МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Оперная дива Венера Алпысбаева готовит сюрприз к казахстанскому Дню любви

О том, как верить в себя, доверять себе, своей интуиции и знаниям, идти навстречу поставленной цели, создавать внутри и вокруг себя праздник, знает ведущая солистка Казахского национального театра оперы и балета имени Абая Венера Алпысбаева.

Венера Алпысбаева также является деканом факультета «Музыкальное искусство» Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, лауреатом международных и республиканских конкурсов. На сайте conservatoire.kz в разделе «Знаменитые выпускники» ее имя записано рядом с именем Бибигуль Тулегеновой. Не так давно Венера защитила диссертацию, получив степень доктора философии (PhD) по специальности «Эстрадное искусство».

О Баян сулу и Козы Корпеше

Весной хочется больше говорить о любви и мечтах, о женщинах и с женщинами. Особенно такими, которые вдохновляют. Венера Алпысбаева восхитительна и убедительна во всех своих оперных партиях. Проникновенная, чистая, искренняя, красивая, утонченная, несущая внутренний свет. Ей всегда веришь. Неудивительно, что именно ей пришла идея совместно со своим супругом и партнером по сцене Нуржаном Бажекеновым провести концерт 15 апреля — в казахстанский День любви и памяти национальных героев Козы Корпеша и Баян сулу. В беседе с Венерой об этом неожиданно раскрылась тема мечты и шагов к ее исполнению. Но по порядку.

— Для меня 15 апреля всегда был особенным днем, потому что я родилась в этот день. С недавних пор он стал Днем любви, а лично для меня — днем семьи и семейных ценностей, наших казахских и казахстанских традиций, — признается Венера. — Также я помню, что в этот день родилась Алла Пугачева. Еще в школе, когда меня спрашивали, кем я мечтаю стать, всегда отвечала, что хочу быть певицей, как она. Затем появились другие кумиры. А по поводу совместного с супругом концерта... Мы назвали его «Гармония для двоих» и решили сделать камерный вариант в галерее нашего театра. Прозвучат в нем романсы и песни о любви редко исполняемых композиторов на разных языках. Такие праздники, как День любви, сближают людей, побуждают к теплым намерениям и поступкам. У нас в академии в День Козы Корпеша и Баян сулу было сделано несколько предложений руки и сердца.

Грампластинка с одним романсом

— День, когда я точно поняла, что буду петь на сцене и на кого хочу быть похожей, случился, когда подружка подарила мне пластинку с единственной записью. Я прослушала ее на стареньком домашнем проигрывателе — это был романс Даргомыжского «Мне грустно», исполненный грузинской певицей Ламарой Чконией. Тогда не было интернета, и я ничего не знала о ней, но представляла выступающей на сцене с веером. Мне захотелось быть похожей на воображаемый образ. Пела я с шести лет, выступала на концертах в школе в своем селе и даже прошла в финал республиканского телевизионного конкурса «=нші балапан», но не смогла поехать в Алматы. Я пела разные песни, и Анны Герман, и народные, но осознанное решение стать оперной академической певицей пришло именно после прослушивания той пластинки, потому что это было потрясение. Моя первая любовь к оперному пению случилась благодаря Ламаре Чконии. Мне захотелось поступить в музыкальный колледж, но дорога к нему сложилась непрямая. Моя мама, будучи педагогом, считала, что я должна выбрать более «серьезную» профессию, и предложила военное училище, потому что мне нравились уроки НВП, я проявляла на них небывалые таланты. По окончании девятого класса мы с мамой приехали в город, я прошла медосмотр, сдала документы в женскую военную академию, но меня туда не взяли по причине плоскостопия и низкого гемоглобина. Тогда мы отправились на базар, купили на нем что-то и пошли дальше по городу, а по пути нам встретилось здание музыкального училища, и мама предложила в него зайти. На вахте сидела баба Валя (ее имя я узнала позднее), мама с ней заговорила, сказав, что дочка окончила девятый класс и думает поступать на баян. Почему баян, я не знаю, но, возможно, потому что папа любил играть на нем, а еще на домбре и гармошке. Баба Валя ответила, что сейчас, после обеда, никого с этого отделения уже нет, но на третьем этаже в отделении вокального искусства на месте заведующий. С этого момента моя судьба решилась, и я все время благодарю Бога и бабу Валю, которая направила меня наверх — к моей мечте. Я даже помню номер кабинета — 36. В нем сидел мужчина-педагог, он спросил, пою ли я. И я спела песни «Арыс жаBасында» Шамши Калдаякова и еще одну народную. Преподаватель вдруг выпрямился и попросил прочесть стихотворение. А я знала наизусть много стихов Есенина и начала сразу рассказывать: «Тихо дремлет река, темный бор не шумит, соловей не поет...». Мужчина поинтересовался, почему Есенин, если я училась в казахской школе. Я объяснила, что у меня много любимых поэтов и много книг дома, среди них и полное собрание Есенина. Педагог также проверил мой слух и сказал маме: «Все! Оставляйте девочку здесь, потому что начинаются консультации, и она будет поступать». Так моя судьба была предрешена.

Про шелк в голосах кумиров

— Всех, кого люблю в опере, объединяет мягкость в звуке, шелковое пение, дающее усладу слуху. А еще бережное отношение к материалу, умение передавать состояние, характеры героев, интеллектуальное и осознанное пение — такое, что после каждого спектакля у зрителя остается вспышка от увиденного и услышанного.

Знаковые события и встречи

— Меня сопровождают счастливые знаки и встречи. К примеру, в консерваторию я попала просто. На втором курсе колледжа педагог предложил мне принять участие в республиканском конкурсе вокалистов. Я прошла в нем все этапы и стала победительницей. Премий тогда не было, и мне выдали сертификат на поступление в консерваторию без сдачи экзаменов. По окончании колледжа я приехала в Алматы и прямиком с вокзала с чемоданом направилась к зданию консерватории. И знаете, кого я встретила здесь первым? Открылась дверь, и из нее появился Ермек Серкебаев! Я его только в газетах видела и по телевизору! Реальное появление Ермека Серкебаева перед моими глазами было принято за добрый знак — я буду петь на большой сцене. У меня всегда есть ощущение, что меня что-то направляет, что все мои дорожки складываются мягко, что меня кто-то или что-то оберегает, ведет, поддерживает. В какие-то решающие моменты, не обязательно в искусстве, я точно знаю, что моя женская интуиция сильна, я получаю поддержку свыше. Благодарна всем людям в своей жизни — даже тем, кто сделал больно, преподав мне урок, научив чему-то новому. Я благодарна абсолютно всем людям в своей судьбе.

Всем к лицу военная форма

— Но и военная тема из моей жизни не ушла. Обучаясь на третьем курсе консерватории, я выступала на одном из концертов, где присутствовал руководитель службы Национальной безопасности страны. Услышав меня, он предложил стать солисткой военного ансамбля, — рассказывает Венера. — Я проработала в нем три года, и это было замечательное время, поездки по всем приграничным городам страны. Военнообязанной я не стала, но смогла совместить две мечты — военного образования и музыки.

Московский след и президентская премия

— Первая встреча с Алматы настолько меня вдохновила, что я осознала — никогда отсюда не уеду. Все меня впечатляло и в консерватории. Я училась в классе народной артистки СССР Розы Джамановой, а по классу камерного пения — у Снежаны Бринюк, и с ней мы стали готовиться к международному конкурсу «Казахская Романсиада», который традиционно проходит в Шымкенте под руководством известной артистки России Галины Преображенской. Этот конкурс завершается финалом в Москве. Поездка и участие в нем проводились за свой счет, денег не было, но я что-то насобирала и поехала в Шымкент с одним платьем, взятым напрокат. Помню, как после первого тура ко мне подошла Галина Преображенская и спросила: «Ты откуда, девочка?» Я ответила, что из алматинской консерватории. «Ну, удачи вам!» — пожелала она. Я прошла все три тура, заняла первое место, получив приглашение в Москву. Тогда Преображенская вновь приблизилась ко мне и сказала: «Деточка, только, пожалуйста, поменяйте платье».

Когда я вернулась в Алматы, кто-то написал ректору, а тогда им была Жания Аубакирова, что я стала финалисткой конкурса. Меня вызвали в деканат на ученый совет, и я даже испугалась, потому что не знала, что могла такого натворить. Но меня поздравили, похвалили, и я призналась, что хочу поехать в Москву, но не смогу, потому что и эта поездка за свой счет. Консерватория все оплатила, и платье я тоже нашла новое и красивое. В Москве надо было выступить перед жюри, в котором были Тамара Синявская, Ведерников — знаменитый бас, солист Большого театра Захаров — легендарный бас-баритон, Николай Сличенко, Нани Брегвадзе. Я получила вторую премию, и Жания Аубакирова «отблагодарила» меня президентской стипендией. Заканчивая консерваторию, я поступила в магистратуру по направлению кафедры, затем год отучилась в Венской консерватории, потом была докторантура. И все получалось легко.

Диссертация о казахской рок-опере

— В Академии имени Жургенова я преподаю уже 15 лет, и у меня всегда есть цель — учиться новому и не останавливаться. Главное — не останавливаться. Я не могу отказаться от педагогической деятельности — мне она нравится, как и оперное искусство. О том, что буду писать диссертацию, я знала еще учась в докторантуре, разве что думала писать об оперном академическом искусстве. Но, преподавая на факультете вокала эстрады, я должна была собрать материал, близкий этому направлению. Тогда и появилась идея писать о мюзикле и рокопере — жанрах, требующих внимания к своему изучению и развитию. Что любопытно, в тот же год, когда я стала готовить диссертацию, в академии появился курс мюзикла. В прошлом году сразу после премьеры оперы «Хан Султан», в которой я исполняю ведущую роль, состоялась защита моей диссертации, написанной на казахском языке на тему «Жанры мюзикла и рок-оперы в эстрадном искусстве Казахстана: тенденции и перспективы развития». Здесь могу отметить, что именно у нас в стране до сих пор нет аналитической литературы о казахстанских мюзикле и рок-опере, а жанры есть, и они имеют право быть представленными в культурном пространстве.

Мечты и грезы

— Пожалуй, любая сопрано мечтает спеть Виолетту из «Травиаты» Верди, есть она и в моих планах. Очень хочу исполнить партии Чио-Чио-Сан и Анны Болейн. Думаю, что к любой мечте надо идти тихо, спокойно, не бояться ее. Тогда все желанные встречи случатся.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах