать студию для одаренных юношей, что удалось только после революции. В этой студии учился народный художник республики Абильхан Кастеев, которого считают основателем современного казахского изобразительного искусства».

Ю. Домбровский писал об орнаментах в книге «Хранитель древностей»: «Словно раскрылись человеческие глаза, и они увидели то, что не могло даже присниться: чистые геометрические формы. Не круглый лист, не треугольный камень, а круг и треугольник — линию и точку в самых разнообразных сочетаниях. И кроме линий простых, двойных, зигзагообразных, изломанных под разными углами появились и квадраты, и овалы, и пирамиды...».

Пишет Добмровский и о Хлудове. Мол, жил в Верном автор многочисленных этнографических картин, учитель рисования верненской мужской гимназии. «Добрая сотня картин и этюдов еще хранится в запасниках Центрального музея. Картинная галерея взять их отказалась. «Что за художник? — сказали искусствоведы. — Ни стиля, ни цвета, ни настроения. Просто бродил человек по степи да и заносил в свой альбом все, что ему попадалось на глаза: казаха, казашку, казачат с луком, еще всякое». Герой книги — хранитель древностей в музее — занимается организацией выставки картин Хлудова. Один художник говорит ему: «Вешай все подряд, из чего тут выбирать? Это же все Хлудов». «Я повесил всех подряд — и казаха с ковром в руках, и девушек в реке, и ребятишек с луками, и ночную грозу, и расчудесных казаков-семиреков на конях и с шашками наотмашь, и еще множество всякой всячины, и все они висели и сияли, и вокруг них всегда останавливались. Ведь это был Хлудов!».

В материале использованы статьи профессора, доктора исторических наук А. Канапина и журналиста Н. Зверева из книги «Мой город Алма-Ата», автор использовала также материалы из книги Е. Дуйсенова «Алма-Ата сегодня и завтра».

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах